Начиная с августа 2008 года, на шахматной доске Южного Кавказа наблюдается активная перестановка тяжёлых фигур. Хотя самое интересное (а также печальное) ещё впереди, тем не менее уже сегодня можно говорить об очевидных промежуточных результатах.

Турция уже прочно и без заметного сопротивления со стороны крупных держав вошла в Закавказье в качестве активного игрока. "Ферзя" американцев, внедрённого по замыслу Вашингтона в регион для преследования своих целей, из Турции не вышло - последняя быстро разочаровала США, отказалась играть роль "троянского коня" и стала вести свою самостоятельную игру, повернувшись в сторону России и даже заметно улучшив отношения с Ираном. В планы Белого Дома подобный поворот событий явно не входил. Трудно согласиться с теми, кто говорит о проникновении США в регион. Американцы в регион не вошли, хотя пытались. Вместо них это сделали турки, а это не одно и то же.

В то же время, Иран по-прежнему остаётся за бортом, несмотря на усилия Армении ввести его в игру в качестве противовеса Турции. Не хотят видеть Иран на Южном Кавказе и другие страны, и одной Армении вряд ли удастся затащить сюда своего южного соседа. Кроме того, в Тегеране на официальном уровне не раз заявляли, что считают Карабах азербайджанской землёй и поддерживают территориальную целостность Азербайджана вместе с его карабахским регионом. В Ереване подобные заявления дружественной страны восприняли с разочарованием, и сегодня больше не слышно голосов в поддержку более активного участия Ирана в разрешении конфликта в регионе.

Россия также взяла курс на замену своих долгосрочных ориентиров. Роль её стратегического союзника в регионе постепенно переходит от Армении к другим странам, в частности к Турции. A с заключением газовых контрактов между Азербайджаном и Россией Армения начала терять пальму единственного союзника России в Закавказье. Сегодня Армения стремительно лишается монополии на статус единственного друга Москвы на юге. В Армении к этому относятся с заметной долей ревности, но предложить ей России, увы, больше нечего. Всё, что Армения могла отдать, она уже отдала. Свой резерв интереса для России она уже исчерпала. А Азербайджан и Турция приберегли, как говорится, на "чёрный день" много интересного для Москвы.

Не считая Грузию, на Южном Кавказе у России теперь недругов практически нет, и здесь она со времени войны в Южной Осетии сильно укрепила свои позиции, во многом благодаря сближению с Турцией и Азербайджаном и блокированию США в Грузии. В этой связи роль российской военной базы в Гюмри практически маргинализируется. Армения для России уже не форпост, так как врагов в классическом понимании этого слова в регионе уже нет (в случае необходимости, с Грузией Россия может "расправиться" с севера со стороны собственной границы).

У Армении нет ни ресурсов, которые могли бы заинтересовать Москву, ни какого-то особого стратегического положения. Коридор "Север-Юг" через Армению Москве неинтересен, особенно при наличии бесперебойного железнодорожного сообщения с Ираном через Астару и проблематичной Грузии на пути между Арменией и Россией. Шансы Армении стать транзитной страной в газовой сфере также нулевые: Иран и Турция ведут переговоры о строительстве прямой ветки газопровода (США выступают против, Россия - внешне нейтральна), и в лишней транзитной стране две страны явно не нуждаются. В настоящее время ведутся переговоры также о строительстве железнодорожной ветки из Карса в Игдыр и далее в Нахичевань. В коммуникационных проектах Армения оказывается в стороне, что не добавляет ей козырей, которые она могла бы предложить России для нейтрализации сближения с Турцией и Азербайджаном.

В этом смысле Армения выдохлась. "Продать" сегодня она может только слова, заявления, напоминания о том, как "армяне и русские всегда были вместе, воевали вместе", как это делает глава МИД Армении, а также публикации в российских СМИ с ничего не значащим в большой политике напоминанием об армяно-российской дружбе и стратегическом союзничестве.

Однако надо быть (если, конечно, есть на то желание) реалистом - всего этого мало. У России свои интересы, гораздо бόльшие, чем Армения и память из прошлого. Россия как великая держава исходит из своих собственных национальных интересов, а не из интересов цепляющихся за неё и увязших в своих проблемах союзников. Как поступают при таких дилеммах державы, легко можно уяснить для себя, взглянув в историю. В ту же российскую. При условии, правда, трезвого и научного анализа исторических событий и дистанцирования от эмоций и идеалистической бравады.

Надежды Армении в случае войны в Карабахе выдвинуть вперёд Россию ничтожно малы. ОДКБ вмешиваться в карабахскую войну (сегодня война кажется уже 99-процентной) не будет. Невмешательство ОДКБ очевидно. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Все зависит от того, из чего исходить - из реальности или из мечты. Те, кто надеятся на обратное, столкнутся в будущем с сильным разочарованием. Впрочем, это их дело.

Часто говорят, мол, "война в Южной Осетии доказала, что военного решения конфликта нет". На деле она доказала прямо противоположное. Переговорный процесс ни к чему не привёл, началась война, одна сторона победила, другая проиграла, и конфликт нашёл своё разрешение. Военным путём. Это факт. Те, кто ставят на одну доску Абхазию/Осетию и Карабах, не учитывают особенностей. В Абхазии и Южной Осетии были размещены российские миротворцы, там жили российские граждане. В Карабахе миротворцев нет. И не будет, несмотря на появившиеся в последние дни публикации и призывы. Да и вообще, Южная Осетия и Абхазия, с которыми, кстати, Россия, в отличие от Карабаха, граничит, являлись для России вопросом престижа, чести, принципа. Ничего похожего у России в Карабахе нет - она здесь в своё время не закладывала ни престиж, ни вопрос чести, и спасать ей здесь абсолютно нечего. Говорить, конечно, можно о чём угодно. Но если смотреть реальности в глаза, то вывод будет только следующий - соразмерных с Южной Осетией и Абхазией интересов в Карабахе у России нет, и костей своих граждан она здесь класть не будет. Оппоненты вправе не соглашаться, однако время покажет.

Проводить параллели между Карабахом, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией, с другой стороны, конечно, можно. Но ставить их в пример друг другу и, тем более, обобщать - извините, неграмотно. Каждый конфликт по-своему особенен. Исход в одном конфликте не является универсальным для всех остальных. В каждом из них - свои силы, свои интересы, свои условия. Для России Абхазия и Южная Осетия служили, кроме прочего, также в качестве противовеса Косово. Козырной картой на случай "если". Они были, своего рода, "оружием сдерживания" против тогда ещё неопределённой перспективы признания Западом Косово, а после свершившегося признания - "оружием мести" за то самое признание. Говорить о мести кому-то в Карабахе со стороны России не приходится. Мстить ей здесь некому и не за что, особенно после сближения с Азербайджаном и Турцией.

Если воздержаться от глупого патриотического пафоса, присущего экспертному сообществу с обеих сторон, то в данной ситуации напрашивается следующий прогноз (не претендующий, впрочем, на истину в последней инстанции): если Армения не примет обновлённые Мадридские принципы, то вероятность войны возрастёт от 99% ко всем ста. На этот раз это будет кровавое месиво! Только безумец может хотеть войны. Но, увы, от желаний ничего не зависит. А война будет.

Несмотря на обещание генерала Котанджяна нанести противнику "неприемлемый урон", армянским силам не удастся проникнуть дальше (или существенно дальше). Возможно, они неплохо обучены, но сил для этого всё равно недостаточно. Армянское контрнаступление (или пусть даже превентивная атака) завязнет в глубоко эшелонированной обороне противника точно так же, как и предшествующее ему азербайджанское наступление. Вообще, стороны недооценивают противника и сильно переоценивают самих себя. Не получится блицкрига и у азербайджанской стороны, несмотря на освобождение, возможно, 1-2 районов. Первое время война будет позиционной (или почти позиционной), но с огромными жертвами с обеих сторон, во многом благодаря минам и работе дальнобойной артиллерии. Дальше призывов и принятий ничего не значащих резолюций международное сообщество не пойдёт. В любом случае, общий тон заявлений и резолюций не будет сильно отличаться от принятых в 1993 году резолюций СБ ООН, а по настрою они вряд ли будут идти вразрез с уже принятыми резолюциями Европарламента, Совета Европы и других авторитетных организаций. ОДКБ также будет стоять в стороне. Россия не будет помогать Армении, а Турция - Азербайджану (своего рода, фактор сдерживания, джентельменское соглашение). Другие же сюда, что называется, "не сунутся". Захвата или вывода из строя стратегических объектов не произойдёт, несмотря на глупые угрозы и даже, возможно, самоубийственные попытки их осуществления. С обеих сторон они довольно хорошо охраняются, и кому надо, тот об этом хорошо знает.

Но самое интересно начнется потом. После истощения стратегических резервов (финансовых, топливно-энергетических, людских, продовольственных и, разумеется, запасов вооружения) одной из сторон наступит критическая стадия войны - противостояние двух экономик. Это будет означать конец позиционной войны и начало драматических изменений на линии фронта. Какая из сторон истощится быстрее - покажет время. Поэтому нет смысла также в дальнейших прогнозах.

P.S. Возможно, после данного материала в REGNUM посыпется шквал статей с известной стороны, изобилующих страшилками о том, что их "бравые воины" сделают с противоположной стороной, как они маршем пройдутся по стране и водрузят победный флаг над столицей противника и т.д. и т.п. Все эти далёкие от реальности призывы и угрозы останутся без ответа. Речь идёт только о фактах и очевидных реалиях, а не мечтах. Возможно, появится и В.Казимиров с давно уже наскучившими и многократно пересказанными воспоминаниями из 90-х годов и с очередной речью о вреде войны и пользе мира, будто кто-то из нас в состоянии что-то предпринять или в силах предотвратить надвигающуюся катастрофу. Две страны катятся к войне (и это ОЧЕВИДНО!!!!), и не дать ей начаться не смогут ни пацифисты, ни реалисты. А жаль! А ведь шанс был...