Н.Сванидзе, сделав заявление о необходимости признать "советскую оккупацию" Прибалтики, в очередной раз с исторического ракурса атаковал внешнеполитические и внутренние интересы России. Мои коллеги А.Дюков и М.Колеров уже прокомментировали этот выпад в актуально-политическом ключе, и к этим комментариям нечего добавить. Надо сказать, однако, что не всегда в деятельности Н.Сванидзе и подобных ему так легко обнаружить примитивную фальсификацию и конъюнктурно-политическую составляющую, как в сюжете с так называемой "оккупацией". В этой связи потуги по выискиванию "темных пятен истории" вместе с требованиями их публичного осуждения, в целом, заслуживают более отстраненной оценки вне привязки к конкретным обстоятельствам. Во все времена существовали люди, которые, по меткому наблюдению афонского подвижника Паисия Агиорита, относились к жизни отдельных людей, народов, стран не как пчелы, собирающие нектар и дающие мед, а как мухи. А у мух, как известно, в отличие от пчел - свое "пастбище": они всегда садятся на все грязное. И ничего даже отдаленно напоминающего мед мухи не производят.

Скажу больше: стремление выставить напоказ именно негативные аспекты в сложных страницах российской истории с приданием этому сенсационности и возбужденного самодовольства (вот, мол, вы еще не про всю "грязь" знаете - я вам ее накопаю и выставлю напоказ) настойчиво напоминает мне поступок библейского Хама (Быт. 9, 21-27). Перескажу его своими словами. Хам, сын Ноя, увидев отца в неприглядном виде и в тех обстоятельствах, когда отец не мог ни прикрыть свою "наготу", ни сам объяснить ее сыну (он спал), побежал рассказывать об увиденном братьям. Те, в отличие от него, не стали даже смотреть на отцовский срам, но подошли к отцу спиной и прикрыли его одеждами. Узнав, проснувшись, что сделал против него Хам, Ной проклял потомство Хама, а Сима и Иафета вознаградил.

Не кажется ли читателю, что поступков, подобных поступку Хама, в последнее время у нас становится все больше? Если мы не положим этому конец, нас ждет очередное серьезное наказание, как всегда бывало в истории России, когда библейские заповеди предавались забвению.