В понедельник, 24 мая начался визит президента Дагестана Магомедсалама Магомедова в Азербайджан. По сообщениям пресс-службы Магомедова, в Баку уже состоялась встреча Магомедова со спикером парламента (Милли Меджлиса) Азербайджана Огтаем Асадовым. В ходе визита также планируются встречи дагестанского руководителя с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Артуром Расизаде. По итогам двусторонних переговоров будет подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Интересное совпадение состоит в том, что и дагестанский, и азербайджанский лидеры занимают свои посты в "династическом" порядке. Ильхам Алиев стал президентом Азербайджана после своего отца Гейдара Алиева, а отец дагестанского президента Магомедали Магомедов был председателем Госсовета Дагестана с 1994 по 2006 годы (тогда это был высший пост в республике). Ильхам Алиев также имеет "родственные" связи с Дагестаном: его дед по матери Азиз Алиев с 1942 по 1948 года был первым секретарем Дагестанского обкома ВКП(б).

Как ранее отмечало ИА REGNUM Новости, между Азербайджаном и Дагестаном как граничащим с ним регионом России имеется ряд противоречий.

Во-первых, это судьба этнических дагестанцев (в основном лезгин и аварцев, а также представителей нескольких более малочисленных народов), которые проживают в северных районах Азербайджана. Их общая численность составляет не менее четырехсот тысяч человек, хотя данные азербайджанской переписи населения и данные, озвучиваемые дагестанской общественностью, довольно существенно отличаются. Дагестанские СМИ, а также представители российского экспертного сообщества регулярно сообщают о непростой этнической ситуации в северных районах Азербайджана. В частности, речь идет о кадровой политике на тех территориях: на многие посты, как утверждают в Дагестане, там назначаются выходцы из других районов, не связанные с местным населением, особенно с населением дагестанского происхождения. Речь идет также о трудностях, которые встречают в этом районе представители Духовного управления мусульман Дагестана, стремящиеся наладить там работу среди дагестанских верующих.

Во-вторых, по-прежнему остаются не до конца выясненными некоторые вопросы демаркации границы и функционирования приграничных объектов. Отдельную проблему приграничных отношений составляет судьба Самур-Апшеронского канала. Он был построен в 1960-е гг. и забирает более 80% воды реки Самур с территории Дагестана, направляя ее для водоснабжения азербайджанских городов Баку и Сумгаит. Вопрос об "уводе" воды в Азербайджан поднимают жители приграничных районов Дагестана.

До сих пор в Дагестане преобладает мнение, что республиканские власти недостаточно активны в решении этих проблем с южным соседом (характерен заголовок статьи об итогах визита в Баку предыдущего президента Дагестана Муху Алиева в дагестанском еженедельнике "Черновик": "Пришел, увидел, возложил"). Отмечается, напротив, большая активность руководства Азербайджана на дагестанском "направлении". В статье дагестанских журналистов, опубликованной ИА REGNUM Новости в марте 2010 года, отмечается, что основным "игроком" в южном Дагестане сегодня является Ильхам Алиев. Его влияние, по мнению авторов статьи, обеспечивается руководством Дербентского района Дагестана, а также теми дагестанцами, которые занимаются бизнесом в Азербайджане, но имеют при этом достаточный вес в Дагестане.

Пресс-служба президента Дагестана сообщила, что во второй день визита Магомедсалам Магомедов планирует посетить северные районы Азербайджана.