2 июля в здании столичной мэрии состоялась пресс-конференция вице-мэра Москвы Валерия Шанцева. В частности, темой его выступления стал вопрос, к которому в последнее время не ослабевает внимание прессы: взаимоотношения Московского правительства и ОАО "Мосэнерго".

Главная позиция, которую высказывает руководство "Мосэнерго", такова: неприятности, которые происходят в энергетическом хозяйстве связаны с тем, что региональная энергетическая комиссия в составе Правительства Москвы (РЭК) занижает тарифы, что приводит к износу фондов, к недоремонту и усложняет энергообеспечение Москвы. Эта позиция энергетиков, по словам В. Шанцева, ничем не подкрепляется. Руководство "Мосэнерго" ни разу не высказало конкретных примеров. Между тем, вся экономическая деятельность за период работы РЭК показывает совершенно другую картину. Тарифы тщательно обоснованы экономически, они каждый год повышаются, и в некоторые годы повышались 2 раза в год, что полностью обеспечивало нормальное функционирование "Мосэнерго".

РЭК от имени государства осуществляет регулирование тарифов. Создание подобного профессионального органа - правильное решение, считает В. Шанцев. При этом часть сотрудников пришла работать в РЭК из АО "Мосэнерго". Они досконально знают структуру баланса компании, технологию, ведут профессиональные споры в процессе тарифного регулирования. Комиссия ни разу не нарушила процедуру тарифного регулирования, в установленные сроки принимала все материалы, ни разу не задерживала платежи.

Что касается финансовых показателей "Мосэнерго", то за 2000 г. рентабельность компании составила 21,4%. Сейчас она значительно увеличилась, но при этом, с точки зрения "Мосэнерго", РЭК занижает расходы. В. Шанцев опроверг это утверждение, приведя ряд цифр. В частности, он заявил, что "Мосэнерго" завышает стоимость топлива, заявляя об использовании мазута, угля и торфа вместо реально используемого дешевого газа, объём которого составляет не менее 93% от общего объёма топлива ежегодно. Амортизационные отчисления и затраты на модернизацию, по мнению В Шанцева, также расходуются "Мосэнерго" неэффективно. "Мосэнерго" утверждает, что 62 % износа составляют амортизационные фонды. При этом в 2001 г. РЭК утвердило в тарифах на инвестиционную составляющую 5 млрд. 460 млн., а "Мосэнерго" выполнило только 5 млн. 130 тыс.

В. Шанцев сообщил, что ремонтная программа также выполняется "Мосэнерго" неудовлетворительно. В 2002 году на ремонтные работы компанией было освоено 8,2 млрд. рублей, но их качество оставляет желать лучшего. Прошлогодняя авария на Каширской ГРЭС произошла через 5 дней после окончания капитального ремонта. В 2003 году РЭК, зная трудную ситуацию с обеспечением мощностями, о которой все время говорит "Мосэнерго", включило в тарифы 500 млн. рублей для ремонта энергоблока Каширской ГРЭС. Но ремонт до сих пор не начат.

При всем этом средняя зарплата у рабочих системы составляет около 12 тыс. руб., что превышает среднюю зарплату по Москве - около 7,5 тыс. рублей. Таким образом, главная беда сегодняшнего "Мосэнерго", с точки зрения столичных властей - не малая обеспеченность, а плохой менеджмент, неэффективное руководство стратегическими и тактическими вопросами, проблемами развития, реструктуризации и реорганизации системы. По вопросам реорганизации "Мосэнерго" правительство Москвы имеет больше рабочих контактов с комиссией РАО ЕЭС, хотя и там переговоры идут непросто. Задача в перспективе - получить контрольный пакет акций в сетевой компании и в сбытовой компании, чтобы вывести на рынок, генерирующую компанию. Неважно, где выработана электроэнергия, считает вице-мэр, - главное, что есть энергосистема, которая ее передаст потребителям. В Москве энергоснабжающие организации работают в льготном режиме: то же "Мосэнерго" имеет финансирование 99,7%. "У нас нет никакой боязни, что Москва останется без энергии. - сказал В. Шанцев. - Московский узел самодостаточен, он вполне может себя обеспечить".

Подводя итоги выступления, вице-мэр призвал руководство АО "Мосэнерго" к конструктивной и плодотворной работе. РЭК, в свою очередь, готова рассматривать любые просьбы и вопросы со стороны компании, в том числе и по вопросам тарифов. "Если не будет реально экономически обоснованных тарифов, мы можем потерять всю систему, а этого не хочется, - заключил В. Шанцев.