В России привыкли интересоваться мировыми экономическими новостями: нефть, курс доллара, застой в Японии и кризис американской биржи. На территории же бывшего СССР привлекают обычно политические новости, но пора, по всей видимости, вникать в экономические события непосредственно вокруг нас. Поэтому, не затрагивая политических проблем страны, стоит взглянуть, как меняется экономическое пространство вокруг нас.

Средние темпы прироста реального ВВП в Казахстане за 2000-2002 годы превысили 10%, что выводит страну едва ли не на первое место в мире по этому показателю. Прогноз вперед на лет десять дает примерно 7% рост, что может создать один из тех редких прорывов к новому уровню развития, которых мы после тигров ЮВА не видели со времени Азиатского кризиса. Поставленная в недавнем Послании Президента России задача удвоения ВВП к этому году предполагает внезапное увеличение средних темпов прироста за оставшиеся годы до конца декады до более 8%, что предполагает несколько иной экономический климат, особенно в сфере накопления. Сходство двух экономик велико, как проблем, так что высокие темпы роста выступают как бы примером и вопросом, почему не мы. Разумеется, Казахстан при распаде СССР был достаточно щедро наделен минеральными ресурсами. Но потенциальные возможности имеют многие страны, а используют лишь некоторые, даже немногие. Это ускорение, которое нуждается в своем осмыслении: временный успех, чистый эффект нефти или новое долгосрочное явление, в котором есть урок для других?

График 1. Динамика реального ВВП в России и Казахстане, 1997-2002 гг.

Макроэкономический фон.

Поскольку по своим размерам и структуре экономике Казахстан более других стран быв. СССР схож с Россией, то, соответственно, есть все основания приглядеться поближе к развитию соседа. Тем более, что оно составляет заметный контраст экономической динамике в Белоруссии и Украине. При аналогичной российской экономической структуре с преобладанием экспорта продукции нефтяной и горнодобывающей промышленности, Казахстан ищет путей модернизации. Это опыт имеет безусловный интерес, тем более что позволяет увидеть вполне прагматичный инструментарий экономической политики, а также более ясно оценить наши интеграционные возможности в рамках Объединенного экономического пространства.

Таблица 1. Основные показатели развития России и Казахстана в 1997-2002 гг.

* - 2002 год - оценка по ряду показателей.

Казахстан не менее тяжело пережил трансформационный кризис первой половины 90-х годов с потерей рынков в СЭВе и СССР, чем остальные страны пост советского пространства. Экономические связи были нарушены, но в отличие от Прибалтийских стран Казахстан не имел существенной внешней экономической поддержки (кроме международных финансовых организаций). Небольшой рост в середине 90-х сменился спадом 1998 г. и вынужденной девальвацией теньге вслед за рублем (как и Бразилия): только с конца 1998 до конца 1999 года курс теньге к доллару упал примерно на треть. В этот период население страны сократилось на миллион человек, после чего наступила стабилизация. Норма накопления еще в 2000 г. составляла только 16%. В этот момент начался рост, базировавшийся как на установлении определенного стабильного экономического климата, девальвации и специфического фактора как нефтяной экспорт - нечто весьма похожее на Россию.

В 2002 г. Казахстан вышел по объему ВВП на 86% от уровня начала 90-х годов. Руководство страны поставило задачу удвоить реальный ВВП к 2010 году и увеличить пропорционально уровень основных экономических показателей, что по всей видимости будет реализовано. В 2002 году ВВП составил в долларах 24,4 млрд., а к 2010 может превысить по прогнозам 60 млрд. долл. при примерно 7,2% среднегодовых темпах прироста. Соответственно, при населении в 15 миллионов человек (14,86 млн. на 1 января 2003 г.) размер ВВП на душу населения может вырасти с 1,64 до 4 тысяч долларов. Это еще ниже уровня стран Центральной и Восточной Европы, но может оказаться сравнимым с уровнем России, а то и самым высоким в СНГ. Такое развитие событий повышает престиж Казахстана на фоне довольно блеклых прогнозов во многих странах мира. Заметим, что наши нынешние две с половиной тысячи долларов при темпе в 5% могут вырасти 2010 году примерно до той же величины.

Экономический рост опирается на довольно устойчивую макроэкономическую основу. Курс теньге к доллару (в пределах 150-155) держится уже пару лет. Инфляция на потребительском рынке снижалась с 13% в 2000 году до менее 6% в 2002 году и при практически нулевом росте цен реализации в промышленности. При безработице в 9,5% (МОТ - конец 2002 г.) и 60% доле частной экономики сложилось, по всей видимости, то равновесие, которое сдерживает инфляционные процессы, оставляя государству возможность использовать свои растущие доходы для решения социально-экономических проблем.

Кризис 1998 года привел к обесценению обязательств, в том числе и государственных, что позволило в тот период фактически снять избыточные нефинансируемые мандаты и одним ударом де факто провести реформу в сфере жилищных услуг. Соответственно, бюджетный дефицит 1999 г. в почти 70 млрд. теньге (около 600 млн. долл.) упал в 2000 г. до 3,3 млрд. теньге. С 2002 г. бюджет достиг профицита, который прогнозируется и вперед на несколько лет. Общий уровень бюджетных доходов в 2002 г. оценивается в 22,6% ВВП, в том числе от нефти в 4,4%. На 2003 год общие доходы прогнозируются в 26% ВВП, при 7,8% от нефти (это показатель в дальнейшем к 2010 г. снижается до 3,5% ВВП). Колебания в основном отражают динамику нефтяных доходов - остальные доходы довольно устойчиво исчисляются в 18% ВВП.

Широкое развитие Соглашений о разделе продукции подтолкнуло добычу нефти на ранних этапах, но принесет больше доходов после периода возмещения инвестиций. Отметим, что сравнительно низкие государственные расходы отражают раннюю стадию развития, пока "государство всеобщего благоденствия" еще не могло укорениться - кризис еще слишком недавняя история. У страны заметно меньшая нагрузка по поддержанию отдаленных районов, видимо, военных расходов и всяких иных расходов, которые несет Россия по историческим причинам. Так что скорее высокие темпы экономического роста идут параллельно с ростом накопления, нежели просто являются результатом сжатия государства, играющего весьма значительную роль в экономике. Правда, правительство обладает редким правом финансового вето на расходные предложения парламента, так что их финансисты могут наслаждаться своим хорошо защищенным профицитом.

Структурные реформы.

Невозможно описать в газетной статье путь реформ страны за десятилетие - важно отметить, что основные реформы были проведены еще в середине 90-х гг., так что фактор институциональной стабильности работает на развитие. Основные реформы были проведены еще в середине 90-х гг. и в целом институциональной основой нынешнего развития является то обстоятельство, что экономическая среда в стране достаточно стабильна в течение уже длительного времени.

Страна уже имеет Таможенный Кодекс, приняло в 2001 г Налоговый и работает над Бюджетным Кодексом. Правительство располагает де-факто финансовым вето на законопроекты, ведущие к росту расходов или снижению доходов. Институциональные и структурные реформы облегчила централизация управления. Соответственно, соседям не чужды наши бюрократические барьеры, с которыми они начинают бороться. Правда, избыточная централизация всего лицензирования в столице выглядит как большая проблема, лишающая прав и возможности инициативы на местах.

Отметим, пожалуй, пенсионную реформу, которая с 1998 года начала резко менять соотношение между государственным и частным обеспечением. На 1 апреля 2003 года пенсионные накопления составили порядка 1,9 млрд. долларов. Активы НПФ растут параллельно банковским и стоят уже вровень, как собственно и должно быть в рыночной экономике. По структуре портфеля к апрелю с.г. доля государственных бумаг (за пять лет) снизилась со 100 до 50%, открыв значительные возможности внутреннего небанковского (и более долгосрочного) кредитования.

Налоги и амнистия.

Казахстан идет на продолжение снижения налогов. НДС будет снижен с 16% (до 20001 г. было 20%) до 15% (2004 г.). Социальный налог будет снижен при введении регрессионной шкалы (от 20 до 7%). Дальнейшее снижение налоговой нагрузки предполагается с 22 до 19% ВВП. Высшая ставка личного подоходного налога снижается с 30 до 20%, повышается необлагаемый минимум и т.п.

Правда, при относительно низкой общей налоговой нагрузке в целом на нефти лежит значительная роль высвобождения остального бизнеса из-под пресса - по расчетам МВФ доходы от нефти в 2001-2005 годах колеблются (при консервативных прогнозах на цену нефти) в пределах 1-1,5 миллиарда долларов, что составляет примерно четверть от стоимости нефтяного экспорта. На этом фоне идет попытка высвободить средства для наокпления, в частности в малом бизнесе.

С учетом того, что значительная часть крупного экспортного бизнеса принадлежит иностранным компаниям (45 из 110 крупных компаний - часть ТНК), страна сохраняет закон о контроле над трансфертными ценами. В обозримом будущем ожидается снижение налогов на малый бизнес. Не исключена отмена акциза на спиртные напитки с целью легализации бизнеса. Малый бизнес получил возможность упрощенной налоговой отчетности и специальный режим при ставках около 3% при доходе юридического лица до 10 тыс. долларов (патент); 3-7% при доходе в 120 тыс. долл. (до 15 занятых); и 4-9% при доходе до четверти миллиона в год (до 25 занятых). Разумеется, есть масса интересных деталей, исключений (филиалы, представительства, афилированные лица и т.п.), но в целом выглядит как серьезная попытка ослабить фискальное давление на малый бизнес.

Одним из самых интересных экспериментов на пост советском пространстве, которому характерно низкий уровень выполнения налоговых обязательств, стала налоговая амнистия. Напомним, что в России за 200 неуплаченных минимальных зарплат можно попасть в тюрьму на пару лет ( и срок давности - 6 лет). Казахстанский эксперимент в июне - июле 2001 года занял 22 дня (первоначально планировалось только 12), по ходу включил в себя уничтожение всех налоговых деклараций за пять лет. Он принес 480 млн. долларов на спецсчета банков (порядка 2% ВВП), с которых при этом не брали налогов. Целью в "Закона об амнистии граждан Республики Казахстан при легализации им денег" от 2 апреля 2001 г., по всей логике событий, была именно легализация средств и укрепление банковской системы. Вывод средств из-за границы был невелик - около 10%, как и в других амнистиях. Налоговые амнистии - трудное дело, хотя они прошли в целом ряде стран: США (ряд штатов), Италии, Индии и др. Думается, что нам бы это опыт пригодился, а то понемногу амнистируем всех, кроме собственного нового среднего класса, о формировании которого так много заботимся.

Промышленность и торговля.

Промышленность Казахстана исторически носит преобладающе горнорудный характер. Рост выпуска продукции последние годы опережал рост реальной заработной платы (6-8% в год), так что им удалось сохранить равновесие между ростом издержек и производительности труда.

Структура экспорта сходна с российской, но еще более ярко выражен горнорудный характер экономики: минеральные продукты и металлы занимают 84% экспорта и лишь 2% - машины и приборы. Соответственно, в импорте доминирует последняя группа - 43%. Последнее обстоятельство указывает на превращение доходов страны в фактор развития.

Таблица 2. Структура экспорта и импорта в России и Казахстане в 2002 г., %.

экспорт

Экспорт

импорт

импорт

Торговый баланс положителен и будет оставаться положительным на уровне 2-3 миллиардов долларов при быстром росте, как экспорта, так и импорта (в 2002 году, соответственно: 10,4 - 7,9 млрд. долл.). Географическая структура экспорта отражает, видимо, не только места потребления, но структуру собственности на компании - 20,7% идет на Бермудские острова, 15,7% - в РФ, 10,5% - в Китай. По прогнозам общий экспорт удваивается в 2010 году при сохранении доли нефти на уровне половины его стоимости (при предположении о снижении цены на нефть до 21 доллара за баррель).

Экспорт собственно нефти по консервативным оценкам вырастет с 39 млн. т. сейчас до 84 млн. в 2010 г., причем общая добыча нефти к 2015 г. может достичь 180 млн. т. То есть уже сейчас Россия производит 2,7 тонны нефти на душу населения, а Казахстан производит примерно 3,3 и две с половиной тонны на душу населения экспортирует. Прокачка такого объема нефти на экспорт ставит проблему развития трубопроводов. Такой объем нелегко будет пропустить через существующие (то есть старые советские) трубопроводы, так что неизбежно ("нефть дырочку найдет") приведет к расширению трубопроводных мощностей по российской территории. Южное направление пока политически осложнено, но по-видимому нефтепровод Баку-Джейхан в конце концов будет построен не для азербайджанской, а для казахской нефти преимущественно, что снизит конкуренцию "за трубу" с российскими компаниями при экспорте нефти по нашей территории.

В энергетике Казахстана есть интересный пример для анализа последствий реформы нашей энергосистемы. При снижении размеров потребления (с104 до 58 миллиардов квтч) электроэнергии в Казахстане за последнее десятилетие либерализация и создание оптового рынка электроэнергии привели к падению цен на нее до уровня 0,7 цента за киловатт-час для основных промышленных потребителей (и до 2,5 цента для населения, удаленного от станций). Этот пример схож с тем, что произошло в Европе при либерализации рынка электричества - падение цен до уровня переменных издержек. В Казахстане дешевый Экибастузский уголь обеспечивает рентабельность, хотя его использование, как известно, создает экологические проблемы.

Капиталовложения.

Ключевой задачей, естественно, является уход от сырьевой основы хозяйства в пользу более высокой степени обработки продукции. Это нелегко, поскольку в долгосрочном плане предполагает параллельное наращивание объема и качества как человеческого и управленческого, так и физического капитала. До недавнего времени экономическая ситуация делала эту проблему мало актуальной, но рост и нефтяные доходы все меняют. Последнее помогло снять государственную нагрузку с инвестируемых сбережений и начался быстрый рост капиталовложений. Значительную роль сыграл рост иностранных инвестиций, объем которых (по инвестиционной позиции) к концу 2002 года составил примерно 15 млрд. долларов. Страна начинает получать доходы от иностранных инвестиций, приток которых последние годы достигал в среднем 2 млрд. долларов (прогноз - в среднем два с половиной миллиарда в год) - сравнимой с российскими величинами.

За последнее время Казахстан заметно сократил свой внешний долг (выкупил еврооблигации) до всего лишь 29% ВВП (исключая займы компаний), сохранив валютные резервы на уровне 3 млрд. долл. Одновременно было потрачено порядка 3 миллиардов долларов на строительство новой столице в Астане. Увеличивается капитализация Банка развития - примерно 1 миллиард плюс около полу миллиарда долларов в бюджете на 2003 год.

В России идет сложная дискуссия о стабилизационном фонде для амортизации колебаний бюджетных доходов. В Казахстане уже создан Национальный Стабилизационный фонд, который получает 10% от обычных доходов бюджета от нефти и все сверхдоходы при цене нефти сверх 19 долларов за баррель. НСФ уже достиг отметки в 2 млрд. долл. и вскоре достигнет 3,5 млрд. (прогноз - до 7 млрд. к 2010 г.). Внутренний уровень ставок процента может характеризоваться тем, что трехмесячные государственные облигации в 2002 году имели ставку в 5,8%. Естественно, есть проблема сохранения резервного капитала страны в ситуации, когда внутри страны рынок еще не развит, риски накопления велики. Опасность бесконтрольного инвестирования или просто расширения потребления, видимо, осознается. Так что средства вкладываются в иностранные ценные бумаги для снижения рисков. Так что Казахстан импортирует значительные объемы прямого капитала и вывозит портфельный капитала, что - на наш взгляд - весьма разумно для ситуации страны: нехватка развития при временном избытке ликвидности. Для сравнения Россия вывозит прямой капитал (первое место в Центральной и Восточной Европе) и импортирует портфельный капитал.

В конечном итоге начался значительный рост капиталовложений. Норма накопления в ВВП (как и сбережений) выросла с 16-18% в 1999-2000 гг. до 28% в 2002 г. Ожидается, что сбережения и накопления будут оставаться в ближайшие годы на уровне, близком к 30%. С этой же целью предполагается рост государственных инвестиций с 2 до 4% ВВП в основном на инфраструктурные проекты: дороги, питьевая вода и т.п., - которые трудно поднять частному бизнесу.

Новые задачи.

На ближайшие годы в качестве приоритета апрельское Послание Президента Казахстана Н.А.Назарбаева ставит развитие сельского хозяйства, развитие центров высоких технологий и машиностроения (нефтегазовое) и развитие транспорта. Поставлена задача к 2007 году решить проблему бедности и безработицы, выйти на стандарты ЕС по финансовому сектору. С этой целью в мае этого года предложен проект закона "О государственном регулировании и надзоре финансового рыка и финансовых организаций", который предусматривает создание единого органа регулирования и надзора в этой области - нечто аналогичное реформе в Великобритании некоторое время назад. В случае успеха этот шаг позволит подтянуть уровень финансовых организаций и рынков до потребностей инвестиционного процесса в стране, что особенно важно для экономики, экспортирующей капитал - иначе он просто начинает по капле растворяться в мировой финансовой системе.

Казахстан вышел из кризиса переходного периода, но сохраняет массу черт старой экономики. Огромные пространства требуют высоких вложений в инфраструктуру, большие вложения потребуются на развитие здравоохранения и образования. По мере роста качество человеческого капитала будет приобретать все более важное значение, особенно при попытке в долгосрочном плане уйти от нефтяной и сырьевой зависимости. Как мы понимаем, переход к высоким технологиям предполагает гораздо более либеральную среду, интенсивную индивидуальную активность, не только низкие налоги, но и свободу от поборов, высокую предсказуемость для талантливых индивидов получения плодов своей деятельности и т.д.

Высокая экономическая динамика и макроэкономическая стабильность Казахстана начинают оказывать, как экономическое, так и психологическое воздействие на регион. Если это новый "прорыв" в развитии, то пример должны брать соседи. Понятно, что настоящий сдвиг до уровня Центральной и Восточной Европы (с их 10-12 тыс. долларов ВВП на душу населения) - даже при нынешних темпах роста и высокой норме накопления - потребует поколения, но хороший старт уже дан. Несмотря на первые успехи, остается проблема выбора инвестиционных проектов, в целом рационального расходования средств страны на развитие (вечная дилемма - потребление или накопление). Как и у многих других стран, получивших значительные экспортные доходы, проблема модернизации в борьбе с "голландской болезнью" останется проблемой. Именно сейчас, когда в наших обеих странах непосредственные кризисы переходного периода преодолены, вопрос о путях модернизации встает еще более остро. Принятие решений по крупным проектам или программам происходит фактически сейчас, потеря времени - уход на вторые роли в мировой экономике даже при достаточных для развития сбережениях.

Казахский опыт перехода от формирования экономического климата к росту, использования средств на развитие дает нам близкий пример, который неизбежно станет объектом изучения. Иллюзия опережения Россией других стран СНГ по рыночным реформам должна восприниматься со все большей осторожностью. Формирование объединенного экономического пространства в Евразии возможно только с учетом Казахстан, решая свои проблемы и наблюдая наши проблемы и решения, движется по весьма прагматичному, но весьма решительному курсу. В ряде областей (пенсионная реформа, амнистия, инвестиционный фонд и т.п.) он фактически вынужден был взять на себя риск эксперимента в пост советском пространстве (поскольку наши дебаты не переждешь). Интеграционные процессы должны успевать за индивидуальной динамикой - чем дальше, тем больше будут различаться внутренние условия хозяйствования в каждой из стран. Выравнивать экономическое пространство логично по более продвинутым элементам, что требует более детального анализа и, вероятно, неформальной координации. В частности условия вступления в ВТО стоило скоординировать с тем, чтобы переходный период в ВТО использовать для сближения нашего пространства и создания лучших условий для регионального развития. Это, кстати, было бы полезно и всему пост советскому пространству. В этом контексте Россия и Казахстан являются, по всей видимости, единственными странами с положительными платежными балансами, а значит экспортируют капитал. Россия еще и притягивает основную массу мигрирующей рабочей силы СНГ. Так что рост в наших странах - основа регионального развития.

История Казахстана последнего десятилетия не показывают нам ни либерального рая (хотя и при низкой налоговой нагрузке), ни опоры только на иностранный или крупный финансовый капитал. Ускорение роста пришло как результат нетривиальной комбинации: достаточно раннее формирование в середине 90-х гг. (с минимумом последующих изменений) институционального базиса рыночной экономики; прагматический подход к решению текущих проблем (СРП, налоговая амнистия и пр.); установление макроэкономической стабильности; и, конечно, фактора нефтяного экспорта. Интеграционные процессы в пост советском пространстве должны учитывать характер значительного по размерам хозяйства Казахстана, которое вышло из кризиса и развивается по своим законам. Успех всегда носит специфический характер - нет единого универсального рецепта экономической модернизации.

Об авторе: Григорьев Леонид Маркович - кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа