Событиям на Синимяе 31 июля у меня нашлось точное определение: противо-стояние. Никто ни за кем не гнался, и никто ни от кого не драпал. Стояли там, где было предварительно заказано. Даже полиция не претендовала на главные роли, хотя крови, конечно, попортила. Все, что запланировали, состоялось, и никого за это не посадили.

Проходившее неподалеку в Йыхви празднование Дня ВДВ, формально, да и неформально, с противо-стоянием никак не связанное, было пикантным фоном к происходящему. Событийно ничего нового не произошло: ритуальный сбор эсэсовцев, ритуальный сбор антифашистов. А чувство такое, что ситуация изменилась в корне. С таким чувством, как показывает опыт жизни в Эстонии, надо быть осторожнее. Что изменилось?

Антифашистам удалось подтянуть подкрепление, нацисты перешли к обороне. Как выяснилось немедленно, на заранее подготовленные позиции. Категорически изменилась риторика как официальных лиц и общественных деятелей, так и эстонского интернет-сообщества. Призывы "вбить им зубы в глотку" сменились апелляциями к совести антифашистов, мешающих почтенным старцам вспоминать свою юность. Из заявки на проведение мероприятия нацистов куда-то исчезла аббревиатура SS - теперь это просто 20 Эстонская гренадерская дивизия. Но у Эстонии никогда не было двадцати дивизий... Журналист Айнар Руусаар выразил недоумение, почему посол США в Эстонии должен был выступать с внешне политически корректным заявлением, в котором отдельно подчеркнул, что в Синимяэ недопустима героизация нацизма. "Когда эти ветераны восхваляли этот режим?" - задался вопросом Руусаар.

Тему героического и скорбного молчания на Синимяе развило и эстонское интернет-сообщество. "Обратили внимание, что, несмотря на 170.000 убитых там русских, "Ночной Дозор" они не интересуют вообще? Поминать молча, думать о прошлом. НЕТ! Им важны зрелища - сцена, клоуны в тюремных робах, георгиевские галстуки и громкая МУЗЫКА". За георгиевские ленточки на тюремных робах предстоит ответить отдельно: "В концлагерях какой из высоких договаривающихся сторон заключенные носили георгиевские ленточки? Я имею в виду немецкие и русские концлагеря. Тема как-то становится медицинской...". И, конечно, главный для эстонцев вопрос: кто платил за автобусы, плакаты, сцену, электричество, усиление... Даже больше: "Интересно, кто платит нашим т. н. ветеранам за то, что они опять дают линтеровцам повод за российские рубли орать и придуриваться на Синимяе?"

Риторика эстонцев менялась на глазах - по мере того, как нарастало давление антифашистов. По мере того, как подключались "Мир без нацизма", еврейские организации (но не из Эстонии!), русские общины из зарубежья, посольства... По мере того, как нарастало давление в прессе. Вот, например, фортели волостного старейшины Вайвара (там, где Синимяе) Вейкко Лухалайда. Первоначальную заявку от Максима Ревы и Андрея Ильницкого он отказался регистрировать, сославшись на то, что место-де уже занято. При этом заявку "гренадеров" не показал, а лишь поводил сам пальцем по карте волости. После выяснилось, что не врал: "гренадеры" действительно заказали себе площадь 750 х 400 метров, чего раньше никогда не бывало. Это уже не свобода собраний, это раздолье разбредаться по территории парочками и собирать ромашки...

В ходе скоротечного суда (в Эстонии жалобы на запрет митинга суд рассматривает за один - два дня) Лухалайд успел выступить, как банальный стукачок: "В заключение хотим уведомить уважаемый суд о том, что несанкционированный митинг "Ночного Дозора" на собрании ветеранов 20 Эстонской Гренадерской дивизии в 2009 году привел к конфликту, в который была вынуждена вмешаться полиция. Некоторые члены "Ночного Дозора" были полицией задержаны и удалены с мероприятия". Конфликт действительно был - с полицией... Которая просто "упаковала" и увезла антифашистов с зарегистрированного в полном соответствии с законом пикета. Обвинение антифашистам до сих пор не предъявлено, и с этим еще тоже предстоит разбираться. А вот Лухалайд после суда: "Если мероприятия не представляют опасности для государственного строя, организации движения или для самих себя, то для отказа нет оснований. И это вполне логично, так как на чьей бы стороне мы не были, люди имеют право выразить свое умонастроение. Оснований для отказа у нас нет, как нет и моральных оснований. Если кто-то имеет что-либо против чего-то, то он имеет право высказать это". Нашлось у него и объяснение территориальной гигантомании "гренадеров": "Очевидно, из опасения таких конфликтов и дискуссий, как было в прошлом году. Для того, чтобы никто другой не смог вторгнуться туда со своим мероприятием".

Суд этот вообще выявил массу любопытных вещей. Например, выяснилось имя ответственного за проведение мероприятия. Это некто Маури Куйдсоо, хранитель нумизматического фонда из Института истории Таллинского Университета. Сразу целый каскад новостей: в Институте истории Таллинского Университета, оказывается, есть нумизматический фонд, и у него даже есть хранитель. И у этого публичного служащего, оказывается, есть весьма занимательное хобби - устраивать сборища эсэсовцев. Которые уже вовсе и не эсэсовцы. Может, прав Руусаар, и ни о какой пропаганде нацизма в Синимяе речи не идет? Да нет, идет.

Вот уставные цели Общества друзей Эстонского Легиона: "3.1. Основное и главное - бороться за то, чтобы борьба этих людей во II Освободительной войне была оценена по достоинству. Это означает, что сражавшиеся в Эстонском Легионе на государственном уровне признаются борцами за свободу. Их борьба на государственном уровне должна быть оценена высшими национальными наградами. 3.2. Исследование истории II Освободительной войны и распространение информации о ней. 3.3. Осуществлять плотное сотрудничество с организациями Эстонских Легионеров. 3.4. В Синимяе следует установить приличный и достойный борьбы эстонских мужей мемориал. 3.5. Поддерживаем Эстонских Легионеров - как словом, так и делом. Если подробнее, то это означает участие в мероприятиях Борцов за свободу, ознакомление молодежи с историей Эстонии, посещение исторических мест, а также старых Героев войны. Поддерживать произведения и издания, отражающие (в оригинале - воспитывающие) историю Эстонии и эстонство, а также национальную музыку. 3.5.1. Поддерживать морально, рекламировать достойные произведения. 3.5.2. Самим составлять и издавать историю и боевой путь Эстонского Легиона, а также печатную продукцию, обобщенно и справедливо отражающую эстонскую историю".

Нюрнберга, видимо, просто не было. Но: кто-то в России что-то слышал о II Освободительной войне? Нет? Ну, это такая новая война, в которой эстонцы бились за свободу своей родины, а русские пытались эту родину поработить. Война, в которой у эстонцев было 20 дивизий, но вспоминают только одну - двадцатую... Где в это время были другие девятнадцать эстонских дивизий - неважно. И даже привет от ве­те­ра­нов 15-й и 19-й ди­ви­зий Ла­тыш­ско­го Ле­ги­о­на, переданный собравшимся "гренадерам" от пред­се­да­теля лат­вий­ско­го Об­щест­ва на­цио­наль­ных во­и­нов Эд­гарса Скрея, не должен смущать. Ведь и у них куда-то SS запропастилось...

То, как эстонцы манипулируют "войнами" - тема для отдельного разговора, причем построенного на богатом историческом материале. Вот, например, официальная позиция "абсолютно нейтрального" Эстонского государства во время Зимней войны, когда финны до глубины души были возмущены тем, что с эстонских аэродромов советские бомбардировщики через залив бомбят юг Финляндии. Оказывается, что эстонский нейтралитет ничем не нарушен, так как ни Финляндия, ни СССР друг другу войны не объявляли. А само понятие "нейтралитет" актуально только после объявления войны. При этом на ухо финнам шепталось, что каждая советская дивизия в Эстонии - это минус одна дивизия на финском направлении... Понимать надо!

Понять, кто, когда и кому объявил II Освободительную войну (а действительны, как только что было показано, только объявленные войны), никто не знает. Из тех, конечно, кто не читал трудов "справедливых" эстонских "историков", а таких в мире большинство. Что, понятно, "гренадеров" никак не смущает и уж подавно не мешает их "друзьям" исследовать историю этой "войны"...

Что же до нацизма - то зачем далеко ходить? Вот цитата из того же Руусаара: "То, что большинство эстонских политиков боится участвовать в таких памятных мероприятиях, это понятно. Это для них как распятие для черта. Но я не понимаю, неужели нет в Эстонии способа, чтобы превратить в законный ад жизнь такого деятеля, как Максим Рева, который неустанно проводит провокации". Тут надо объяснить, кто такой Айнар Руусаар. Это - не бульварный щелкопер, а элита эстонской журналистики. Бывший руководитель Эстонского телевидения, а потом - крупнейшего информационного агентства. Человек, знающий все нюансы своей профессии. Я помню, как на конференции Минюста по защите данных в СМИ он подробно рассказывал о том, как Эстонское телевидение освещало скандал, связанный с хулиганскими выходками президентских внуков и их приятелей в президентской резиденции. Как были защищены права детей, как защищалась репутация первого лица государства, как был учтен общественный интерес на государственном канале... Но все демократические навыки Руусаара заканчиваются там, где заканчиваются эстонцы. А это и есть нацизм.

Жизнь же антифашистов в Эстонии и без призывов Руусаара - законный ад. Никто, видимо, уже не посчитает, сколько штрафов заплатили антифашисты Эстонскому государству под "законными" предлогами, сколько из них лишились работы, имущества... Сколько из-за этого произошло разводов, если уж перечислять все потери. Я уже не говорю про полгода в тюрьме Линтера и Ревы. При этом эстонские СМИ отдельно отметили, что на мероприятии в Синимяе присутствовал "бывший политзаключенный" Энн Тарто. Линтер и Рева - тоже политзаключенные... И, даже если "бывшие", то совсем недавно. А этот Энн Тарто в свое время возглавлял Институт прав человека... Зима будет долгой.