Дипломатические отношения между Арменией и Турцией так и не установились после распада Советского Союза в 1991, хотя и Анкара признала независимость Республики Армения. В апреле 1993 турецкая сторона заблокировала армяно-турецкую границу. Однако спустя год была вынуждена отменить воздушную блокаду республики, констатировав при этом, что тем самым наносит вред своей собственной экономике. О дальнейших шагах по нормализации отношений говорить до последнего времени не приходилось. Как известно, Турция предъявляет четыре предварительных условия, которые, фактически, и составляют основу турецкой политики в отношении Армении. Во первых, это стремление Анкары предать забвению факт Геноцида армян в Османской Турции в начале прошлого века. Как известно, международное признание Геноцида значится среди приоритетных направлений внешней политики Армении. Усилиями армянской диаспоры в этом вопросе зафиксировано заметное продвижение. Не менее значительным источником напряженности в армяно-турецких отношениях был и остается нагорно-карабахский конфликт. Являясь региональным союзником Азербайджана, Турция полностью разделяет позиции официального Баку по этому щепетильному вопросу. Помимо этого, Анкара не перестает добиваться от Еревана однозначного отказа от территориальных притязаний к ней, впрочем, о существовании которых можно говорить разве что со ссылкой на программы отдельных армянских политических партий. Указанный спектр разногласий всегда ставил и ставит под сомнение перспективы налаживания армяно-турецких отношений и возможное разблокирование границы. Стоит правда отметить, что официальный Ереван не раз заявлял о готовности армянской стороны начать диалог с Анкарой без каких-либо предварительных условий.

Турецкие "маневры"

С недавних пор попытки Анкары продемонстрировать миру желание добиться продвижения в армяно-турецких отношениях вызвали широкий резонанс в политических и общественных кругах Армении. Причем оценки по этому случаю звучат довольно противоречивые.

Еще в июне 2002 турецкие, армянские и азербайджанские СМИ начали сообщать о тайных переговорах между Арменией и Турцией. В короткий промежуток времени, сначала в середине мая 2002 в Рейкъявике, а затем в конце июня 2002 в Стамбуле состоялись встречи министров ИД Армении и Турции, Вардана Осканяна и Исмаила Джема (последний в этот период возглавлял внешнеполитическое ведомство Турции). Эти встречи дали повод многим аналитикам и экспертам заговорить о геополитическом прорыве на Кавказе. Однако чуда не произошло - все затихло почти на целый год. О возможностях нормализации армяно-турецких отношений вновь вспомнили опять же в мае, но уже 2003 года. А за этот период в регионе произошло многое. Смена власти в Турции, война в Ираке и неизбежный, в ее контексте, пересмотр региональных позиций супердержав, напряжение между США и Ираном, грозящее перерасти в конфликт - все это свидетельствует о нарушении сложившегося в регионе баланса и достаточно большой вероятности новых процессов. Они не заставили себя долго ждать. Новый виток армяно-турецким контактам придал министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль, выступивший с заявлением о намерении нового турецкого правительства установить отношения с Арменией. Затем состоялась мадридская встреча на уровне глав МИД Осканян-Гюль, по итогам которой глава турецкого МИД заявил о желании "с новой энергией" приняться за обсуждение вопроса о примирении. Его армянский коллега Вардан Осканян назвал встречу довольно результативной и добавил, - "Я заметил очень серьезные позитивные настроения правительства Турции в вопросе налаживания армяно-турецких отношений. Хоть и малыми шагами думаю мы приблизимся к налаживанию отношений".

После Мадрида желание сторон наладить отношения показалось обоюдным, но предположить каким именно способом турецкое руководство намерено подступиться к реализации этого желания было трудно. Как оказалось, "все пути ведут в Рим". Уже целый месяц армянские умы взбудоражены известием о тайных переговорах турецких эмиссаров с представителями армянской общины США. В роли же эмиссаров выступают высокопоставленные турецкие дипломаты. Так, согласно конфиденциальным источникам внешнеполитического ведомства Турции, начальник управления разведки и аналитики этого ведомства Кадри Эджвет Тезджан провел целый ряд закулисных встреч с представителями армянской диаспоры Соединенных Штатов. Анкара приступила за "разведку и анализ" позиции влиятельного армянского лобби США непосредственно после мадридской встречи глав МИД Армении и Турции Вардана Осканяна и Абдуллы Гюля в первых числах июня. По той же информации, внешнеполитическое ведомство Турции провело по итогам встречи Осканян-Гюль ряд закрытых совещаний, результатом которых и стала поездка Тезджана в США. Начальник же управления по странам Кавказа МИД Турции Эртан Тезгер получил задание углубить контакты с армянскими коллегами.

Активные действия Анкары привели к появлению серьезных перспектив открытия Гюмрийского участка границы Армении уже в ближайшие 10-15 дней. Эта сенсационная информация, распространенная на днях рядом турецких и армянских СМИ, со ссылкой на неофициальные источники, заставила многих в Армении призадуматься о выгоде и ущербе от разблокирования замурованной с 1993 года границы. Формулировка Анкары следующая, открытие границы имеет целью сделать возможной приграничную торговлю между двумя странами. Требование же Вашингтона нормализовать отношения с Арменией, вероятно, достигается Анкарой попутно.

Специально для ИА REGNUM тему комментирует экс-министр иностранных дел Армении, член армяно-турецкой комиссии по примирению Александр Арзуманян.

Г-н Арзуманян, как Вы расцениваете сообщения о ближайшем разблокировании участка армяно-турецкой границы? Это что - очередная утка?

Вопрос разблокирования границы между Турцией и Арменией уже давно обсуждается на самом высоком и других уровнях, в частности, этот вопрос обсуждался также в ходе встречи нашей комиссии в Стамбуле в начале июня этого года. Как известно, этот же вопрос рассматривался на уровне представителей турецкого МИДа, посещающих США. То есть открытие армяно-турецкой границы находится на повестке дня. Что касается ожидаемого визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Карс (приграничная с Арменией область Турции) и заявления о скорейшем открытии границы, то этот оптимизм я разделяю и считаю, что рано или поздно граница будет разблокирована. Это ненатурально и неестественно, когда между двумя соседними государствами граница на замке и полностью отсутствуют торговые и экономические отношения. Однако наряду с моим оптимизмом, я не считаю, что вопрос открытия границы - дело нескольких дней.

А насколько выгодна подобная перспектива для республики, не грозит ли нам турецкая экономическая экспансия и завал армянских прилавков турецким ширпотребом?

Опыт показывает, что завал Армении некачественными товарами уже имеет место, и армянский потребитель предпочитает из имеющегося ассортимента именно товары турецкого производства, поскольку они намного качественнее производимых нашими другими соседями аналогов. Ведь говорить о высоком качестве товаров, производимых нашим ближайшим стратегическим партнером - Ираном - не приходится. В этом плане особой опасности я не вижу. Говорить об экономической экспансии со стороны Турции и о возможности урона экономике Армении от открытия границы с ней при том, что мы стали членом ВТО и очень гордимся этим, при том, что вступлению в ВТО мы обязаны нашей грамотной экономической политике - абсурдно. Ведь в условиях конкуренции естественно побеждает лучший производитель и чем выше конкуренция, тем больше качественной продукции. Я не считаю, что какая-то одна страна имеет монополию на приобретение предприятий в Армении. Идет открытый процесс, когда общество в состоянии контролировать, когда парламент следит за развитием ситуации и в состоянии своей законотворческой деятельностью препятствовать усилению влияния одной стороны за счет другой.

Допустим, с экономической точки зрения Армении ничего не грозит, а как будут обстоять дела с имеющимися разногласиями политического и исторического характера? Возможен ли пересмотр турецких позиций по нагорно-карабахскому конфликту, вопросу признания Геноцида армян в начале века и другим довольно острым проблемам?

Во-первых, вы упомянули нагорно-карабахский конфликт. Сразу хочу заметить, что, по моему глубокому убеждению, вопрос нагорно-карабахского урегулирования никак нельзя связывать с вопросом улучшения отношений Армения-Турция. Наши взаимоотношения с Турцией не должны зависеть от наших же взаимоотношений с третьей стороной. Эта наша убежденность выразилась также в том, что армяно-турецкая комиссия по примирению никогда не обсуждает вопросов, связанных с нагорно-карабахской проблемой и вообще армяно-азербайджанскими отношениями. Мы считали и считаем это двумя различными сферами деятельности. Безусловно, бывают заявления некоторых высокопоставленных лиц на этот счет, но это скорее для внутреннего пользования. В политике не все, что обсуждается конфиденциально, заявляется затем публично. В этом вопросе проблем я как бы не вижу.

Что касается Геноцида, то политическая партия, которую я представляю (бывшая правящая партия Армянское Общенациональное Движение), и члены бывшего правительства Левона Тер-Петросяна не считают продуктивным включение вопроса о признании Геноцида в число основных вопросов внешней политики Армении. Я не знаю какого-либо человека в Армении, который не расценивал бы как Геноцид произошедшие в начале 20 века в Турции события. Это естественно также, как и то, что рано или поздно Турция признает факт преступления. Мы удовлетворены недавней публикацией Международного Центра переходного правосудия, где однозначно утверждается, что с точки зрения конвенции ООН 1948 года "О Геноциде", события 1915 года в Турции были квалифицированны как Геноцид. В этом плане, продолжает активную и результативную деятельность и армянская диаспора. Но здесь главное, чтоб сама Турция пришла к осознанию необходимости признания Геноцида, и это время рано или поздно настанет. А связывать открытие границ с этим вопросом я думаю невыгодно ни одной из сторон. Руководства Армении и Турции сегодня как никогда заинтересованы в открытии границ, и связывать это с другими вопросами, другими проблемами представляется контрпродуктивным. Касаясь территориальных претензий Армении к Турции, то официального заявления главы МИД Турции на этот счет не было. Как мы знаем, не значится такое положение и в армянской Конституции. Требования кончено звучат, но не очень убедительно и весьма малообоснованно. Насколько я знаю, нынешнее правительство Армении также не выдвигало каких-либо территориальных претензий к Турции. Конечно в Армении есть политические партии, которые в своих программах ставят эти вопросы, однако это личное дело этих политических партий.

Как при возможном разблокировании армяно-турецкой границы поведет себя Азербайджан? Ведь Баку не раз весьма ревностно высказывался в связи с заметным потеплением армяно-турецких отношений.

Действительно, несколько заявлений разного уровня о том, что Азербайджан считает налаживание армяно-турецких отношений недружественным актом со стороны Турции, из Баку уже донеслось. Каждый раз, как только чувствуется какой-либо прорыв в армяно-турецких отношениях, Азербайджан реагирует весьма ревностно и это в принципе можно понять. Ведь в Баку считают, что Турция должна однозначно поддерживать Азербайджан во всех его внешнеполитических действиях. Мы же считаем, что Турция должна занять более объективную позицию, с тем чтобы восприниматься со стороны всех южно-кавказских государств как партнер, достойный доверия. Иначе Турция не сможет иметь какого-либо участия в региональных процессах. Я думаю, когда граница откроется, жесткие заявления со стороны МИД Азербайджана обязательно будут, но это так и останется на уровне жестких заявлений. Вероятность ухудшения отношений между Азербайджаном и Турцией я при этом полностью исключаю. Таким образом, вопрос ревностного отношения Баку тоже скорее для внутреннего пользования.

Как разблокирование армяно-турецкой границы способно отразиться на интересах представленных в регионе супердержав и, в частности, России и США?

У России, конечно же, свои политические интересы в регионе, поскольку она присутствует здесь несколько столетий. Она имеет свои и исторические и политические отношения со всеми странами региона. А посему, любое развитие ситуации на Южном Кавказе должно учитывать интересы и России и других стран региона. Ведь Турция тоже страна региона и не учитывать, допустим, ее интересы невозможно. Все эти вопросы должны решаться в комплексе. Единственное, чего нам стоит опасаться, это того, чтоб Азербайджан, Армения и Грузия ни в коем случае не превратились в игральную карту в руках более мощных государств при решении их проблем...

"Турция, во-первых, должна сохранять нейтралитет в вопросе Карабаха и, во-вторых, признать Геноцид армян: только при удовлетворении этих двух условий можно думать о развитии действительно нормальных отношений с Турцией". Такое заявление сделал представитель Верховного органа АРФ Дашнакцутюн Армении Армен Рустамян. "Открытие границ еще не означает установление полноценных отношений", - комментируя недавнее заявление турецкой стороны о возможном открытии границ с Арменией, сказал Рустамян. По словам Рустамяна, во-первых, нужно понять, к отношениям какого качества стремится Турции. Известно, что именно эта страна ставит предварительные условия для развития двусторонних отношений. Их два: отказ от требования признать геноцид и вывод армянских войск, как они говорят, "с оккупированных территорий" (имея в виду Нагорный Карабах и прилегающие районы). "Они не сохраняют нейтралитет в карабахском вопросе и выдвигают алогичное требование, чтобы армяне не поднимали вопрос геноцида", - отметил Армен Рустамян. Он высказал убеждение, что и сейчас проблема не ограничивается отказом Армении от земельных требований. Турция выдвигает условия "пакетом", в котором оба вышеназванных условия всегда присутствуют, и после смены руководства в этой стране больших изменений в этом вопросе не замечено. Рустамян отметил, что Армения постоянно поднимает вопрос о снятии блокады со стороны Турции. Турция обуславливает блокаду наличием карабахской проблемы и таким путем пытается навязать Армении свою позицию. "Если турки готовы открыть границу и ликвидировать блокаду, то это другой вопрос. Но если таким способом делается попытка начать нормализацию отношений, то нужно понять, как они представляют эту нормализацию", - сказал Рустамян. По его мнению, Турция должна стать выше своей сегодняшней позиции и удовлетворить требования Евросоюза. Что касается земельных требований, то, по словам Рустамяна, Армения никогда официально не выступала с этих позиций. Иное дело - позиция АРФД, согласно которой, существует проблема Ай дата (Армянский вопрос), которая предполагает в том числе и необходимость компенсации. По его словам, турецкая сторона также понимает, что вопрос не исчерпывается признанием геноцида. "Именно поэтому они хотят дипломатическими уловками повести нас в направлении, которое в конце концов позволит Турции избежать признания геноцида", - отметил Армен Рустамян.

Касаясь деятельности армяно-турецкой комиссии по примирению Рустамян отметил, что Турция это делает для того, чтобы найти формы для того чтобы обходить вопрос геноцида.