Политическое поле Армении подает сигналы, свидетельствующие о перегруппировке сил перед парламентскими выборами 2012 года. Наиболее выпукло и активно этот процесс протекает в лагере радикальной оппозиции - блоке "Армянский национальный конгресс" (АНК), собранном вокруг бывшей правящей партии "Армянское общенациональное движение" (АОД) и ее лидера - экс-президента страны Левона Тер-Петросяна.

17 июля рядовые члены АОД на очередном съезде партии надеялись получить ответы на вопросы, возникшие после ряда громких отставок в руководящем звене партии. В частности, незадолго до съезда заявления об отставке подали председатель правления партии Арарат Зурабян и его заместитель Хачатур Кокобелян. На самом съезде другой активный член партии Карапет Рубинян демонстративно покинул съезд, а 20 июля распространил письмо, в котором заявил о выходе из партии. При этом он обвинил участников съезда в подтасовке результатов выборов руководства партии. Заявление об отставке представил также пресс-секретарь партии Карен Карапетян.

АОД находилось у власти в 1991-1998 гг., в период драматических событий в истории современной Армении. Новое политическое дыхание движение получило в преддверии президентских выборов 2008 года, уже в составе нового оппозиционного блока - АНК. Лидер оппозиционного движения Левон Тер-Петросян набрал по официальным итогам этих выборов 21,5% голосов избирателей, уступив действующему президенту Сержу Саргсяну (52,82%).

Попытка оппозиции силой перехватить власть в момент ее передачи Сержу Саргсяну не увенчалась успехом. Экс-президент Роберт Кочарян в первых числах марта 2008 года поставил "кровавую точку" в попытках Тер-Петросяна и его команды в силовом режиме добиться пересмотра итогов выборов. В результате разгона митинга погибли 10 человек, в том числе двое сотрудников правоохранительных органов. Многие активисты оппозиции оказались за решеткой. Как уже отмечалось в аналитическом докладе "Факторы внутриполитической дестабилизации в Армении и ОДКБ", опубликованном ИА REGNUM 15 июня 2010 года, после событий марта 2008 года политический, силовой и финансовый ресурсы АНК казались во многом нейтрализованы. Радикальные методы борьбы с действующей властью тем самым были исчерпаны, стала актуальна разработка новой стратегии оппозиции.

Большинство местных экспертов считает, что на сегодняшний день руководство АНК не рассматривает массовые акции протеста и беспорядки в качестве эффективного метода смены власти. Тем самым Тер-Петросян фактически смирился с тем, что действующий глава страны Серж Саргсян будет управлять страной до конца своего срока правления - 2013 года. Пассивная позиция Тер-Петросяна не приветствовалась наиболее принципиальными членами АОД.

На этом фоне функционеры АНК новой волны в качестве перспективной стратегии выбрали подготовку к участию в парламентских выборах 2012 года, чем вызвали недовольство старожилов АОД. Катализатором конфликта стал вопрос, под каким флагом пойдет на выборы Тер-Петросян: АНК или АОД. Лидер оппозиции был настроен прагматично и в итоге выбрал политическую поддержку АНК, в который, помимо АОД, входят еще ряд партий, в том числе Народная партия Степана Демирчяна, "Республика" Арама Саркисяна, Социал-Демократическая партия "Гнчакян" и ряд карликовых партий. Не в малой степени этому способствовал тот факт, что общественная поддержка Тер-Петросяна как политика в настоящее время выше рейтинга самой партии АОД, чьим руководителем он является. АОД продолжает ассоциироваться в общественном сознании с катаклизмами и тяжелыми условиями жизни начала 1990-х, между тем как АНК сохраняет имидж партии, борющейся с коррумпированной властью.

Отход Тер-Петросяна от радикальной программы действий может кардинальным образом изменить суть внутриполитических процессов в Армении. В частности, по оценкам осведомленных источников, Армянский национальный конгресс имеет все шансы попасть в парламент Армении следующего созыва, оставив за его стенами оппозиционную партию "Наследие" экс-министра иностранных дел страны Раффи Ованисяна, а также, возможно, Армянскую революционную федерацию "Дашнакцутюн" (АРФД). Контролируемая АНК пресса планомерно критикует эти две политические силы.

В случае вхождения АНК в армянский парламент, тот полностью изменит свой нынешний облик и политический потенциал.

К новому политическому сезону готовится и лагерь власти, в котором состоят партии политической коалиции - Республиканская, "Процветающая Армения" и "Оринац Еркир". Ранее в знак протеста против внешней политики президента страны, в частности, попыток нормализовать отношения с Турцией по "дорожной карте", подготовленной при посредничестве Швейцарии, из состава коалиции вышла "Дашнакцутюн", позиционирующая себя как партия левого толка.

После выхода АРФД из состава коалиции власти в Армении обозначился потенциал для возникновения нового антипрезидентского лагеря. Подобного рода объединение может возникнуть, в частности, на почве недовольства внутренней экономической политикой правительства, попытками президента обеспечить контроль над влиятельными олигархическими группами.

По данным ИА REGNUM, в настоящее время достаточно напряженные отношения сложились между президентской администрацией и Республиканской партией Армении с одной стороны и лидером партии "Процветающая Армения" Гагиком Царукяном. Партия Царукяна целенаправленно торпедирует налоговые инициативы премьер-министра страны Тиграна Саркисяна, направленные на обеспечение механизмов финансового контроля над предприятиями Царукяна. С другой стороны, между двумя полюсами перманентно возникают кадровые противоречия, последние из которых были связаны с фигурами министра социального обеспечения, а также губернатора Вайоц-Дзорской области. С точки зрения электоральных перспектив, Гагик Царукян сегодня является, пожалуй, единственным армянским политиком, который в силу своего экономического и общественного влияния может навязать Сержу Саргсяну упорную борьбу за президентское кресло в 2013 году. Пожалуй, для этого Царукяну недостает только внешней поддержки.

Рискованной для президента Сержа Саргсяна является возможность объединения крупных олигархических и клановых группировок. С этой точки зрения значительный потенциал представляет собой союз Гагика Царукяна и спикера парламента Армении, влиятельного промышленника и землевладельца Овика Абрамяна, особенно учитывая семейное родство этих двух политиков.

Газета "Грапарак" сообщила на днях, что вот уже 10 дней инспекторы Комитета государственных доходов Армении производят тотальные проверки в организациях, принадлежащих Овику Абрамяну, его брату и близким. Согласно газете, такое указание было получено непосредственно из президентской резиденции. "Это относится также к предприятиям, принадлежащим Гагику Царукяну... Все должны быть обложены налогом, в том числе и председатель Национального Собрания", - пишет газета.

Это сообщение оппозиционного издания, в последние дни обнародовавшего несколько утечек о влиянии российских спецслужб на Армению, можно счесть очередной провокацией со стороны сил США, нацеленных на обострение отношений в лагере власти Армении. По данным ИА REGNUM, США в лице посла Мари Йованович активно лоббируют в Армении диалог Сержа Саргсяна с Левоном Тер-Петросяном, заодно всячески накаляя конкуренцию внутри правящей коалиции, а также в самой правящей Республиканской партии, в которой и состоит спикер Овик Абрамян.

Главная цель США - переформатировать внутреннее поле Армении и, таким образом, активизировать выполнение задач на внешней арене, в частности в отношениях с Россией, Турцией и Азербайджаном, которые ставит Вашингтон. В том же контексте стоит рассматривать и утечку газеты "Грапарак" о советнике президента Армении - Вигене Саркисяне, который, со ссылкой на анонимные источники, был обвинен в в работе с иностранными спецслужбами.

Внутренняя политика Армении, впрочем, как и Азербайджана, тесно связана с внешними проблемами, в частности, нагорно-карабахским конфликтом. Процесс урегулирования непосредственно влияет на будущее власти, а будущая власть в состоянии прямо влиять на процесс урегулирования.

Сам карабахский конфликт и отношение к нему внешних сил определяет приоритеты внешней политики Армении. С этой точки зрения, армянский политический истеблишмент испытывает серьезные затруднения в российском направлении, особенно во взаимоотношениях с премьерской ветвью власти России. По некоторым данным, отношения между президентом Армении Сержем Саргсяном и премьером РФ Владимиром Путиным практически сведены к нулю, что крайне беспокоит армянскую власть.

В период подписания армяно-турецких протоколов в Цюрихе, президент Армении Серж Саргсян, реагируя на опасения относительно возможности ухудшения армяно-российских отношений, заявил: "в видимой перспективе будут действия, которые снимут любые опасения относительно того, что урегулирование армяно-турецких отношений приведет к ослаблению армяно-российской дружбы". Позднее эксперты допустили, что таким шагом может стать подписание договора о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Гюмри. По данным ИА REGNUM, такая возможность действительно армянской стороной допускалась, однако до сих пор подобный документ не подписан. Источники в околовластных кругах допускают, что Ереван и Москва все еще могут подписать его (например, в августе этого года в ходе анонсированного визита в Ереван президента РФ Дмитрия Медведева), отмечая вместе с тем усилия США, направленные на то, чтобы отговорить Ереван от данного шага.

Активность президента РФ Дмитрия Медведева в карабахском направлении представляет собой определенный риск для позиций Еревана, особенно в связи с тем, что категорически не устраивает сам Нагорный Карабах, рассматривающий статус-кво как гарантию собственной безопасности до признания своей независимости.

С другой стороны, в данном контексте усиленное акцентирование роли России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта не является свидетельством лояльности Москве, а наоборот ставит ее в затруднительное положение. Именно поэтому в ходе своего последнего выступления на 16-м съезде Армянского общенационального движения (АОД), Левон Тер-Петросян заявил, что "ключ к решению карабахской проблемы и нормализации армяно-турецких отношений находится в руках России". Опытный политик при этом, конечно же, понимает, что модель разрешения столь сложного конфликта, если она вообще существует, не может быть запущена без участия США, Турции и того же Ирана. Однако налицо факт осознанного возложения главной ответственности за все последствия на Россию.

Конфигурация лагеря армянской власти выкристаллизуется до конца 2010 года. США активно работают внутри страны, конструируя новую расстановку сил к парламентским выборам. Очевидно, итог парламентских выборов заложит логику будущей президентской кампании. Президент Серж Саргсян и его команда в условиях внешнего и внутреннего давления начали внутриполитические маневры, призванные расчистить поле для дальнейшей игры. И тем больше будет меняться внутриполитический ландшафт армянской власти, чем противоречивее будет её внешняя политика.