Во вторник, 8 июня Тверской суд Москвы рассмотрит иск бывшего генерального директора ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт", депутата Народного собрания Дагестана Абусупьяна Хархарова к Федеральному агентству морского и речного флота России (Росморречфлот). Хархаров оспаривает свое увольнение, решение о котором было принято в апреле.

Решение об увольнении Хархарова было принято в конце марта 2010 г. Сразу после этого обстановка вокруг порта стала накаляться. В частности, 30 апреля в районе порта неизвестными был избит Махач Алиев, который ранее был заместителем Хархарова, а после решения об его увольнении стал исполняющим обязанности директора. По оценкам дагестанских СМИ, в том столкновении приняло участие более 100 человек. Очевидцы говорили о постоянном нахождении вокруг порта групп людей, готовых к силовым акциям, однако кем они были и кто ими руководил, не сообщалось.

Распоряжение о назначении на должность и.о. директора порта Магомедрасула Омарова, работавшего ранее директором ГУ "Дагавтодор", было обнародовано 30 мая. Омарова представлял коллективу порта первый вице-премьер Дагестана Ризван Курбанов. Отметим, что информация о возможном назначении Омарова в порт неформально циркулировала еще в апреле.

Если Хархарову, возглавлявшему порт с 1998 года, не удастся отменить в судебном порядке решение о своем увольнении, Омаров сможет перейти из статуса "и.о." в статус гендиректора порта. В таком случае он станет вторым по счету руководителем федеральной структуры в Дагестане, назначение которого произошло после вступления в должность президента этой республики Магомедсалама Магомедова в феврале 2010 г. Напомним, что в апреле руководителем дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ стал Сайгид Муртазалиев, бывший до этого главой Кизлярского района Дагестана. Он сменил на этой должности Амучи Амутинова. Амутинов и Хархаров, будучи депутатами Народного собрания Дагестана, в канун смены главы региона в ноябре 2009 - феврале 2010 гг. активно поддерживали тогдашнего президента Муху Алиева, который в итоге потерял свой пост.

Махачкалинский морской торговый порт - единственный российский незамерзающий порт на Каспийском море. Его грузооборот в 2009 г. составил 6,4 млн тонн. Эксперты достаточно скептически оценивают экономические перспективы порта. "Сейчас порт не обеспечивает транзита таких грузов, по которым в обозримом будущем можно было бы ожидать существенный рост грузооборота. В основном через порт идут два вида грузов - нефть и зерно. Однако как только ЛУКОЙЛ построит трубу, которая будет соединять его морские каспийские месторождения с центральным трубопроводом, проходящим через Калмыкию, нефтяной транзит через порт также сильно сократится", - отмечал ранее в беседе с ИА REGNUM Новости дагестанский экономист Михаил Чернышев.