Крупнейшая латвийская газета "Latvijas avize" публикует интервью с главой важнейшей латвийской спецслужбы Бюро по защите конституции (БЗК) Янисом Кажоциньшем, в котором, в частности, говорится:

В одном из интервью некий видный политик сказал: вот, даже нашу службу безопасности возглавляет иностранец!

Какой же я иностранец? Разве тот, кто в силу исторических обстоятельств родился в Сибири, после переселения в Латвию тоже считается иностранцем? Я не выбирал родиться в Великобритании, это произошло по историческим причинам. От гражданства Великобритании я отказался несколько лет назад.

Определенные дела латвийские историки не очень хотят исследовать. Например, не интересуются работой разведслужбы СССР в Латвии в конце 30-х годов, когда она была сильно бессовестной. В Латвию забрасывались очень большие силы, проведение операции было поручено комиссару СССР по безопасности Меркулову (В 1930-е годы В.Н.Меркулов не был главой наркомата государственной безопасности, как не было и самого наркомата: НКГБ Меркулов возглавлял в 1941-м и 1943-1946 гг. - ИА REGNUM Новости). Прошлое очень поучительно. БЗК им не интересуется?

Да, прошлое поучительно. Правда, тут я напомню, что не только бюджет, но и количество работников БЗК значительно сокращено, и мы справляемся только с нынешними обязанностями. Согласен, что было бы интересно и полезно, если бы какой-либо историк занялся такими исследованиями.

Современные угрозы не так просты, как танки или пехотинцы, [переходящие] через границу, они связаны с возможностью использования методики кибернетической войны, вплоть до методов так называемой "мягкой силы" на другом конце спектра. При помощи "мягкой силы" только убеждают и хотят уговорить подчиниться, но в середине спектра методы могут быть очень разные.

В 2009 году появилось несколько целенаправленно созданных тенденциозных книг, связанных с событиями 1939-1945 годов, в поддержку официальной российской интерпретации истории. Издавались также публикации целенаправленно отобранных документов, к тому же из архива российской службы разведки. Основная мысль: американцы и англичане вас "кинули" тогда, будьте готовы к этому и сегодня.

Вы говорите, главным образом, о публикациях фонда Дюкова "Историческая память". Они в кругу интересов наших служб. Нужно учитывать, что к документам архивов российских разведслужб можно попасть только с разрешения Федеральной службы безопасности. По терминологии служб СССР, я бы назвал такие действия "активными мероприятиями". Больше о них публично я не хотел бы высказываться.

Из вашего неответа я понял ответ: кому надо знать, те оценили.