Социальные проблемы титульной нации в Казахстане могут стать причиной межнациональных конфликтов. По мнению Еркина Байдарова, старшего научного сотрудника Института философии и политологии, замалчивание трудностей - это дополнительный фактор дестабилизации в обществе. Более того, по мнению Байдарова, недавние события в Киргизии показали, что межэтнические стычки не являются плодом воображения - к каждому могут прийти и приказать освободить дом на том основании, что здесь проживает представитель нетитульной национальности.

ИА REGNUM: Какое отношение имеет ресурсный фактор к межнациональным отношениям в Казахстане?

Ресурсный фактор имеет прямое отношение и к этой теме тоже. Что мы имеем в виду, говоря о ресурсах? Это то, на что мы можем опереться, что можно использовать в тех или иных случаях. И духовные, и экономические, и политические, и демографические, и межэтнические. Я говорил о ресурсах, как о моментах негативных, которые, накапливаясь, могут увеличить негативный ресурс. Нерешенность жилищных и других насущных проблем казахской нации может стать катализатором негативных процессов. Это не значит, что в Казахстане проблема стоит так остро. Но замалчивать эти процессы нельзя. В годы Великой Отечественной войны Казахстан стал родным домом для многих наций, что свидетельствует о том, что казахи во многом толерантный народ. Приняли всех с распростертыми объятиями. И сегодня Казахстан является лабораторией дружбы народов. Мы видим межэтническую стабильность. Много межнациональных браков. Тем не менее, этот ресурсный фактор, как фактор дестабилизации, должен получить освещение и в прессе, и в исследованиях.

ИА REGNUM: В 1930-е годы ресурсов было еще меньше. Но тогда - в Казахстан были депортированы многие народы. И никакого ресурсного национализма не было и в помине.

1930-е годы были страшными и для казахской нации. Тогда стоял вопрос о выживании самой нации. Да, в 1937-м произошла депортация корейцев с Дальнего Востока, а в 1940-е - депортация чеченцев, ингушей, балкарцев. Казахстан для всех стал второй родиной. Началась Великая Отечественная война. Мы жили в составе единой страны, была соответствующая идеология. В войне участвовал весь советский народ.

ИА REGNUM: То есть, был мощный объединяющий фактор.

Да. А сегодня у нас нет смысла жизни. Мы строим суверенный Казахстан, хотим войти в ряд ведущих стран мира, экономика показывает неплохие результаты. Но нужно быть объективными. Недавние события в Киргизии показали, что развитие демократии не становится тормозом для межнациональных столкновений. События под Бишкеком показали, что даже в такой мирной стране, как Киргизия, возможны такие эксцессы. Когда от вас требуют покинуть собственный дом, потому что вы являетесь представителями нетитульного этноса, это говорит о том, что такое возможно и в Казахстане. Возможно, для казахов это несвойственно. Но комплекс нерешенных проблем может стать той искрой, которая может привести к нежелательным моментам. Это нерешенная проблема жилья у большинства казахстанцев. В Алматы, по неофициальным данным, проживает около 2-х миллионов жителей. Большинство казахов живут на окраинах города в таких жилищах, которые и домом назвать нельзя. Фанерные домики безо всяких условий. Это нормальная жизнь? То, что власти не решают эту проблему, может стать негативным ресурсом. Ресурсы бывают возобновляемые или невозобновляемые. А этот ресурс может лишь наращиваться из-за нерешенных проблем.

ИА REGNUM: Позволю себе с вами не согласиться. Те проблемы, о которых вы говорите - это проблемы мегаполиса, большого города. При чем здесь межнациональные отношения?

Я заостряю свое внимание конкретно на казахской нации. Потому что это большинство населения Казахстана, и нерешенность их проблем может вызвать нежелательные моменты в нашем дальнейшем развитии. Это не говорит о том, что мы не должны обращать внимание на другие этносы. Мы должны следить за развитием всех этносов Казахстана - давать развиваться культуре. Наша сила в многообразии. Этим привлекателен Казахстан, думаю, и для международного сообщества. Модель межэтнических отношений в нашей стране является одной из эталонных в мире.

ИА REGNUM: Как вы считаете, регулируются ли межнациональные отношения в Казахстане?

У нас проводится национальная политика. Ее главная цель - поддержание стабильности в обществе в сфере межнациональных отношений. Но мы были свидетелями тех межнациональных столкновений, которые все-таки произошли в годы независимости. Хотя они были локальными и не имели большого очага распространения. Но у них социально-экономическая основа. Нерешенность социально-экономических проблем различных социальных слоев, и казахских, и других и приводит к этим происшествиям. Здесь главный фактор не национальный признак, а нерешенность социально-экономических проблем.

ИА REGNUM: Разве корни первых столкновений в годы независимости растут не из благополучного внешне СССР?

Да, после алматинских событий такие же события проходили в других городах СССР. Дезинтеграция Советского Союза привела к тому, что сегодня бывшие советские братские республики как бы находятся в свободном плавании. Мы сегодня предоставлены самим себе. Говорим об интеграции, но она проходит со скрипом. Есть и объективные, и субъективные причины, почему это происходит. И проблема ресурсного фактора в контексте межэтнических отношений может стать ресурсной базой для дестабилизации ситуации. Но главной причиной этого, повторю, могут быть социально-экономические проблемы. Их нерешенность.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что Казахстан построил национальное государство?

Нет. Казахстан полиэтничное государство. Говорить о национальном государстве пока не приходится.

ИА REGNUM: Это хорошо или плохо?

Совсем недавно мы писали о Доктрине национального единства. Она вызвала много споров, многие восприняли ее неадекватно. По этой модели речь идет о формировании казахстанской гражданской нации. Но казахстанская гражданская нация ближе к русскоязычному населению. Здесь ничего не говорится о казахской нации. Я имею в виду всех без исключения граждан Казахстана. И если бы мы назвали ее не казахстанской нацией, а казахской гражданской нацией, я думаю, было бы намного правильнее. Русский, кореец, уйгур, если считает себя гражданином Казахстана, не увидит ничего плохого в том, чтобы стать частью казахской нации. Но, как бы это ни называлось, казахская нация или казахстанская, суть остается одна. Я считаю, поэтому можно было пойти на компромисс и выбрать для граждан Казахстана определение - "казахская гражданская нация". Мы говорим об американской нации, о французской, о германской. Там таких проблем нет. Во Франции все французы, в Германии все немцы. И если вдруг мы все назовем себя казахами, ничего в этом плохого нет.

ИА REGNUM: На бытовом уровне это так и есть. В Москве про меня, этнического корейца, говорят - о, казахи приехали - имея в виду, что я кореец из Казахстана.

Это говорят только в Москве. Но когда в Казахстане представителя другого этноса называют казахом, он воспринимает это негативно.

ИА REGNUM: Наверное, мы говорим о разных странах?

Может быть, может быть.

ИА REGNUM: Может, есть смысл построить сначала национальное государство, а потом как базу надстроить гражданскую ее часть?

Ели мы говорим о национальном государстве, мы должны говорить и о государствообразующей нации. И это могут быть только казахи. Сегодня их более 60%. И есть все тенденции для того, чтобы национальное государство все-таки сформировалось. Естественно, мы должны строить государство с учетом наших особенностей. С учетом ментальности казахского этноса, ментальности других этносов Казахстана.