Культурный геноцид, термин, введенный во второй половине XX века, используется для обозначения преднамеренного создания социально-культурных условий для искусственного стирания национальной и культурной идентичности народа. Согласно официальным данным, составленным и представленным армянской Патриархией Константинополя турецкому правительству в 1912-1913 годах, на территории Османской империи насчитывалось более 2000 церквей и монастырей (в том числе уникальные ранние христианские памятники IV-V веков). Их большая часть была ограблена, сожжена и разрушена во время Геноцида армян. С прекращением этнических чисток армян политика младотурков, направленная на разрушение их культурного наследия с каждым годом набирала обороты. После массового убийства и изгнания армян турецкие власти продолжали удалять, камень за камнем, свидетельства тысячелетней армянской архитектурной и художественной истории. Большое количество памятников архитектуры были разрушены или преобразованы в мечети и караван-сараи.

Один из свидетелей армянских погромов - арабский юрист Файез эль Гусейн пишет в своих воспоминаниях: "После армянских погромов правительство учредило комиссии, которые занимаются продажей брошенного имущества. Армянские культурные ценности продаются по ничтожной цене... Однажды я пошел в церковь, чтобы увидеть, как осуществляется продажа этих вещей. Двери армянских школ закрыты. Научные книги используются турками на рынках для упаковки сыра, хурмы, семечек..."

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заместитель директора музея-института Геноцида армян Седа Парсамян отметила, что в настоящее время более 90% топонимов Западной Армении отуречены. Армянские географические названия заменены турецкими, запланированным образом уничтожены сотни архитектурных памятников или нивелировано их армянское происхождение.

Согласно данным ЮНЕСКО от 1974 года, после 1923 года из 913 сохранившихся армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в капитальном восстановлении. Армянские архитектурные сооружения последовательно взрывались и служили в качестве мишеней во время военных учений турецкой армии, а камни использовались в качестве стройматериалов. Сегодня в некоторых сельских местностях армянские архитектурные сооружения используются в качестве хлевов и складов.

В 6-ом пункте резолюции, принятой Европейским парламентом 18-го июня 1987 года отмечено, что турецкое правительство должно обратить внимание на язык, культуру, образовательную систему живущей в Турции армянской общины, одновременно требуя надлежащего отношения к находящимся на территории Турции армянским памятникам. По словам Седы Парсамян, уничтожение или присвоение армянских культурных памятников - это продолжение турецкой политики Геноцида армян.

Однако никакие слова не могут так же наглядно, как сопоставление современных фотографий армянских святынь в Турции с уникальными фотографиями, сделанными в начале XX века, описать тот вандализм, которому подверглось армянское культурное наследие за эти годы. Представляем их на суд читателей без комментариев:

Монастырь Оромоса (до 1965г. и в 1998г.)

Ван, обитель острова Лим с северо-восточной стороны (1911г. и 2005 г.)

Муш, монастырь св. Аракела, 4-15вв. (начало 1900-х гг. и 2000г.)

Муш, монастырь св. Карапета с юго-восточной стороны, 4-18вв. (начало 1900-х и 2000-х гг.)

Церковь Св. Ованнеса в Багреванде, 613-619гг. (до 1966г. и 2000г.)

Ван, область Рштуник, монастырь Нарекаванк с юго-западной стороны (начало 1900-х) и мечеть, построенная на месте разрушенного монастыря Нарекаванк в 2004г.

Ван, село Кохбанц, развалины монастыря Салнапат с юго-западной стороны, 10-13вв. (начало 1900-х и 2004г.)

Ван, село Шушанц, вид монастыря Кармравор св. Богородицы (начало 1900-х и 2004 гг.). Современное фото С. Карапетяна.

Ван, Варагаванк, 5-19 вв. (начало 1900-х и 2004г.). Современное фото С. Карапетяна.

Ван, область Агбак, монастырь апостола св. Варфаламея (1913г. и 1980г.)