Литва не пойдёт на ущемление энергетических интересов Польши ради обеспечения поставок венесуэльской нефти в Белоруссию через Клайпедский терминал. Такое мнение высказал 10 августа корреспонденту ИА REGNUM Новости руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Напомним, 10 августа польское издание Warsaw Business Journal сообщило, что Вильнюс может уменьшить или даже прекратить поставки нефти с Клайпедского терминала на Мажейкяйский НПЗ, принадлежащий польскому концерну PNK Orlen, так как терминал будет полностью переориентирован на транзит венесуэльской нефти в Белоруссию. Таким образом, литовское предприятие не сможет выполнить свои обязательства перед польской стороной.

"Белоруссия вновь запускает определённый саботаж", - отметил Пасечник. "Все эти логистические передряги и взаимодействие со странами Прибалтики, в частности, с Литвой, представляют собой отголоски того, что Россия ограничила льготный режим поставок нефти на белорусские НПЗ. Но даже нынешние 6,3 млн тонн нефти, которая Москва беспошлинно поставляет Минску - это довольно существенный бонус. В связи с этим, непонятно, почему Белоруссия не хочет работать на нормальных коммерческих условиях", - сказал эксперт.

"Понятно, что здесь присутствует политическая подоплёка. Александр Лукашенко запустил альтернативный сценарий взаимодействия с Венесуэлой. Мы видим, что этот процесс развивается крайне осторожно. Белоруссия не наращивает поставки венесуэльской нефти и в любом случае держит в уме продолжение диалога с Россией в рамках Таможенного союза. Здесь на карту поставлены и отношения в газовой сфере: следует ожидать торга за контрольный пакет акций "Белтрансгаза". Возможно, Россия увеличит отдельные энергетические преференции для Белоруссии, чтобы получить полный контроль над белорусской транзитной системой", - полагает аналитик.

По его мнению, поставки венесуэльской нефти в Белоруссию не носят стратегический характер. "Рано или поздно все эти проекты будут свёрнуты. Поэтому, как представляется, литовские власти не пойдут на крупные инвестиции под такие сомнительные инициативы. Расширение портовых мощностей, углубление самих портов требуют сотен миллионов долларов. И это вряд ли будет делаться для Белоруссии. Поэтому для Польши здесь нет никаких глобальных энергетических угроз", - считает Пасечник.

"Прибалтийские страны всегда взаимодействовали с Европой очень мягко. Им не нужен подобного рода саботаж. В этом моменте никакой политической подоплёки как раз нет. Данный вопрос будет решён конструктивно, и никаких глобальных перемен здесь не предвидится. Да, переговоры официального Минска с литовскими властями вызвали очень бурный резонанс. Но никаких серьёзных изменений здесь не последует", - подчеркнул эксперт.

По его словам, Литва не заинтересована в осуществлении энергетического саботажа против Польши. "Если действительно перекачивать заявленные белорусами миллионы тонн, то, конечно, придётся перекрывать вентиль, и Польша останется в проигрыше. Но Литва совершенно точно не пойдёт на такие меры. Белорусам наверняка будет предложено существенно инвестироваться в порт, но у них нет таких серьёзных денег, поэтому процесс придётся затормозить", - отметил Пасечник.

Аналитик обратил внимание на то, что если Белоруссии было бы действительно выгодно закупать венесуэльскую нефть, она бы уже существенно нарастила объёмы приобретаемого сырья. "Но пока что речь идёт о нескольких танкерах вместимостью 80 тыс т. Это незначительные объёмы. Прогрессии нет, из Венесуэлы не приходит по 7 танкеров в месяц. Это говорит о том, что белорусы просто показывают, что они поставляют нефть, но на самом деле о расширении сотрудничества с Венесуэлой речи не идёт, и рано или поздно этот проект будет свёрнут, так как с коммерческой точки зрения он абсолютно не сравним с закупками российского сырья даже с учётом экспортных пошлин", - подвёл итог Александр Пасечник.