Пресс-служба Первопрестольного Эчмиадзина 29 июля выступила с открытым письмом, в котором выразила возмущение заявлением заместителя министра иностранных дел Грузии Александра Налбандова по поводу находящихся на территории Грузии так называемых "спорных церквей". Напомним, что Налбандов на встрече с армянскими журналистами в Тбилиси заявил, что "так называемые "спорные церкви" в Тбилиси и других регионах являются грузинскими, а не армянскими".

Справка: Церковь "Норашен" расположена в Тбилиси, на ул. Леселидзе. По левую сторону от нее находится Греческая церковь, ныне трансформировавшаяся в Грузинскую; справа от нее находится Грузинская церковь Сиони; несколькими метрами ниже находятся Синагога и Мечеть. На протяжении многих веков различные конфессии в мире и дружбе сосуществовали друг рядом с другом. Норашенская церковь была основана в 1467 г. Садатом. В 1650 г. Ходжа Назар перестроил почти разрушившуюся церковь, купол которой был построен мастером Петросом. Со временем, в 1989 г., чуть раньше восстановления государственной независимости Грузии, под влиянием ультранационалистически настроенного Гамсахурдиа, грузины интенсифицировали и расширили свою деятельность по отношению к церкви с целью ее превращения в Грузинскую Православную церковь. Эти действия достигли кульминации в 1994 г., когда местные армяне заволновались, узнав, что все значительные книги были изъяты из архива.

События показывали, что "Норашен" ожидает участь, схожая с участью другой Армянской церкви "Кармир Аветаран", некогда бывшей самой высокой (40 метров) Армянской церковью Тбилиси, уничтоженной в 1989 г. 25 января 1995 г. армяне, проживающие неподалеку от церкви "Норашен", отмечали, что внутри церкви проводятся какие-то "восстановительные" работы. 8 февраля настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены. Другие армянские надписи, два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов, также были повреждены и уничтожены. Несколькими днями после этих актов вандализма, группа армян с фотографом не была допущена в церковь; вместо этого они соприкоснулись с фашистскими настроениями грузин и грузинского духовенства. 15 февраля церковь была освящена как Грузинская Православная церковь. Спустя месяц, архиепископы Гарегин и Григор приехали в Тбилиси и встретились с грузинским патриархом - Ильей Вторым, после чего было решено приостановить любые действия, до наступления лучших времен. Аналогичная договоренность - отложить проблему и прекратить любые работы на территории церкви "Норашен", была достигнута в 2008 году между премьер-министрами Армении и Грузии. Заявление этнического армянина Налбандова о том, что данная церковь является "грузинской" вновь накалила страсти.

Как сообщало ИА REGNUM Новости в 2005 году, конфликт вокруг церкви "Норашен" обострился после того, как во дворе этой церкви внезапно появились надгробные камни с грузинскими надписями. Камни обнаружили разбросанными во дворе церкви и обмотанные проволоками. Вскоре, эти камни были аккуратно расположены непосредственно около стен церкви. В то же самое время, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви подверглись актам вандализма - с них были стерты армянские надписи.

После шума, наделанного появлением "фальшивых надгробных камней с грузинскими надписями", которые до сих пор лежат у армянской церкви "Норашен", грузинское высшее церковное руководство убедительно заверило, что Патриархат настроен на положительное решение Норашенского вопроса. Однако прошло несколько дней после этих обещаний, и иеромонах Абгар, заместитель главы Армянской епархии в Грузии стал очевидцем работ, проводящихся грузинскими священниками и рабочими перед Армянской церковью "Норашен" (вырытые ямы, посаженные деревья и т.д.). "Несмотря на договоренность, освоение армянской церкви Норашен продолжалось тайком, по всей вероятности, чтоб после поставить всех перед фактом. Грузинский священник Тариел (наиболее активно уничтожавший известные фрески Овнатанянов и хачкары) заявил: "земля наша, церковь наша и мы делаем, что хотим и то, что приказывают, и вообще отстаньте от нас, вы нам надоели... ".

Армянская епархия в Грузии на фоне событий вокруг церкви "Норашен" выразила крайнюю озабоченность "возрастающей арменофобией в Грузии (где, согласно данным переписи населения 2002 г. число армян составляет 5,6% всего населения), что выражается антиармянской пропагандой в грузинских средствах массовой информации".

Накануне, 29 июля Армянская Апостольская Церковь официально ответила грузинской стороне, в частности, заместителю министра иностранных дел этой страны. В заявлении подчеркивается, что Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) для полноценного удовлетворения духовных потребностей своей общины, требует вернуть 6 церквей на территории Тбилиси и других регионов Грузии, историческое армянское происхождение которых грузинская сторона ставит под сомнение. Отмечается, что в 2008 году, в ходе консультаций между МИД Армении и Грузии, грузинской стороной было выдвинуто предложение сформировать совместную комиссию для уточнения принадлежности называемых грузинами "спорных" церквей. "Позиция Первопрестольного Эчмиадзина по данному вопросу была очень четкой: комиссия может быть создана, если грузинская сторона по каждой из церквей представит исторические факты, подтверждающие ее грузинское происхождение, против фактов, уже представленных ААЦ. Естественно, по сей день ни министерству иностранных дел Армении, ни Первопрестольному св. Эчмиадзину не был представлен ни один такой факт. Причина, думаем, ясна: таковых попросту не существует".

Отметим, что согласно информации Армянской Апостольской Церкви, в конце XIX века в Тбилиси действовали 29 армянских церквей, сегодня их осталось две. Восемь армянских церквей были фактически захвачены и превращены в грузинские. При этом уничтожались фрески, хачкары (надгробные камни-кресты), надписи и другие характерные армянские элементы. Напомним также. что 18 апреля 2010 года на одной из тбилисских улиц была установлена мемориальная доска в память об убийстве одного из организаторов Геноцида армян 1915 года Джамаля-паши. Ничем иным, как провокацией это не назовешь. Вот так, по-соседски.