Сила России, суверенитет Армении и весь регион в опасности

Вторая годовщина российско-грузинской "пятидневной войны" выявила неразрешенные геополитические подводные течения в находящемся между тремя морями регионе Южного Кавказа. Стержневая позиция Армении, лишенной в силу исторических обстоятельств выхода к Каспийскому, Черному и Средиземному морям, оказалась в кольце стратегического беспорядка.

Опасность, присущая уже очевидному для всех откровенно нечестному отношению Турции к Армении, вызовы, порожденные переходом Азербайджана от угроз развязывания войны к июньской диверсии, повлекшей жертвы с обеих сторон, а также общая эскалация напряженности на Кавказе, сплелись воедино, обозначив этот обширный регион как пояс, подверженный угрозе углубляющейся нестабильности.

На фоне подобной, имеющей системный характер, небезопасности, Армения нынче встала лицом к лицу с опасным симбиозом внешних интересов и внутренних изъянов. Пока "стратегические" взаимоотношения Еревана и Москвы продолжают служить основой для мира и безопасности в регионе. Между тем, сущность "армяно-русских объятий" является неоправданно односторонней.

Ассиметрия русско-армянских отношений проявляется в недостатке равноправного, основанного на взаимном уважении сотрудничества. В конце концов, предоставление Арменией права на размещение на своей территории единственной российской военной базы в регионе - это не простой акт дружелюбия, и должен основываться на совместном признании взаимных интересов.

Более того, российская военная база в Армении является единственной среди подобных баз вне территории России, за размещение которой принимающая страна не получает ни арендной платы, ни даже компенсации за текущие расходы. Армения оплачивает все расходы и счета этой базы. Подобный заклад национальной безопасности Армении неприемлем и требует немедленного исправления.

Для того, чтобы в новой эре армяно-российское партнерство стало поистине стратегическим без кавычек, - оно должно стать искренним, действительно двусторонним и основанным на взаимоуважении, несмотря на различие в размерах и опыте двух государств.

Наглядным примером этого является недавняя утечка информации в российской прессе, которая с опозданием получила-таки свое подтверждение со стороны официального Еревана, о том, что две страны либо на двусторонней основе, либо - под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) намерены продлить договор о предоставлении территории для российской военной базы до 49 лет. Помимо того, что это положение договора затрагивает достоинство, ибо бросает вызов суверенитету Армении, независимости ее внешней политики и жизненным национальным интересам, оно также попирает неограниченный потенциал истинно стратегического партнерства между нами.

Сказанное подтверждается тем, что существующее основное соглашение не истекает до 2020 г., а при необходимости может быть продлено со дня истечения срока на пять, или даже десять лет. Другой источник для беспокойства - военное взаимопонимание и торг между Кремлем и Анкарой, которая оккупировала историческую Армянскую отчизну, осуществляет блокаду сегодняшней Республики Армения, что само по себе является актом войны. Турция продолжает отрекаться и уклоняться от ответственности за содеянный в 1915 г. Геноцид и и лишение армян Родины.

Наиболее свежей причиной для возмущения является военная поддержка Москвой Азербайджана, который, проиграв в развязанной им же войне против Нагорного Карабаха и Армении, сегодня угрожает возобновлением военных действий, сохраняя оккупацию исконно армянских Шаумяна, Геташена, Арцвашена, Нахиджевана и т.д., и продолжая безнаказанно уничтожать и осквернять армянское историческое наследие в Джуге и других местах.

В этой связи, если Россия действительно осуществит сделку по продаже агрессивному, воинственному и ревизионистскому режиму Азербайджана противовоздушной системы С-300 или эквивалентного ей другого вооружения, о чем сообщалось, то Армения должна незамедлительно выйти из ОДКБ, единственным членом которого является в этом регионе, или, как минимум, - потребовать полноценную рыночную арендную плату за российскую военную базу, в том числе в качестве оплаты за электроэнергию, воду и другие соответствующие услуги.

И наконец, достижение истинного Партнерства между Россией и Арменией и между Россией и Западом будет непременно влечь за собой действенное применение не только местного, но и международного принципа Верховенства Закона, а посему - признание Нагорно-Карабахской Республики в ее конституционных границах, так же, как Косово и Абхазии.

Что-либо вне этого - предвзятая политика, мелочная политическая игра, лицемерие sui generis, которые кое для кого и в какие-то моменты могут быть весьма удобными, но в глубине вступают в противоречие с целями мира, безопасности, справедливости и демократических ценностей этого зажатого между морями критически важного отрезка суши.

Раффи Ованнисян - первый министр иностранных дел независимой Армении, ныне - руководитель представленной в парламенте партии "Наследие".