Президент Чувашии Николай Федоров, полномочия которого истекают 29 августа текущего года, простился с педагогическим коллективом республики. Сделал он это публично 19 августа в рамках открытия республиканской августовской конференции работников образования - на пленарном заседании "Учитель - важнейший фактор инновационного развития образования", передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости. В заседании приняли участие учителя, руководители образовательных учреждений, представители органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, научно-педагогической общественности, ветераны педагогического труда.

В своём выступлении президент практически не затрагивал проблемы, которые существуют в образовании, отдав приоритет подведению итогов развития системы образования, которая сегодня "представлена современными зданиями школ, учреждений профессионального образования, интересным дизайном учебных кабинетов". "За десять с небольшим лет построено 152 новых здания (это почти каждая третья сегодняшняя школа), и строительство продолжается, - напомнил Николай Федоров. - Символы инновационной образовательной инфраструктуры Чувашии - это и новейшее высокотехнологичное оборудование: цифровые микроскопы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, безграничные возможности интернета в каждом образовательном учреждении. Это здоровьесберегающая среда, регулируемая мебель, просторные спортивные залы и многофункциональные стадионы. Это 338 школьных автобусов, которые уравняли шансы свыше 13 тысяч детей почти из тысячи деревень на получение качественных образовательных услуг".

Было отмечено, что доля учащихся, которые обучаются в школах, соответствующих современным требованиям, в Чувашии превысила 92% и это - "один из лучших показателей в России", в то время как "совсем недавно он составлял у нас около 30%".

Не без особой гордости Николай Федоров отметил, что у Чувашии "никогда не было лёгких путей, не было опыта, который она могла у кого-то позаимствовать": "Но, определив образование главным национальным приоритетом, мы ещё в 1996 году разработали нашу республиканскую программу "Новая школа", а в 2008 году утвердили беспрецедентную для России Стратегию развития образования в Чувашии до 2040 года. Они легли в основу всех республиканских и муниципальных программ в сфере образования. Стали даже своего рода техническим заданием для удовлетворения текущих и перспективных потребностей населения в образовательных услугах. По целому ряду инновационных, я бы даже сказал, революционных направлений (ЕГЭ, нормативное подушевое финансирование, реструктуризация сети школ), мы вели самостоятельный поиск новых организационных и экономических механизмов, разрабатывали нормативно-правовую базу и многое другое, что позднее становилось основой федеральных решений". В частности, "правильность наших действий" подтвердили итоги ЕГЭ, продолжил президент: результаты выпускников сельских базовых школ сравнялись с результатами выпускников городских школ, и в целом итоги единого госэкзамена ежегодно в республике "стабильно выше среднероссийских показателей".

Особое внимание Николай Федоров уделил тому, что "делалось уже в условиях кризиса", который, по оценке президента, "ещё не закончился, мы только постепенно выходим из него". К примеру, к концу 2009 года вдвое увеличена заработная плата учителей по сравнению с 2006 годом. В июне 2010 года она составила 11 тыс. 170 рублей, почти достигнув средней зарплаты по экономике (11 тыс. 916 руб.), а у 16% "высококвалифицированных и результативно работающих учителей" средняя зарплата стала выше средней зарплаты в экономике в 1,5 раза (20 тыс. 542 руб.).

Президент сообщил, что 18 августа подписал распоряжение о денежном поощрении в размере 20 тыс. рублей каждое лучшим 20 педагогам дошкольных образовательных учреждений и десяти педагогам учреждений дополнительного образования. Кроме того, гранты президента Чувашии в размере 200 тыс. рублей каждый присуждены лучшим 17 дошкольным образовательным учреждениям и трём учреждениям дополнительного образования детей "за внедрение инновационных образовательных программ". "В Год учителя дополнительно к уже имеющимся мерам поддержки еще 200 педагогов получают премии президента республики в размере 50 тыс. рублей, и 25 школ - гранты по 250 тыс. рублей", - заверил Федоров.

"Вы знаете, что по условиям нацпроекта оплата пользования школ интернетом осуществлялась федеральным бюджетом в течение двух лет с момента подключения. Месяц назад в Твери президент России Дмитрий Медведев сообщил, что в целом ряде регионов школы отключены от интернета - местные власти не нашли средств на оплату трафика. А мы оплату интернет-услуг всех 511 школ осуществляем за счёт средств консолидированного бюджета республики", - подчеркнул глава Чувашии.

В прошлом году 64% выпускников школ Чувашии стали студентами вузов, констатировал Федоров. Среди сельских школьников число поступающих в вузы увеличилось с 34% в 2006 году до 55% в 2009 году. Доля выпускников, поступивших в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, составила 22%. "Это хорошие показатели, поскольку они подтверждают соответствие поставленных задач и полученных результатов нашей работы, подтверждают верность заданной стратегии образования. К этому мы и стремились в начале пути. Но, с другой стороны, такой активный интерес талантливых ребят республики к столичным вузам должен бы поставить новые задачи и перед нашими вузами, работодателями, испытывающими потребность в сильных студентах, перспективных молодых кадрах. Данные мониторинга показывают, что среди основных причин интереса к престижным учебным заведениям страны - отсутствие в вузах республики специальностей, востребованных среди молодёжи, желание получить образование более высокого уровня и качества, а впоследствии - за счет лучшего образования и более престижного диплома - и более достойную оплату труда", - объяснил глава Чувашии.

"Наши успехи в создании материальных и организационных основ современного образования позволяют и обязывают нас сделать следующий шаг - достижение мирового уровня всей системы образования. Она должна обеспечить непрерывность образования - от появления на свет до самых зрелых лет", - напутствовал президент.

"Вы знаете: всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.... Таков естественный ход земной жизни. Надеюсь, у вас нет серьезных поводов сказать, что время нашей совместной работы было потерянным временем. Надеюсь, вам было интересно. Я сегодня прощаюсь с вами, но снова с надеждой... на вас и ваших учеников!" - были прощальные слова Федорова.

Отметим, в рамках конференции было проанализировано состояние педагогического потенциала в республике в разрезе различных аспектов - в частности, как влияет уровень квалификации и компетенции учителя на результаты учеников, как повысить стремление педагогов к саморазвитию и самообразованию, используя сетевые педагогические сообщества и интерактивные методические кабинеты, как привлечь в школу молодые кадры.

Напомни, в Чувашии традиционно в преддверии нового учебного года проводится республиканская конференция работников образования. В этом году они стартовали 18 августа с тренинг-сессий и мастер-классов, на которых были представлены проекты победителей конкурса "Образовательная инициатива", сообщили ИА REGNUM Новости в Минобразования Чувашии. Тренинги прошли на базе пяти школ-победителей: чебоксарских школ №10 и 20, лицея №4, ядринской гимназии №1, школы пос. Опытный Цивильского района. Управленцы, учителя, методисты рассмотрели и обобщили лучший опыт по развитию профессиональной компетентности педагогов, обсудили вопросы внедрения новых образовательных стандартов, ознакомились и обменялись технологиями и ресурсами по развитию системы поддержки талантливых детей, сохранению и укреплению здоровья школьников. Также 18 августа в Чебоксарском городском дворце детского и юношеского творчества состоялось чествование 14 педагогических династий из районов и городов республики. Общий трудовой стаж учительских династий насчитывает от 200 до 700 лет.

Завершат августовские мероприятия муниципальные конференции работников образования, которые пройдут с 20 по 30 августа.