Дискуссию вокруг законопроекта, предполагающего восстановление в Армении иноязычных школ, в интервью ИА REGNUM Новости продолжает кандидат исторических наук, автор ряда публикаций по истории Армении Иван Ратцигер.

ИА REGNUM Новости: Нужны ли Армении русские школы?

Вопрос прост и открыт. Но, тем не менее, дать на него столь же простой и однозначный ответ невозможно. С моей точки зрения, решение о необходимости изменения системы образования в республике - прерогатива тех, кто там живет. Я там не живу. Поэтому мне сложно судить. Но у меня есть своя точка зрения, и она может не совпадать с мнением людей, болезненно воспринимающих эту проблему. Должен заметить, что я вообще против "болезненности", я предпочитаю здоровый, а значит за трезвый подход к любой проблеме.

Армяне - диаспоральная нация. Это факт. Следовательно, развитие армянской культуры не может быть ограничено границами "хинтерланда". Возьмем простые цифры. В республике живет менее 3 миллионов армян, в то время как численность армян, живущих в настоящее время в разных государствах, колеблется от 9 до 10 млн. Что в таком случае делать? Как относиться к этому факту? Можно его принять и признать, а вслед за этим - действовать по обстоятельствам. Но возможны и другие подходы. Можно, например, объявить существующее не существующим. В любом случае, надо решить, что важнее для республики - близость или чистота? Очевидно, ответ на этот вопрос должна дать сама Армения...

Мне представляется, что здоровый подход в данной ситуации - это максимальная открытость армянской культуры всему миру и собственной диаспоре в том числе.

Но, как говорится, возможны варианты... Я припоминаю мое посещение ереванского музея истории. Все или практически все сопровождающие экспозицию тексты, за небольшим исключением, были сделаны на армянском языке. Возникает ощущение, что у Армении нет самой крупной диаспоры, живущей в РФ, во Франции или в США, да и вообще армяне не заинтересованы в том, чтобы донести свою правду, донести свою позицию до остального мира. Зачем? Очевидно, им это не нужно. Им нужно, чтобы их историю воспринимали только те, кто читает на армянском языке. Правилен ли такой подход? Не уверен. Например, будучи в Токио, я тоже зашел в такой музей. Японцев гораздо больше, чем армян - живут они преимущественно в самой Японии, имеют все основания гордиться своей историей и культурой. И, тем не менее, они почему то, сопровождают свои экспозицию надписями на английском и французском языках. Наверное, для японцев важно донести свою правду до гостей "страны восходящего солнца". Может быть, армяне занимают более важное место в мировой истории, чем японцы? Не уверен. Может быть, Япония проигрывает от такого подхода к себе? Не убежден.

Наверное, с точки зрения армян, живущих в Армении, подобные действия в музее разумны. Повторю - это ваше право и ваше дело. Вы в своем праве делать что угодно. Но не жалуйтесь в этом случае на то, что вас не понимают.

ИА REGNUM Новости: В развернувшейся в Армении острой дискуссии прозвучала мысль о том, что дети, выросшие на сказках Пушкина, уступают в своей национальной самоидентификации детям, которые с детства слушали и читали Туманяна? Согласны ли вы с такой трактовкой?

Я думаю, что процесс этнокультурной самоидентификации носит очень сложный характер. Мы имеем дело с попыткой превратить носителей армянской культуры в некий "орден меченосцев". Если вам это нравится - то замкнитесь и развивайтесь как секта. Это ваше право. Я не буду хуже относиться к армянам, но контактировать с ними станет невозможно, если они сами этого не захотят. Да разве дело в личностях, находящихся вне армянского мира? Думаю, что такой подход непродуктивен и опасен, и, прежде всего, для армянского этноса. Именно потому, что он находится в таком состоянии, в котором находится. Именно потому, что он диаспоральный. Подобными тезисами и подходами вы вряд ли приблизите к республике армян, которые проживают в РФ, Сирии или Америке.

Между тем, начнем с того, что эти армяне являются важнейшим ресурсом для республики - культурным, внешнеполитическим и, наконец, финансовым. Я бы хотел знать, какой объем валютных доходов они обеспечивают для казны Армении? Разумно ли их отталкивать? Армяне и в советский период много спорили внутри республики - кто является настоящим армянином, а кто нет.

Обращаясь к бессмысленному противопоставлению разных поэтов отмечу: меня волнует в этой постановке только один вопрос. Скажем так - с историко-культурной точки зрения, можно ли понять Туманяна без курса русской классической гимназии, без Крылова, без Беранже? Ведь ясно, что традицию басни в армянской литературе Туманян основал под сильнейшим влиянием Крылова, который черпал свои сюжеты у Беранже, а тот, в свою очередь, из античной, греко-римской литературной традиции. Отрицая вот эту часть всемирности армянской культуры, будете вы в состоянии правильно понять Туманяна? Не придете ли вы, в конце концов, к выводу, сделанному в басне о "Капле меда"?

Ведь по множеству тем можно задать больше вопросов, чем получить на них ответы. Во всяком случае, приятных для любителей противопоставлений. Когда армянский язык стал современным и востребованным? В советский период! Когда получили развитие армянский театр и кинематограф - в советский период! Кстати, я не смог бы стать поклонником армянского кино, если бы многие фильмы не были переведены на русский язык. Когда выходило больше книг на армянском языке, тогда или сейчас? Когда было преодолено наметившееся раздвоение в языке на восточный и западный диалекты? А когда армянский язык оказался под угрозой? Очевидно, в последнее 20-летие. Самая большая угроза для языка - это когда из страны уезжают люди - его носители.

ИА REGNUM Новости: Однако же суть проблемы не в том, чтобы полностью запретить преподавание иностранных языков в Армении. Критики законопроекта утверждают, что русский, английский и прочие языки можно будет столь же успешно учить и в армянских, национальных школах. А само стремление правительства воссоздать иностранные школы приписывают давлению извне, в данном случае Москвы. Де Россия заставляет Армению и другие страны СНГ открыть русские школы и вообще сделать русский язык вторым государственным, стремясь усилить таким образом свое влияние и воссоздать империю...

Я не понимаю, в чем здесь интерес РФ. Если есть давление, то должен быть и интерес. Обрисованного вами интереса в Армении у России нет. Если говорить об Украине, то здесь проблема совсем другая. Русский как второй государственный на Украине или же в Армении - это несравнимые вещи. Армения - мононациональное государство и практически всегда было таковым. Свыше 95% его граждан - армяне. А на Украине или же в Белоруссии сложился практически паритет между украинцами, русскими и белорусами. Масса людей вообще не причисляет себя ни к одному из указанных этносов, считая себя всеми понемногу, фактически уклоняясь от жесткого этнокультурного самоопределения. В Армении нет ничего подобного. В чем же интерес России? Чтобы армяне заговорили на русском? Зачем это нужно? Думаю, что для того, чтобы удержать Армению в сфере своего влияния нет жесткой необходимости в том, чтобы ее население говорило на русском языке. В Белоруссии на русском говорят почти все, он является вторым государственным языком, и что из этого следует? Австрия - германоязычна, но тем не менее ее народ не считает себя немцами, а Вена не является протекторатом Берлина.

Ответ в случае с изучением русского в Армении очень простой. Существует проблема экономической эмиграции? Да. Куда преимущественно едут армяне? В Россию, на Украину, в Белоруссию... Туда, где нет этнокультурного отторжения. А в качестве "интерлингва" в этих странах выступает русский язык. Большая часть армян, попадая в эти страны, в известной степени чувствуют себя так, как будто мы все еще живем в едином государстве. Поэтому этот язык необходим Армении и армянам. Так что - не будем лицемерить - русский язык нужен армянам. Русским в подавляющем большинстве вообще все равно, будут на нем говорить армяне (как и другие народы братской семьи Советского Союза) или нет.

Запрос на массовое изучение языка (я не говорю сейчас об ученых - определенное количество специалистов было, есть и будет всегда) создается реальной ситуацией в стране. Типичный пример - Югославия. В 80-ые годы там кроме небольшого круга русофилов и специалистов по русской истории и литературе, никто русский язык не учил. Его знание практически никоим образом не было связано с социализацией. СССР был закрытой страной. Потом была война, Россия открылась и стала рынком труда, и источником инвестиций - и в результате количество людей, учивших русский язык, резко возросло. Значит ли это, что Россия стремится включить балканские страны в сферу своего влияния, навязывая гражданам этих стран русский язык? Нет. Просто это стало надо людям, которые там живут. Давая своим детям возможность изучать русский язык, родители, по всей видимости, хотят обеспечить им лучшее будущее.

Так что, армянским "патриотам" надо научиться трезво смотреть на вещи. Потому что ошибочные действия, предпринятые на основе неверных оценок, всегда ведут к нежелательным последствиям. Пора понять столь простую истину и, в любом случае, начать ей руководствоваться в действиях по защите собственной страны, собственной культуры, своего собственного народа. Нельзя же серьезно совмещать мысль о том, что Россия - это единственный союзник Армении с утверждением о необходимости бороться с ней в культурной сфере. Это же полный плюрализм в одной, отдельно взятой голове! Не пора ли освобождаться от маний и фобий? Впрочем, если человеку нравится получать удовольствие от фобий и маний - никто не может помешать ему. Иной раз - даже врач.