29 августа официально вступил в должность второй президент Чувашской Республики Михаил Игнатьев. При этом сама инаугурация прошла чрезвычайно скромно, даже несколько мрачно, почти "в рабочем порядке": ни цветов (хотя единственный букет цветов всё-таки промелькнул и был он предназначен первому президенту Чувашии Николаю Федорову), ни подарков (за исключением ему же), ни федеральных министров, ни соседей-губернаторов - чем была так богата инаугурация образца 2005 года. Как и все предыдущие, федоровские... Впрочем, это не удивительно: Николай Федоров до последнего дня, 29 августа, исполнял полномочия президента и правил балом, да и сама церемония больше напоминала публичное прощание с ним, первым президентом, чем официальное вступление в должность второго, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

Торжественное мероприятие почтили своим присутствием оба сенатора и четыре депутата Госдумы - "делегаты" Чувашии на федеральном уровне. На этом - вместе с полпредом ПФО и руководителем федерального СМИ - список федерально значимых персон заканчивался, о чём свидетельствовали зияющие дырами пустующие места в передних рядах. Но этот ничтожный факт только добавлял колорита общей картине инаугурации: скудость официальных лиц щедро компенсировала приглашённая публика, которая была столь же многолика (встречались гости и в национальных одеждах, и в деревенских платочках), сколь малоизвестна - на входе охрана внимательно изучала новые лица и их приглашения, а бывшие руководители администрации президента, которые знают республику целиком, то и дело переспрашивали друг друга: "А это кто?"

Зато неизменными были речи главных героев. Михаил Игнатьев, как и на предыдущей сессии месяц назад, когда его наделяли полномочиями президента, в очередной раз заверил, что в "полной мере" осознаёт "важность и ответственность этого момента" - вступления в должность. Он подчеркнул, что продолжит взятый ранее политический и социальный курс, вновь напомнив, что "главная цель - сохранение стабильности, динамики социально-экономического развития, его улучшения для повышения качества жизни населения и устойчивости общества в республике": "Мы приложим все усилия, чтобы Чувашия стала лучшим местом для жизни". "Очень важно прямо и открыто говорить о том, что происходит на самом деле, не замалчивать проблемы, усугубляя их, а всем миром заниматься поиском решения и находить эти решения. Это делает нас чище, честнее, откровеннее, великодушнее и сильнее. В этом наша сила, а не слабость", - продолжил новый президент Чувашии, чудом избежав привычных определений открытости, публичности и свободы слова.

Игнатьев призвал всех "максимально ответственно" подходить к совместной работе и заверил, что "за результаты деятельности готов нести ответственность, но также намерен спрашивать по всей строгости в рамках наделенных полномочий". "Особые слова искренней благодарности" Михаил Игнатьев выразил Николаю Федорову, "построившему новую современную Чувашию в новой современной России". В подтверждение своих слов - сразу после подписанного им первого указа о вступлении в должность и получения символа президентской власти - должностного знака президента Чувашской Республики - Михаил Игнатьев тут же подписал указ о награждении Николая Федорова орденом "За заслуги перед Чувашской Республикой" и приколол его на лацкан костюма награждённого.

Отметим, вся церемония инаугурации нового президента, включая чтение присяги и процедуру награждения, не заняла и 15 минут. При этом показательно выглядел глава Минфина Николай Смирнов, лицо которого вдруг выхватила камера: пока Михаил Игнатьев вещал, он с таким усердием потирал глаза обоими кулаками, будто в упор не видел нового президента.

Полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота отметил, что, "когда происходят такие значимые события, мы смотрим на то, на каком фоне это происходит, какие достижения, какие рубежи достигнуты". И привёл всё тот же пример, что и на состоявшей в июле сессии, при рассмотрении вопроса о наделении полномочиями президента Чувашии: "Даже чисто внешне посмотреть на Чебоксары 17-летней давности и посмотреть на Чебоксары сейчас - это большая разница". Говоря о "роли первого президента Чувашии", Рапота, в частности, отметил, что проведена "модернизация промышленности", реализован проект по газификации населённых пунктов, построены "хорошие дороги", есть достижения в медицине, развивается жилищное строительство. "Успехи республики являются проблемой и для нового руководителя, потому что начинает не с нуля. А как известно, с нуля легче показывать хорошие результаты, а уже отталкиваясь от какого-то достигнутого уровня", - заметил Григорий Рапота.

Давая оценку Михаилу Игнатьеву, полпред президента в ПФО напомнил, что он "человек опытный", прошёл "путь от работника агропромышленного комплекса до одного из руководителей республики": "Знает жизнь республики не понаслышке, не по чтению газет и просмотру телевидения, а просто по жизни, поскольку он всегда здесь жил и работал". И подчеркнул, что главная задача - это "улучшение жизни людей, чтобы люди не уезжали из республики, а возвращались и стремились здесь жить".

Он зачитал поздравления Дмитрия Медведева и Владимира Путина, и, чтобы "формально закрепить" руководящую роль президента Чувашии, Григорий Рапота вручил Михаилу Игнатьеву удостоверение, подписанное президентом России.

После этого слово перешло к первому президенту Николаю Федорову, который глубокомысленно сообщил про "день чудесного явления Федоровской иконы Божьей Матери" и "великую честь" и "ответственность" - "служить своему народу в качестве президента": "Это - миссия, а может быть, даже крест...". Доложил, что "вчера поздним вечером в загородной резиденции президента России состоялась приятная и полезная беседа с Дмитрием Анатольевичем Медведевым", который дал поручения о дополнительной поддержке Чувашии в связи с засухой и лесными пожарами - "без малого 1,5 млрд рублей", о других "приятностях" не сообщил, зато по окончании сессии признался журналистам, что неиспользованных отпускных дней накопилось на год.

Федоров много говорил на чувашском, целыми кусками цитируя просветителя чувашского народа Ивана Яковлева. При этом ему, 52-летнему политику почти с 17-летним багажом руководителя Чувашии, слова давались с трудом, голос его дрожал, многие слова произносились на надрыве и потом переходили в шёпот - с невероятным трудом сдерживаемые слёзы не удалось скрыть даже за тёмными очками. Зал, как мог, дружно поддерживал: выступление постоянно прерывалось долгими аплодисментами и вставанием (несколько раз участники инаугурации поднимались с мест), давая тем самым возможность Николаю Федорову взять в самые эмоционально накалённые моменты спасительную передышку.

В своём выступлении, получившем название "Мы получаем то, что сеем в течение жизни...", первый президент республики напомнил, "в каких условиях мы начинали". По его словам, в 1994 году, когда он вернулся из Москвы и приступил к исполнению обязанностей президента, его встретили "тысячи бастующих заводчан", пенсионеров, "а столица Чувашии, которую сейчас называют "жемчужиной Поволжья", встретила безобразной свалкой строительного и прочего мусора и болотом в центре города". "А сейчас там главное место отдыха и чебоксарцев", - подчеркнул Николай Федоров.

Напомнив о достижениях в различных областях, Федоров особо остановился "на достигнутом в результате многолетних усилий решении правительства России о завершении строительства Чебоксарской ГЭС, по которому до 2015 года должно быть инвестировано не менее 60 млрд рублей" и 20-миллиардном проекте "Роснано" по производству солнечных модулей.

"Испокон веков на Руси задавали вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?" Думаю, что наши успехи как в материальном, так и духовном развитии общества, в достижении благополучия и спокойствия в семье могут быть более значительными, если твердо усвоим "чего не делать?", - продолжил Федоров. Он отметил, что "не стоит тратить драгоценное время и энергию на поиск врагов и виноватых", "главные враги и причины наших бед и неудач сидят внутри нас самих, а не во вне". Федоров также подчеркнул, что нельзя "разрушать фундаментальные основы нравственного и духовного здоровья общества", "экспериментировать на обществе, путая его с собственной научной лабораторией или личным хозяйством", "насаждать обществу свои представления о счастье" и "обижаться на жизнь, судить ее и происходящие в ней события": "Ибо каждый из нас раньше или позже получает то, что он сеет в течение всей жизни, получает то, что он сам создает помыслом, словом, поступком, делом".

Федоров процитировал и одно из наблюдений Ивана Яковлева: "Среди чуваш зачастую случаются непристойные дела. Это я наблюдал не раз. Так, если из чуваш кто-нибудь начинает выходить вперед, другие подставляют подножку, закрывая дорогу. Тогда и его добрая мечта обрывается, и препятствующие ему сами остаются чахлыми". "Неприятно. Но давайте попробуем опровергнуть мысли патриарха", - призвал первый президент Чувашии.

"Будущее и России, и Чувашской Республики - в свободе личности, экономики, свободе слова, совести, равенстве всех наций и в силе любви - деятельной любви к родной земле", - сказал Федоров. "Настал в буквальном смысле тот час, когда я освободился от миссии, которую по воле Божьей и народа Чувашии каждый раз, но после прохождения горнила изнурительных всенародных выборов, было угодно возложить на меня - представителя крепкого рода Федоровых. Безмерно признателен моим родителям: матери - Анфисе Никитичне и отцу - Василию Федоровичу. За то, что они меня сотворили, за то, что воспитали в труде, за все..." - с трудом справился с последними словами бывший президент Чувашии при поддержке зала. В заключении он поблагодарил за добрые письма и поддержку в последние месяцы, а одно из них, принадлежащее "уроженке Ленинграда, ставшей труженицей и патриоткой Чувашии", процитировал: "Отметив, что ей "грустно до слез", но выражая надежду на новые встречи, она пишет мне: "Ведь вам при всем желании не порвать "пуповину", связывающую вас с родной Чувашией". Она права!...."

В знак "бесконечной признательности" первому президенту, спикер Госсовета и лидер чувашских единороссов Михаил Михайловский вручил Николаю Федорову нагрудный памятный знак президента Чувашии и, обращаясь к приунывшему залу, с мудрой улыбкой произнёс, что время на этом не заканчивается - надо работать, но сейчас пора отдыхать. Все стали спешно покидать зал - это был выходной день.