На минувшей неделе Совет Федерации внес поправки в закон "О госполитике России в отношении соотечественников за рубежом". Неоднозначная инициатива получила широкий резонанс - впрочем, вероятные конфигурации формуляра обсуждались, например, в Казахстане задолго до того, как документ прошел депутатскую читку в Москве. Да и в принципе - русские и славянские организации в Казахстане - уже давно ведут ожесточенную полемику по поводу особенностей внешней политики России. Юрий Захаров, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана - основного, по замыслу властей, органа, призванного регулировать межнациональные отношения в республике, - последовательно и жестко критикует политику МИДа России. По его мнению, Москва ничего не делает для того, чтобы сохранить влияние в Казахстане - стратегически важном для РФ регионе. И новые поправки - лишнее тому подтверждение.

ИА REGNUM: Что думает по поводу поправок в закон "О госполитике России в отношении соотечественников за рубежом" русская община в Казахстане?

Еще пять лет назад был создан координационный совет русских, славянских, казачьих организаций в поддержку президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. В период избирательной кампании мы собрали миллион голосов. И решили, что координационный совет - это наиболее удобная форма работы с разными и, порой, диаметрально противоположными по взглядам русскими, славянскими и казачьими организациями.

Россия в этот момент устами Путина озвучила закон о поддержке соотечественников за рубежом. Одной из основных целей было названо переселение русских людей, казаков, на территорию России. На конференции в Алма-Ате, где были собраны представители русских, казачьих, славянских организаций Евразии, мы выступили против такой трактовки закона. Еще тогда мы сказали российским чиновникам, что Казахстан - наша родина. И мы, казаки, живем здесь не менее 500 лет. Мы сроднились. Это наша земля, наша родина.

ИА REGNUM: Чего вы тогда ждете от своей исторической родины?

Если Россия хочет поддержать своих соотечественников, то она должна это сделать, прежде всего, материальным ресурсом, возможностью организовать свой бизнес. Только тогда и Россия будет себя уверенно чувствовать в среднеазиатском регионе, и русские люди будут себя чувствовать и защищенными, чувствовать поддержку своей исторической родины. Именно такую задачу мы поставили в то время перед МИДом России. Азия специфический регион - здесь не любят бедных и больных. Здесь любят крепких, здоровых, желательно богатых и сильных людей.

И тот факт, что мы не поддержали этот закон принципиально, вызвало какое-то нездоровое противодействие со стороны МИДа. МИД начал создавать надгосударственную структуру управления, которая называется "Страновой совет российских соотечественников". Кстати, в Казахстане она не зарегистрирована, и уже более трех лет работает... А казахи, как титульная нация, народ добрый, терпимый, они в силу своего менталитета терпят работу незаконной организации.

ИА REGNUM: Но все же - почему вы выступаете против поправок в закон о соотечественниках?

Чем нам не люб, в принципе, закон о соотечественниках? Тем, что мы, русские, казаки, в принципе, там никак не представлены. Максимум, на что мы можем рассчитывать - там говорится о русском языке. Но сегодня даже у Татарстана, субъекта РФ, есть здесь и свое представительство, помощь татарской диаспоре идет из России. И я считаю, ничего в этом плохого нет. Попытка лишить нас национальной самоидентификации, попытки замолчать заслуги русского народа и казаков перед Россией, попытка нивелировать все это пространство не может быть нами поддержана в принципе. И поддерживаться не будет. Это временное явление, когда, используя административный ресурс, МИД России навязывает нам такое положение вещей. Кроме того, в нашем государстве, Республике Казахстан, есть Ассамблея народа Казахстана, перед которой ставятся задачи создания казахстанской нации, на перспективу. Не отрицая, что титульной нацией являются казахи. И как мы представляем себе работу Совета российских соотечественников в Казахстане, если в каждой области, в каждом регионе, в столице есть Ассамблея народа Казахстана, куда входят все нации, представляющие этнические группы нашего государства? Понятно, что если передо мной президент ставит задачу снять миграционные настроения со славянской части населения, а российские соотечественники будут призывать переехать в Россию, это уже конфликт сторон. Мы полупустая страна. И руководству государства, нашему президенту, небезразлично, кто будет жить на этой земле - веками сжившиеся народы, уважающие друг друга, знающие обычаи и язык друг друга или придут иноземцы, конфликт с которыми неизбежен. Мое мнение, что МИДу России не надо было, во всяком случае, в Казахстане, создавать и навязывать нашему государству эту структуру, "Страновой совет российских соотечественников". И работать, если нужно, через Ассамблею народа Казахстана. А с русским народом - через Координационный совет русских и казачьих организаций. С казаками - через Единый казачий союз, почетным атаманом которого является наш президент. Через русскую общину - с русскими людьми. Зачем городить огород, который, в принципе, будет мешать созданию прочных союзных отношений между Россией и Казахстаном?

ИА REGNUM: Но МИДу вполне выгодно усиливать миграционные настроения. Это политика - ее надо проводить.

Он их подстегивает. Мы не поддержали эту идею. Поэтому был запущен процесс создания лже-организаций, которые никого, кроме их лидеров, не представляют. Это просто юридические лица, они помогают Российскому посольству. Где-то звонками, где-то административным ресурсом. Быстро наделали организаций, которые сегодня голосуют. Русская община, например, набирает 20 делегатов, но это настоящая русская община, настоящие делегаты, за которыми тысячи, миллионы наших соотечественников.

ИА REGNUM: Нет, я больше про конкуренцию. Борьба за человеческий ресурс - на просторах СНГ ведется уже давно. Любой стране выгодно бороться за экономически активное население соседних государств.

Мы должны понимать, что казахи как титульная нация - нация молодая. Они получили свое государство. Мне это родной народ, у меня жена казашка. И они настороженно относятся ко всем надгосударственным, имперским поползновениям со стороны России. И это правильно. Какой народ не хочет сохранить свой дом, расширить, улучшить? Все народы разные, и как бы ни хотелось кому-то из разных трав и цветов сделать сено, ничего из этого не выйдет. И опыт СССР об этом говорит. Он держался, пока это было государство русское и других народов России. Он, прежде всего, держался на православной русской культуре, на русской терпимости, на казачьей удали. Надо с пониманием относиться к таким тонким проявлениям, как национальные чувства. Если кто-то думает, что в России можно без русских Россию построить, так этого не будет никогда. Там нет сегодня никакой скрепы строительства государства. Церковь слаба. Посмотрите 10, 20 каналов - вы что-нибудь найдете там русское? Там ничего русского нет. Это такая либеральная тусовка по разврату собственного народа. А как укрепить народ, как залатать дыры этой безголовой национальной политики? Рожать больше детей. А рожать больше детей, можно только приведя народ в порядок. Не наркотиками, а религией. Не водкой, а национальными обычаями. Здоровым образом жизни, спортом. Мы русские, создаем свое государство более тысячи лет. И ни один народ не потеряли.

Я, кстати, крайне возмущен тем, что Россия не помогла Киргизии. Россия допустила колоссальную ошибку. Киргизия просила - дайте нам русских солдат, чтобы остановить резню. По определению туда не могли войти ни киргизы, ни казахи, ни узбеки. Потому что вызвали бы еще более яростные межнациональные стычки. А русский человек, если бы пришел, в него никто стрелять не начал. Но Россия почему-то оглядывалась на дядю Сэма, который в принципе ничего в Евразии не понимает. И рано или поздно свернет себе здесь шею. Как сворачивает в Афганистане, в Ираке, да по всему миру, который он не понимает. Не понимает, что все народы разные. И эта попытка бунтовать против Бога, она уже была в Советском Союзе. И чем она закончилась? Как только палка или меч над головой был убран, народы сцепились друг с другом. Потому что столько накопилось обид. Мы никогда не лезли под одеяло, будем говорить, к народам. Народ, входивший в Российскую империю, сохранял и свои обычаи, и традиции. Единственное, что от него требовалось, это верность державе. Это было любо для всех народов. А попытка перемешать, сделать для всех одинаково, это из цветов божьих стог сена сделать. Господь не даст. Сколько бы не пытались бунтовать против Бога, ничего кроме конфуза ни у кого не получалось. И не получится никогда. Я как человек верующий, православный, могу это ответственно заявить.

ИА REGNUM: Какой на ваш взгляд, должна быть политика РФ по отношению к соотечественникам?

Россия должна поддерживать русский народ за рубежом. Это очевидно. Тем более, что Россия виновна в развале исторической России, Советского Союза. Это не казахи, не узбеки, а Ельцин и его камарилья развалили великую державу, в которой народы жили, и за которую они голосовали. Голосовали в абсолютном большинстве за сохранение СССР. Мы все это помним. И Назарбаева силой, можно сказать, де факто заставили подписывать изменения в государственном устройстве. На нашем президенте греха развала великой державы нет. Конечно, надо не жалеть денег на это. Представьте, в Алма-Ате сегодня построен китайский культурный центр. А русского нет. Когда я пришел к руководству координационным советом, здесь было полуразваленное здание детского сада. И я, в самый тяжелый момент, проявляя казачью смекалку, мудрость, как предприниматель, купил это место. Вот это прекрасное место в центре города. Я прихожу в Сбербанк России или Внешторгбанк России, и говорю: 30% нам оставьте, постройте тут русский культурный центр. Это будет столп влияния Руси на постсоветском пространстве, в русскоязычном мире, в Азии. Потому что оттуда, откуда уйдет русский язык, там русского влияния уже не будет. Узбекистан, Киргизия, Туркменистан тому пример. Надо беречь, развивать, тянуть к русской культуре. А на это нужны материальные затраты. Нужны такие центры. Нужна сеть таких центров.

Моя просьба к посольству РФ. Я за собственные средства восстановил памятник Герасиму Колпаковскому 5 лет назад. Но получилось так, что опять какие-то вандалы часть его разрушили. Я прошу средств на восстановление этого памятника - их нет. Нет для меня или для русского народа в Казахстане? Может быть, Российское посольство обижается, что я критикую те или иные шаги российского МИДа? Так она критикуется везде. Не только Захаров в Казахстане ее критикует. Везде, где есть русские национальные организации, они пишут в МИД.

ИА REGNUM: Но ведь вы должны понимать - пока не будет политической поддержки русского языка, миграционный потенциал будет мощным.

А вы думаете, что координационный совет только и делает, что хвалит политику администрации президента? Нет. Мы за круглым столом в Ассамблее народа Казахстана постоянно ставим эти вопросы. И никто их так жестко не ставит, как мы. Просто это не транслируется. В том числе и российским телевидением, которое могло бы присутствовать на заседаниях Ассамблеи народа Казахстана. Мы говорим, что нужно увеличивать количество преподавания русского языка в школах. В казахскоязычных регионах молодежь практически не говорит на русском. У нас есть большие проблемы по преодолению бюрократической националистической прослойки, которая осталась с первых лет государственного строительства Казахстана. Но это все непросто. Еще и потому, что мы не чувствуем за собой поддержки Государства Российского. Ни в чем абсолютно. Что мы имеем? 500 кульков подарков на Рождество? Поездки эти незначительные? Это разве поддержка русских в стратегически важном для России регионе? Где понимание того, что еще 5-10 лет, и мы можем получить китайскую границу под Омском? Россия не вошла сюда принципиальными деньгами: есть три банка, но я не вижу, чтобы что-то русское появилось в Казахстане. В сфере финансовых пузырей, может, они и работают. Но практически для русского человека, для казака Россия сегодня не делает ни-че-го.

ИА REGNUM: Почему русские организации в РК не выступают за статус русского языка? Это не Россия должна делать.

Всему свое время. Мы только закончили обсуждать национальную доктрину. И вызвали нездоровый ажиотаж в обществе. Наше общество не готово к кардинальным решениям, да и время не пришло. Такие вопросы ставятся перед очередными выборами президента республики. До них остается 2 года. За 2 года Россия должна, если это нормальное государство, которым руководят здравомыслящие люди, патриоты, максимально поддержать русских людей в Казахстане. Построить им культурные центры, дать денег на бизнес. Я такой вариант много раз предлагал.

ИА REGNUM: Что нужно сделать для того, чтобы русские - самая большая этническая группа в Казахстане - оказались вовлечены в политику, были представлены в элите? Сейчас русских - в казахстанской политике крайне мало...

Они не представлены вообще. Те люди с русской физиономией, которые представлены во власти - это бывшая партийная номенклатура. Она напрочь денационализирована. Она советская. Казахи уже стали казахами, а наша русскоязычная номенклатура - вся советская. Они привыкли голосовать по указке. Подняли все руки - и они подняли. Почти 20 лет прошло со времени создания нашего государства. Вы хоть раз слышали в парламенте слово "русский" или "казак"? И не услышите, пока эти люди будут там представлять русских людей. Они удобны для работы администрации президента. Зачем обсуждать какие-то проблемы, можно ведь и шишки набить? Поэтому все течет по накатанной. А это не совсем правильно. То, что президент меня назначил своим заместителем в Ассамблее народа Казахстана, это попытка дать возможность быть услышанными национально ориентированным русским и казакам. И это только первый шаг.

ИА REGNUM: Какой вы видите политику русской диаспоры в Казахстане?

Мы здесь многое испытали на себе за 20 лет. Был даже оголтелый национализм первых лет. Методом проб и ошибок, методом споров, мы пришли к пониманию того, что все мы в одной лодке. Что казахи без русских свое государство не построят. Чтобы построить самим, им нужно нарожать еще 18 миллионов. Президент понимает, что русские - это клейкая масса между жузами. Она не дает возможности оголить шашки. Вот в этой логике и надо двигаться. Все у нас получится. Лишь бы нам не мешали, в том числе и из РФ.

И надо смотреть правде в глаза. Мы, оказавшись в национальном государстве, имеем поддержку десятка крупных чиновников, которые понимают, что в русских и их комфортном проживании должны быть, в первую очередь, заинтересованы казахи. Есть такое понимание со стороны президента. А с российским послом постоянно идет недопонимание. И с генконсулом тоже. Им надо четко осознавать - казахи, получив суверенитет, никогда не будут строить здесь Россию. В противном случае, смысл суверенитета теряется. Но те 35% русских, которые сегодня здесь проживают, должны иметь национально пропорциональное представительство в органах власти, оговоренное законом. И не для того, чтобы президент периодически бил какого-нибуть чиновника по голове за явные перекосы в национальной политике. Это должно быть прописано в законе, в конституции и во всех подзаконных актах: если есть 30% русских, их должно быть 30% во власти.