После российско-грузинской войны 2008 года в кавказском регионе создался новый статус-кво, составными факторами которого являются: измененное положение в Абхазии и Южной Осетии, новая роль России, Турции и Ирана, как ведущих государств в регионе, и новая динамика в отношениях между ними, а также новая волна насилия в северокавказском регионе России. Такое заявление сделал заведующий Отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, выступая 6 июля в Вашингтоне, в Центре стратегических и международных исследований, в рамках состоявшегося брифинга на тему: "Кавказский регион: старые проблемы и новый геополитический дизайн".

"Два года назад Кавказ был в центре международных отношений. Утверждать этого вовсе не было бы преувеличением. Между прочим, доказательством тому является хотя бы то, что в начале августовской войны вопрос российско-грузинской напряженности в день три раза рассматривали на Совете безопасности ООН. После того, на фоне киргизских дел, когда в Средней Азии появилась опасность создания второго Афганистана, кавказский регион переместился на второй план", - заявил эксперт.

Маркедонов отметил, что после российско-грузинской войны в западных аналитических кругах активно рассматривали несколько возможных сценариев развития событий в Грузии, которые не оправдались: "Новая эскалация насилия в Абхазии и Южной Осетии, за которым должна была последовать возможная полная аннексия Грузии Россией, которую многие ждали на Западе, видимо, не состоялась".

Маркедонов полагает, что после войны идея расширения НАТО на Южном Кавказе, и особенно вступления Грузии в НАТО, на долгое время отложена. С этой точки зрения примечательно, что между риторикой западных политиков и политикой есть большая разница. Что касается нормализации армяно-турецких отношений, этот процесс оказался безуспешным. После динамичной "футбольной" дипломатии между этими двумя государствами сложилась пора дипломатического застоя. "Между тем, более детальный анализ геополитических тенденций в кавказском регионе явствует, что эра стабильности в этом регионе не наступила. То, что там пока не видно открытого военного противостояния, наподобие пятидневной августовской войны 2008 года, вовсе не доказывают, что этому региону не характерна острая геополитическая динамика", - сказал Сергей Маркедонов.

В кавказском регионе старый статус-кво был связан с развалом СССР и возникшими в результате этого конфликтами. Это было обусловлено тем, что установленные советской властью границы не отражали существующую этническую реальность, и не предусматривали желания и интересы местного населения. Относительно нового статус-кво, Сергей Маркедонов отметил: "Новый геополитический дизайн не возник на Кавказе в результате августовской войны. Он является итоговым результатом попыток разморозить замороженные конфликты, существующие в регионе. Как известно, такие попытки в разное время проводили Грузия, Россия и Азербайджан. Однако август 2008 года подвел черту под старый статус-кво. Августовские события поставили под вопрос принцип неприкосновенности государственных границ в пост советском пространстве, который до этого сохранялся в течение 17 лет. Кроме того, на территории Евразии среди бывших советских автономий утвердился прецедент новых государственных образований. В результате в кавказском регионе были созданы государства, подобные Северному Кипру или Западной Сахаре". Как известно, недавно президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что готов начать переговоры с Москвой без всяких предпосылок. На вопрос грузинской редакции "Голоса Америки", как оценивает перспективы нормализации российско-грузинских отношений с учетом заявления президента Саакашвили, Маркедонов ответил: "Это интересное предложение. На мой взгляд, разумеется, желательно чтобы на это предложение дали какой - нибудь ответ Владимир Путин или Дмитрий Медведев. Но, не думаю, что это серьезное предложение, так как полагаю, что проблема Абхазии не является проблемой Михаила Саакашвили или Владимира Путина. Это проблема идентичности. В России почему-то существует иллюзия того, что уход Михаила Саакашвили из власти будет началом нового этапа в истории двухсторонних отношений. Я не согласен с этим мнением, поскольку проблема Абхазии для грузин является важнейшей исторической и национальной травмой. Поэтому вопросы Абхазии и Южной Осетии еще раз войдут в повестку дня, невзирая на то, кто будет во главе Грузии, Михаил Саакашвили или Ираклий Аласания. Таким образом, это предложение скорее похоже на пропаганду, так же, как и инициативы грузинского правительства об установлении с Абхазией и Южной Осетией экономических связей. Как можно говорить об экономической интеграции этих регионов, когда существует закон об оккупированных территориях?"