Обзор СМИ Тамбовской области с 26 по 30 июля 2010 г.

Температурные рекорды тамбовчане отмечают, чокаясь пустыми стаканами - городу остро не хватает воды. 10 очень жарких дней июля загнали водопроводную систему Тамбова в предынфарктное состояние - граждане щедро льют воду на себя, любимых, свои машины, свои огороды, да и просто бетонные дорожки у дома, в надежде остудить жар глобального потепления. "Телефон диспетчерской водоканала буквально разрывается от звонков: люди жалуются на перебои с водой. Её либо нет вовсе, либо она течет тонкой струйкой, не позволяя зажечь газовую колонку", - пишет еженедельная городская газета "Город на Цне" в статье "Воды не хватает".

В основном страдают жители верхних этажей 4-5-этажек ("высотки" спасает наличие подкачивающих насосов). "Мы сейчас подаем воды в город в сутки примерно на 15 тыс. кубометров больше, чем обычно. Но её все равно мало, - комментирует кризисную ситуацию начальник диспетчерской "Тамбовводоканала" Евгений Киреев. - Чтобы растянуть её запасы на весь день, в определенные часы приходится снижать давление в сетях. В эти моменты вода есть только на нижних этажах. Если не регулировать таким образом подачу воды, то к вечеру её не будет ни у кого".

По словам руководства Тамбовводоканала, мощности водозаборных узлов хватило бы, чтобы поднимать большие объемы воды, но пропускная способность городских водоводов не позволяет этого делать. Изменить ситуацию могут только сами жители, если умерят свои потребности. "Если в прошлом году за полив по июню-месяцу мы выставили счета на 8,2 тыс. тонн воды, то в этом году - на 181,3 тыс. тонн", - говорит директор филиала ТКС "Энергосбыт" Сергей Назин. При этом специалисты водоканала считают, что и эта цифра не дотягивает до реально израсходованных объемов: в Тамбове большое количество домовладений не оснащено приборами учета, и счета им выставляются по нормативу.

Все службы "Тамбовводоканала" сегодня работают в режиме "готовности номер один". Неизбежные порывы на водоводах сейчас приравниваются к чрезвычайным ситуациям, а их ликвидация напоминает военную операцию, которая, не смотря на потери, должна быть проведена в кратчайшие сроки.

В статье "Жара как фактор роста" журналист еженедельной общественно-политической газеты "Тамбовский курьер" отслеживает взаимосвязь аномально жаркой погоды и роста цен на зерно и его производные. Поводом для исследования послужило заявление Общественной палаты РФ об искусственном ажиотаже вокруг урожая зерна и засухи, который провоцирует 30-процентный рост стоимости хлеба. Рост цен на муку только за неделю в целом по стране составил более чем десять процентов. "10% в неделю - это более 500% процентов в год!" - говорится в публикации.

В Тамбовской области фуражиры предлагали сельхозпредприятиям 4-5 тыс. руб. за тонну любого, годного к переработке зерна. За зерном подорожали в области мука, макароны. В отдельных случаях наблюдался рост до 50%. По информации газеты, стоимость муки, по которой тамбовские хлебопеки закупают сырье у поставщиков, растет около месяца, и к настоящему времени увеличилась примерно в два раза. Чтобы не допустить в предвыборный год социального взрыва, областные власти и тамбовские хлебопромышленники подписали протокол - своеобразный "пакт о ненападении". Одно из условий документа: июльские цены социально значимых сортов хлеба зафиксированы до 1 августа 2011-го.

Издание цитирует данные государственного комитета по регулированию тарифов Тамбовской области: за последнюю неделю (20-27 июля) стоимость перловки, например, выросла на 18%, гречки - на 15%. Заметно подорожал сахар. Губернатор Олег Бетин предложил хлебопромышленникам срочно ввести меры регулирования. Тем более, что слухи о том, что область "на пороге голода из-за неурожая", как минимум, сильно преувеличены. "Для того, чтобы жителей Тамбовской области обеспечить хлебом, необходимо обеспечить 60 тыс. тонн продовольственного зерна. В том числе ржи - 18 тыс. тонн, - комментирует ситуацию начальник управления по развитию перерабатывающей промышленности Тамбовской области Александр Коренчук. - В настоящее время данный объем зерна уже имеется на предприятиях области, кроме того, у нас хранится 62 тыс. тонн зерна интервенционного фонда. На страже роста цен на продукты питания в регионе встанут хлеб "Дарницкий" и батон "Нарезной". С этого дня их стоимость целый год не увеличится ни на копейку, а выпуск составит не менее 15% от общих объемов производимой в области хлебобулочной продукции".

А в это время, пишет газета, зерно дорожает рекордными темпами: только за одну неделю цены выросли на 15-33%, или на 625-950 рублей за тонну.

О качестве жизни в статье "Тенденции положительные" пишет "Тамбовская жизнь". Издание сообщает, что учеными Московского государственного университета по заказу Института региональной информации было проведено исследование качества жизни в российских регионах и на основании этого составлен рейтинг субъектов Российской Федерации. Тамбовская область при этом была выделена как один из регионов, где за последние пять лет, с 2006 по 2010 годы, качество жизни населения заметно улучшилось. Область поднялась с 44­-го места на 16­е - сразу на 28 позиций вверх. Индекс качества жизни рассчитывался по таким специфическим показателям, как уровень выживаемости детей, качество медицинской помощи, доступность жилья, реальный уровень безработицы с учетом ее латентной составляющей.

В 2006 году Тамбовская область занимала 68-е место по доступности рабочих мест. За прошедшие годы регион переместился на 31-ю строчку вверх. По размеру индивидуальных доходов населения Тамбовщина сегодня занимает уверенные позиции в верхней половине рейтингового списка регионов. По соотношению среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, установленному в субъектах страны, область находится на 18-м месте, в то время как пять лет назад ей была отведена 43-я строчка рейтинга. Судя по данным исследования качества жизни в регионах России, Тамбовская область является сегодня одной из самых безопасных. В результате оценки безопасности личности, которая зависит от уровня преступности, регион занял 12-е место. В рейтинге пятилетней давности тамбовчане находились на 19-м месте. Улучшилась оценка Тамбовщины и по таким показателям, как миграционная привлекательность и развитость рынка услуг.

В 2006 году Тамбовская область занимала только 44-е место в данном рейтинге. Пятёрку же абсолютных лидеров составили Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Тюменская область и Югра, уточняет еженедельник "Аргументы и факты - Тамбов". Среди регионов - соседей значительный рост качества жизни, по оценке Института региональной информации, отмечен также в Пензенской области. Наоборот, эксперты зафиксировали ухудшение качества жизни населения в Воронежской и Рязанской областях.

"Тамбовская жизнь" затрагивает тему о том, как выполняется в области национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По словам генерального директора ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области" Владимира Скрылева, ситуация на рынке жилья в области, невзирая на кризисные трудности двух минувших лет, складывается благоприятная. В Агентстве по ипотечному кредитованию области не наблюдается спада в выдаче займов на строительство и покупку жилья, кроме того, был сделан беспрецедентный шаг - агентству предоставлен кредит в сумме 500 млн рублей на строительство 576 квартир под залог здания областной администрации, включая губернаторский кабинет. Уже выкуплено у застройщика 285 квартир. Особенно активно выкупается жилье в новостройках.

Тем не менее, остро нуждающихся в жилье в регионе насчитывается 18 тысяч человек. Частично удовлетворить этот спрос, по мнению чиновников, должна программа строительства жилья эконом-класса и реализация федеральной программы "Три десятки". Суть ее в том, что населению выдают кредит на 10 лет под 10% годовых, и 10% составляет первоначальный взнос.

В 2010 году ожидается 1,5-кратное увеличение внешнеторгового оборота Тамбовщины по сравнению с 2009 годом, информирует своих читателей "Тамбовская жизнь". Главное природное богатство региона - эталонный чернозем, к тому же мало загрязненный по сравнению с почвой многих других регионов. Поэтому надежды на экспортный прорыв областные власти связывают с агропромышленным комплексом - такими его отраслями, как производство зерна, переработка пищевых продуктов и так далее. Сейчас основные покупатели тамбовского продовольствия - это Москва, другие регионы России, а также страны СНГ. Чтобы сделать его конкурентоспособным и на рынках Европы, предстоит осовременить перерабатывающую промышленность, обновить оборудование и производственные технологии. Как считает начальник управления международных и межрегиональных связей Тамбовской области Олег Кадыков, замена устаревшего оборудования на современное, импортное, производство экологически чистых продуктов питания, с каждым годом становится все более востребованными как в России, так и в других странах. Хорошая экология становится условием не только для здоровья, но и для конкурентоспособности области. Примером модернизации АПК может служить Арженская птицефабрика (Тамбовская область), которая продает экологически чистую курятину в Москву и другие регионы. У нее заключены договора контрактации со многими перерабатывающими и торговыми предприятиями России.

Ставка на экологическую чистоту выращиваемых фруктов сделана и в Мичуринске. Здесь планируется реализация проекта "Зеленая долина", которую также порой называют аграрным Сколково. Здесь должны соединиться наука, производство высококачественного сельскохозяйственного сырья и его переработка. Этот проект, по мнению Олега Кадыкова, способен сделать Тамбовщину одним из самых значимых регионов России, узнаваемых как в Европе, так и во всем мире.

В Тамбове стабильно растут продажи самых дешёвых и самых дорогих автомобилей, отмечает еженедельник "Наедине" в статье "На подъеме". Количество автомобилей в Тамбовской области растёт из года в год. Если в 1990 году в регионе их насчитывалось всего 108 тысяч, в 2000-м - 216 тысяч, то в 2009 - уже более 300 тысяч.

Но и это далеко не предел. Ни финансовый кризис, ни его ожидаемая "вторая волна" не повлияли на решимость тамбовчан приобщиться к мировому сообществу персональных автовладельцев. Только в областном центре процветает около двух десятков автосалонов, чей "легковой" товар не застаивается на выставочных площадях. И если в первом (самом болезненном для мирового автопрома) полугодии 2009-го они распродали более пяти тысяч новеньких машин, то за аналогичный период года нынешнего - ещё на 5% больше. Правда, больше половины покупок - в самой нижней ценовой категории: от двухсот до трёхсот пятидесяти тысяч рублей. Это, как правило, продукция АвтоВАЗа.

По словам сотрудников автосалонов, самые популярные - "Приора" и "Самара". Из "иномарок" эконом-класса настоящим хитом нынешнего сезона стал "Деу", а "Шевроле" бьёт рекорды продаж уже второй год подряд. Зато средства передвижения для среднего класса стоимостью от 500 тысяч до 1 млн рублей в этом году выпали из топ-листа. "Форд", "Рено", "Хёндай", "Опель" пока не вернули себе былой популярности. Зато выросли продажи самых дорогих моделей "Фольксвагена" и "Тойоты".

Правда, как признаются коммерсанты, делающие бизнес на вторичном авторынке, определённое оживление весной этого года спровоцировала программа утилизации старых автомобилей. Многие, не разобравшись в деталях программы, бросились приобретать "за копейки" авторухлядь, чтобы потом выгодно "толкнуть" её государству за сертификат на 50 тыс. рублей, и только потом выяснили, что участвовать в программе новоприобретённое "железо" не может. Тем не менее, именно этому заблуждению вторичный авторынок области отчасти обязан своим 10-процентным ростом этого года по сравнению с предыдущим.

Статьей "Школа не в состоянии справиться с задачей воспитания в одиночку!" продолжает затянувшуюся дискуссию с читателями по поводу участия родительской общественности в деятельности общеобразовательных учреждений еженедельная городская газета "Город на Цне". "Поясните, как быть со школьными учебниками? Каждый год нужно покупать целый комплект недешёвой учебной литературы! Во многих школах существует система обмена учебниками между старшими и младшими классами. Как это решить?" - спрашивает читательница. По мнению участника "прямой линии" председателя комитета образования администрации Тамбова Сергея Кузнецова, школьные библиотеки обеспечивать книгами нужно, но пока вопрос этот не решён до конца из-за недостаточного финансирования.

Город готов обеспечивать учебниками только льготников. По мнению чиновника, корень проблемы - в неупорядоченности формирования комплекта учебной литературы на федеральном уровне. Необходимо ограничение возможного выбора учебников. "Если разобраться, авторам и издательствам выгодны постоянные переиздания одних и тех же книг, - комментирует проблему С.кузнецов. - Задача же системы образования - обеспечить качественную литературу. Учебник не должен быть один, но перечень их должен быть ограничен".

Еще одним памятником истории в Тамбове стало меньше, печально констатирует "Тамбовский меридиан". На это полутораэтажное здание, что носило номер 9 по улице Мичуринской, у тамбовских краеведов и работников культуры было множество планов. В конце 80-х собирались создать в нем литературный музей, потом литературно-художественный с мемориальными комнатами художника Владислава Рябинского и поэта Евгения Боратынского. А когда вспомнили, что хозяин дома был музыкантом, решили еще проводить там вечера камерной музыки. Уничтоженный особняк принадлежал Михаилу Боратынскому, внучатому племяннику знаменитого поэта пушкинской плеяды. К тому же Михаил был еще женат на дочери поэта Алексея Жемчужникова, тесть со своим зятем очень дружили, и Алексей Михайлович в 60-х годах не раз гостил в имении Боратынского. Но в этот дом Михаил переехал уже позже, в начале ХХ века. Виртуозный скрипач и виолончелист, Боратынский сразу начал проводить у себя струнные концерты, на которые собиралась городская интеллигенция. Почему понадобилось сносить именно этот, еще совсем крепкий дом, к тому же связанный с именами наших знаменитых земляков, понять трудно, говорится в заметке. На этом месте планируется построить многоэтажку. "Но неужели ее нельзя было возвести чуть левее или правее?", - недоумевает газета.

О еще одном побочном эффекте аномальной жары в Тамбове повествует "Тамбовская жизнь". Издание пишет о фиаско летних сборов детской хоккейной фарм-команды ЦСКА (Москва). Армейцы откликнулись на приглашение тамбовчан провести детские сборы на базе тамбовского ЛДС "Кристалл". Для спортивной общественности области это должно было стать настоящим событием, и планов в связи с этим строилось громадье: и мастер­классы, и учеба тамбовских тренеров, и товарищеские встречи команд ребят 1998 и 1999 годов рождения, и организация межрегионального турнира. Все планы поломала администрация ледовой арены. Организаторы визита зря надеялись на установленное три года назад во Дворце новейшее финское холодильное оборудование, которое якобы способно работать круглый год, не ограничивая хоккеистов, фигуристов, да и просто любителей покататься на коньках коротким сезоном зимних месяцев. Но льда москвичи и тамбовчане так и не увидели. "К сожалению, все это оказалось из области фантазий и мечтаний, без льда, понятно, никаких товарищеских встреч не будет, - отметил в интервью управляющий хоккейным клубом "Тамбов" В.Виноградов. - Столичный клуб был готов заплатить "Кристаллу" 400 тыс. рублей за две недели использования катка. При этом они готовы были и продлить сборы еще на две недели до 20-х чисел августа, если бы им предоставили лед. В месяц на электроэнергию требуется около полумиллиона рублей. "Кристалл" бы получил почти столько же за две недели только от столичных хоккеистов, а ведь еще можно было бы и на проведении других мероприятий заработать, массовое катание открыть".

Руководитель ТОООП Е.Князев на эту тему с журналистами "ТЖ" разговаривать не захотел. Руководитель Дворца спорта О.Сорокин так прокомментировал ситуацию: "Наши инженеры утверждают, что в такую жару делать лед нельзя, а я верю своей технической службе... Лед, по правде говоря, себя не окупает. Аренда катка на один час в прошлом сезоне у нас стоила 3200 рублей, но сегодня себестоимость его содержания составляет уже не меньше 6,5 тыс. рублей".

В Тамбовской городской Думе прошли депутатские слушания, призванные ответить на вопрос, как перейти от "освоения" денег, выделенных на дороги, к их эффективному использованию, сообщает "Московский комсомолец в Тамбове". В этом году из городского бюджета на ремонт дорог пойдет 206 млн рублей, еще 271 "подкинет" из федерального бюджета "Единая Россия". Полмиллиарда - вполне приличная сумма, чтобы ждать заметного улучшения качества дорог. Глава города Алексей Ильин тему городских дорог отслеживает без малого 20 лет. Но проблема, по мнению главы, даже не в нехватке средств, а в извечном российском головотяпстве. Примеров этому масса: и ямочный ремонт под проливным дождем, и работа дорожников в часы пик (а сколько говорили о том, что они должны работать ночью!), и асфальтобетонная смесь, которая исчезает с дорог вместе с растаявшим снегом, говорится в статье.

На депутатских слушаниях эпитетов для этих явлений не жалели. Но главным вопросом стал не "Кто виноват?", а "Что делать". По словам председателя комитета городского хозяйства администрации Тамбова Александра Лисса, для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, надо решить несколько ключевых моментов. "Мы проводим тендер, чтобы определить подрядчика. А кто выигрывает на тендере? Тот, кто предложит самую низкую цену. И здесь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, за счет чего снижается цена - за счет качества смеси, за счет дешевой техники, неквалифицированных рабочих. Мы ничего с этим сделать не можем!".

Выходом из положения могло бы стать создание собственного муниципального предприятия по ремонту дорог. Но и оно - не панацея. Депутаты пришли к резонному выводу, что при таком раскладе даже полмиллиарда - это капля в море. Какой смысл "закатывать" средства в асфальт, если через год дорога опять "поплывет"? Но и оставлять все как есть тоже нельзя. Поэтому народные избранники составили целый список первоочередных мер, начиная с активного участия депутатского корпуса в обсуждении и составлении плана-титула ремонта дорог и заканчивая личным контролем каждого депутата за дорогами в своем округе.

Но смогут ли эти меры побороть обе российские беды - этот вопрос пока остается открытым, считает издание. На средства городского бюджета в 2010 году предполагается капитально отремонтировать ул. Карла Маркса (после того, как будут завершены работы на тепломагистрали), доделать Моршанское шоссе и "подлатать" Лысогорскую, Михайловскую, Никифоровскую и ряд других улиц. На что пойдут средства "Единой России" - решат жители. Сейчас в Советах территорий идет обсуждение, какие именно дороги нуждаются в срочном ремонте. Мнение горожан будет учитываться при составлении плана-титула.

Отныне приоритет в трудоустройстве будет на стороне россиян, пишет "Тамбовская жизнь" в статье "Сначала трудоустроят россиян". Если какой-либо руководитель желает привлечь иностранных работников, то прежде всего вакансии предлагаются безработным жителям области. Только потом - иностранцам. "Работодатели обязаны извещать службы занятости и миграции не только о том, что им нужно больше иностранных специалистов, но и о сокращении вакансий. Были случаи, когда прибывшие из других стран люди оказались в силу разных обстоятельств не востребованы. Такого хаоса нельзя допускать, - отметил заместитель начальника управления Федеральной миграционной службы по Тамбовской области А.Смагин.

Проблемным моментом, признают чиновники ФМС, остается перераспределение квот. Работодатели, которые сократили вакантные места для иностранцев, обязаны информировать об этом контролирующие органы. Но, к сожалению, они не всегда об этом заботятся, из-за чего возникают проблемы. Не нужные где-то иностранные работники часто требуются в других организациях, но службы занятости и миграции об этом не извещены. Вот и получилось, что на сегодняшний день квота иностранной рабочей силы в области исчерпана на 62%, а работодатели продолжают обивать пороги в поисках иностранных специалистов, сетует газета.