Похоже, что Азербайджан - последнее государство на Южном Кавказе, не имеющее своей Военной доктрины, наконец, обзаведется ею. 8 июня на внеочередном заседании Милли меджлиса (ММ) будет представлен на первое чтение проект Военной доктрины Азербайджана, к которому в общественности и экспертной среде отношение неоднозначное. Если проправительственные НПО говорят о документе исключительно в превосходных степенях, то со стороны независимых организаций, таких как "Центр демократического и гражданского контроля над Вооруженными силами" (ЦДГВС) и "Военные журналисты", отдельные его положения подвергаются критике.

Напомним, что несколько дней назад в соответствии с Конституцией проект был вынесен президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на обсуждение парламентского Комитета по безопасности и обороне. Последний, после рассмотрения, рекомендовал документ к обсуждению в парламенте. Как рассказал журналистам зампред ММ и председатель названного комитета Зияфет Аскеров, предложенный проект состоит из семи разделов и 75 пунктов. В нем нашли отражение национальная безопасность, агрессия Армении в отношении Азербайджана и имеющие место в этой связи проблемы, военные угрозы на региональном уровне, а также соответствующие задачи, стоящие перед ВС Азербайджана, стратегия военного строительства, международного военного сотрудничества, двусторонних военных договоров Азербайджана и пр. В проекте Армения названа агрессором. Также в документе указаны вопросы глобальных кризисов, борьбы за энергоресурсы, сепаратизма, международного терроризма.

Комментируя проект, директор ЦДГВС Алекпер Мамедов сказал, что он вызывает двоякое отношение. С одной стороны, можно радоваться, что после долгих лет у государства, наконец, появится Военная доктрина. В ней действительно отражены все, представляющие интерес с точки зрения защиты безопасности личности, общества и государства вопросы. Но в проекте наряду с положительными моментами имеет место целый ряд недоработок, недомолвок и положений, которые поддаются неоднозначному толкованию и даже опасны.

"В течение долгих лет у нас эта доктрина отсутствовала именно из-за неопределенности политического курса. Быть "хорошим и вашим, и нашим" у небольшой страны, расположенной в столь взрывоопасном регионе; страны, у которой оккупированы до 20% ее территории", не получается и не может получиться. Но, увы, нынешний проект доктрины отражает именно это стремление правительства. Посмотрите, только Армения названа страной-агрессором. А между тем в качестве потенциального противника должны рассматриваться все страны, которые могут иметь территориальные претензии. То есть в нашем случае это еще и Иран, и Россия. Вместе с тем никак не отражена роль братской Турции. Нет указания, собирается ли и если да, то в какие сроки, Азербайджан иметь профессиональную армию и соответственно сокращать и ликвидировать ныне обязательный призыв в ВС. Я не говорю уже о том, что проект доктрины вступает в прямой конфликт с Конституцией государства, где четко указано о недопустимости размещения иностранных военных баз на его территории. Сначала в проекте это положение, вроде, подтверждается, но тут же оговаривается, что в случае военно-политических изменений в регионе Азербайджан оставляет право допустить иностранное присутствие в той или иной форме. Иными словами, разместить указанные базы. То есть, если проект будет принят, в зависимости от внутренних и внешних вызовов и рисков и своей прозападной или пророссийской ориентации любая власть сможет подвергнуть реальную независимость страны серьезной опасности".

По мнению эксперта Тогрула Софиева, в долгожданном проекте, над разработкой которого, очевидно, основательно потрудились, имеет место размытость, продиктованная сверхосторожностью перед известными внешними силами. Он также отметил факт нарушения Конституции АР в связи с возможным размещением в стране баз других государств. Софиев сказал, что нисколько не преувеличивает опасность и напомнил в этой связи, что на днях The New York Times, распространила информацию появлении в США некоего плана по созданию секретных военных баз в Турции, Азербайджане, Грузии и Узбекистане. По его мнению, и арендуемая Россией Габалинская РЛС тоже может по соглашению сторон, превратиться в полноценную базу России, у которой, также как и США есть свои интересы в регионе, необязательно совпадающие с азербайджанскими.

Вместе с тем Софиев указал, что документ может быть самым совершенным, но главное, что происходит в реальности. "Так принятая в 1936 году "сталинская" конституция СССР была образцом соблюдения прав человека и законности для своего времени, но все помнят, что последовало в 1937-38 годах и дальше вплоть до смерти тирана. В нашем случае наряду с изменениями и дополнениями в проекте Военной доктрины, которые, хочется надеяться, предложат и проведут депутаты, нужно резко активизировать борьбу с коррупцией, произволом и неуставными отношениями. Какие-то меры в ВС принимаются, но их явно недостаточно", - подчеркнул эксперт. "Кстати, в связи с значительным обострением израильско-турецких отношений, стран, которые Азербайджан позиционирует как братскую и дружественную соответственно, не удивлюсь, если более детальное рассмотрение проекта Военной доктрины, то есть его второе чтение, будет перенесено на осеннюю сессию", - предположил Софиев. И все же, по его мнению, авторов документа можно благодарить за то, что они хотя бы не объявили страну нейтральной, наподобие Туркмении, и не запретили ВС Азербайджана участвовать в миротворческих операциях.

Рафаэль Мустафаев