В последнее время как латвийские русские, так и российские политики стали все чаще ссылаться при определении целей, за которые борется русскоязычная община в Латвии, на так называемые "Охридские соглашения" (письмо министра иностранных дел Игоря Иванова министрам иностранных дел стран-членов Евросоюза, направленное в конце мая, выступление в Петербурге замминистра Владимира Чижова). Особенно эффективными эти ссылки стали на фоне того движения сопротивления, которое развернулось сейчас в Латвии в связи с реформой образования (на латвийском политжаргоне - "реформа-2004"), в соответствии с которой с 1 сентября 2004 года все средние школы переводятся "только на государственный язык обучения". Целью этой реформы латвийские русские справедливо считают "латышизацию русской школы", а в конце концов и ликвидацию ее. Об этой цели не раз проговаривались в прессе и министр образования Карлис Шадурскис, и лидер парламентской фракции правящей партии "Новое время" Кришьянис Кариньш, и другие представители правительства и "титульных" партий.

Особенно важными для латвийских русских стали два обстоятельства, сопутствовавших подписанию Рамочного ("Охридского") соглашения. Переговоры по согласованию договора проходили в рамках инициированного президентом Македонии Б.Трайковским "внутримакедонского политического диалога", который изначально имел целью консолидацию гражданского общества и политических платформ основных парламентских партий в условиях, когда в результате террористической деятельности албанских экстремистов из так наз. "Национальной освободительной армии" под угрозой оказались суверенитет и территориальная целостность страны. Конечно - и на это довольно-таки цинично ссылается даже министр образования Латвии Карлис Шадурскис - в Латвии не идет речь о каком-то вооруженном противостоянии сторон. Но неужели европейские стандарты вводятся в странах, стремящихся в "европейскую семью народов", только в результате вооруженного противостояния, - спрашивают латвийские русские? Неужели добиться прекращения дискриминации по этническому и языковому признакам можно только с оружием в руках? Не является ли одним из базовых принципов построения новой единой Европы решение сложных - представляющихся зачастую тупиковыми - проблем политическим путем?

Другое обстоятельство, на которое обращают внимание лидеры борьбы против "реформы-2004" в Латвии, состоит в том, что под Охридским соглашением поставили подписи не только представители "титульных" македонских партий, но и представители меньшинственных "албанских" партий, что говорит о реальном диалоге, в котором учитывается мнение обеих сторон. Свои подписи под документом поставили также международные посредники - спецпредставитель Евросоюза Ф.Леотар, спецпредставитель США Дж.Пардью, спецпредставитель НАТО П.Фейт. На церемонии подписания соглашения присутствовали генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон, высокий представитель ЕС по ОВПБ Х.Солана и спецпредставитель ДП ОБСЕ М. Ван дер Стул. Все эти деятели стали своего рода гарантами выполнения положений "Охридских соглашений" и придали им - пусть условно - общеевропейское звучание.

Некоторый параллелизм с ситуацией в Латвии в том, что служило основным противоречием переговорного процесса по "Охридским соглашениям": по мнению македонского политического блока, за требованиями македонских албанцев относительно расширения их прав на самом деле скрывались шаги по продвижению "великоалбанской национальной идеи", которая в ближайшей перспективе могла поставить под вопрос существование македонского государства. Это очень похоже на обвинения против латвийских русских, борющихся за свои элементарные права, в том, что они являются "пятой колонной" и стремятся чуть не вновь присоединить Латвию к России. Однако в случае с Македонией международным посредникам ценой значительных усилий все же удалось довести переговорный процесс до конца и согласовать текст документа. Значит, могут, если захотят.

Основой для согласования позиций сторон в Македонии стала платформа французского правоведа Р. Бадинтера, которая сводилась к тому, что межнациональные отношения в Республике Македония должны быть стабилизированы посредством расширения прав национальных меньшинств, местного самоуправления, децентрализации власти, укрепления гражданского характера государства. "Охридские соглашения", по сути дела, стали своего рода декларацией о намерениях, содержащими перечень конституционных и иных изменений, которые должны были быть приняты в стране с целью "построения гражданского общества и улучшения межэтнических отношений". Этот документ, как подчеркивается в его преамбуле - и на это стоит обратить особое внимание латвийским русским в их будущем диалоге с властями - представляет собой основу для обеспечения будущего демократии в Македонии, развития отношений и сближения Македонии с евроатлантическим сообществом.

Положения "Охридских соглашений", изложенные в статьях 1-3, вряд ли могут быть использованы латвийскими русскими, так как они призваны, прежде всего, остановить вооруженное противостояние. Хотя и там прописаны некоторые положения, интересные для Латвии: сохранение мультиэтнического характера македонского общества; изменение конституции с учетом высших международных стандартов; развитие системы местного самоуправления в направлении расширения его полномочий, финансовой самостоятельности в соответствии со стандартами Евросоюза и Совета Европы.

В ст. 4 говорится о неукоснительном соблюдении принципа недискриминации и равноправия, особенно в вопросах приема на госслужбу и распределения бюджетных средств. Это положение предусматривает обязательство властей исправить "перекосы" в этой сфере и выработать законодательные механизмы для обеспечения пропорциональной представленности национальностей в органах управления всех уровней. Вводится специальная процедура избрания трети судей Конституционного суда, Омбудсмена и троих членов Судебного совета.

В соответствии со ст. 5 предусматривается особая процедура для принятия конституционных поправок и законов, касающихся местного самоуправления, культуры, образования, документов, удостоверяющих личность, статуса г. Скопье (столица РМ), изменения границ существующих общин, употребления языка и национальных символов. Они должны были (и были) проголосованы квалифицированным большинством парламентариев, которое бы включало абсолютное большинство голосов депутатов-немакедонцев.

Самой существенной для латвийских русских является, конечно, статья 6 "Охридских соглашений". Согласно этой статье, обучение в начальных и средних школах ведется на родных языках национальностей с соблюдением общереспубликанского образовательного стандарта. Более того, государство должно обеспечить финансирование высшего образования на языках, являющихся родными не менее чем для 20% населения. При приеме в государственные вузы должен применяться принцип позитивной дискриминации для нацменьшинств. Это означает, что представители нацменьшинств должны находиться в привилегированном, в определенном смысле, положении по сравнению с представителями титульной нации (квоты, льготы и пр.).

Отдельно оговаривается, что официальным языком на всей территории страны является македонский язык. Вместе с тем, "любой другой язык, на котором говорят, по меньшей мере, 20% населения", также является официальным языком в определенных случаях. Так, в общинах (административных территориях), где такой язык используется более чем 20% местных жителей, на нем может проходить коммуникация с местными и центральными отделениями органов госвласти, которые в своих ответах должны, наряду с македонским, отвечать также и на этом языке. Кроме того, гарантируется право участникам уголовного или гражданского судебного процесса получать перевод на "свой" язык всех материалов. Документы, удостоверяющие личность граждан, говорящих на "официальном немакедонском языке", будут выдаваться на обоих языках.

В статье 7 закреплено право органов местного самоуправления устанавливать, наряду с македонскими государственными символами, символику национальности, которая составляет большинство в данной общине. При этом, однако, должны соблюдаться международно признанные правила.

В трех приложениях к договору содержится перечень конкретных мер, которые, по замыслу создателей документа, должны способствовать улучшению межэтнических отношений в стране. Имплементация "Охридских соглашений", как предусмотрено в "Приложении A", началась с внесения изменений в конституцию страны. По своему содержанию они нацелены, прежде всего, на "повышение" статуса македонских албанцев и его приближение к статусу македонского народа. В частности, в них содержится ряд гарантий прав национальных меньшинств в парламенте, государственной администрации, местном самоуправлении, в области образования, культуры, в сфере употребления родного языка вплоть до его официализации на государственном уровне.

В соответствии со статьей 8 "Охридских соглашений", конституционные поправки (числом 15), хотя и с опозданием, но были приняты македонским парламентом. С трудом, но был принят новый закон о местном самоуправлении, существенно расширяющий права "нетитульной" албанской общины в стране. Именно в этом законе закреплены положения статей 3 и 6 Рамочного ("Охридского") соглашения. Новое законодательство о языках также, в соответствии с "Приложением B", было принято Собранием Македонии. Оно предусматривает использование немакедонского официального языка на пленарных заседаниях парламента, правило опубликования на нем законов и право госслужащих подписываться на этом языке. Соответствующие изменения в парламентский регламент были внесены уже после сентябрьских (2002) выборов.

Закон о народном правозащитнике (омбудсмене) в конце 2002 года изменен с учетом положений "Охридских соглашений" и необходимостью обеспечить усиление его полномочий, политическую и финансовую самостоятельность.

Кроме того, ОБСЕ и международное сообщество в целом приглашены от лица официального Скопье "принять самое активное участие" в развитии СМИ, включая средства массовой информации на языках нацменьшинств, продолжить усилия по улучшению межэтнических отношений в Македонии, оказать содействие в реализации закрепленных в "Охридских соглашениях" обязательств в области высшего образования. В соответствии с этими положениями в ноябре 2001 года в Тетово открыт так наз. Университет ЮВЕ, проект которого был разработан и реализован под руководством Макса Ван дер Стула.

В целом "Охридские соглашения" можно оценить как первый удачный (вооруженное противостояние было прекращено) опыт европейского сообщества при содействии США и НАТО в невоенном урегулировании межэтнического конфликта ННГ на посткоммунистическом пространстве. Это - прецедент. Так почему не распространить опыт Македонии на те страны, в которых дискриминация по этническому и языковому признакам продолжается, хотя и не привела еще к тяжким последствиям? В Латвии, где на митинг в Риге 23 мая 2003 вышли больше 15 тысяч человек, представители европейских и международных организаций предпочитают не замечать нарастающего противостояния между властью (именно властью, а не латышской общиной) и русскоязычной общиной. "Проверяющие" от Евросоюза, озабоченные, прежде всего тем, чтобы включить Латвию в "зону ЕС", ограничиваются "замечаниями" и "рекомендациями", выполнять которые латвийские власти пока явно не собираются. Более того, представители правительства заявляют, что 15 тысяч человек, протестующих в центре столицы, для них "не аргумент". А когда на улицы выйдут 50 тысяч человек - это будет аргументом? Если нет, то "какие-то 30 процентов этнических русских", как пренебрежительно отозвалась о самом большом нацменьшинстве страны ее президент Вайра Вике-Фрейберга накануне своего переизбрания на высший пост, могут стать очень серьезной проблемой не только для Латвии, но и для всей Европы. Так может не доводить представителей нацменьшинств Латвии до греха и присмотреться хотя бы к опыту македонцев, которые нашли в себе силы - не столько при содействии, сколько при жестком прессинге со стороны международных посредников - пойти на заключение "контракта" с нацменьшинствами?