"То, что известный спортсмен оказался в рядах боевиков, - это не типичный случай для Дагестана, но у таких случаев есть свои причины. Это вершина айсберга, о которой все говорят, а надо стараться понять то, что скрывается под водой," - такое мнение в беседе с ИА REGNUM Новости 30 августа высказал сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), автор исследований по социальной роли спортивных единоборств на Северном Кавказе Михаил Солоненко.

Напомним, что, по данным правоохранительных органов, вечером 28 августа в Хасавюртовском районе Дагестана возле села Куруш по сотрудникам правоохранительных органов был открыт огонь из автомашины ВАЗ-21703 "Приора", которую они попытались остановить для проверки документов. В ходе завязавшейся перестрелки три человека, находившиеся в этой машине, были убиты. Одним из них оказался Нариман Сатиев, 1991 года рождения, чемпион мира и Европы по тайскому боксу среди юниоров. Некоторая часть спортивной карьеры Сатиева проходила в Челябинске, в 2008 году спортивные СМИ писали о нем как о "челябинском боксере". Вместе с тем, по сообщению МВД Дагестана, Сатиев был постоянно зарегистрирован в дагестанском городе Хасавюрте, имел кличку "Анжи", возглавлял банду, действующую на территории Хасавюртовского района, и находился в федеральном розыске по нескольким статьям УК РФ, включая статью 105 (убийство). Розыскное дело на него было возбуждено 7 июля 2010 года.

"В дагестанской культуре заложено, что мальчики должны проходить социализацию через занятия спортивной борьбой. Если ты хотя бы две недели - месяц не походил на борьбу в детстве, ты как мужчина можешь не котироваться. Поэтому все занимаются и не бросают, потому что в горском характере есть дух соперничества. И к предармейскому возрасту очень многие достигают значимых титулов. Среди этой массы юношей действительно много чемпионов и многие продолжают в профессиональном спорте и достигают больших успехов. Но все же такие высоты покоряются не всем, а остальные должны тоже что-то делать. Многие предприниматели и государственные структуры формируют команды из бывших борцов. Им доверяют дело, они, например, контролируют бензозаправки, рестораны. Борцовский авторитет - сильный авторитет в Дагестане," - отметил Солоненко.

"Однако не все бывшие спортсмены сами попадают в бизнес. При этом в Дагестане действует система, когда у каждой спортивной школы есть свой спонсор из числа предпринимателей. Потому что среди крупных дагестанских предпринимателей многие вопросы решаются как в 90-е годы, разборками, силовым ресурсом. А самый мобильный силовой ресурс - это отряды спортсменов, которые действительно сильные, легкие на подъем и готовы участвовать в любой разборке за того человека, который им помогает. Если у него какие-то проблемы - а конкурентная среда в Дагестане сильная - он сразу своих подтягивает, со своего спортивного клуба. Иногда такие разборки представляют как действия боевиков, а на деле это коммерческие разборки со стрельбой. Но есть и те, кто не попадают даже в этот пул "спортивных команд" предпринимателей. Среди них есть и недовольные. Во многих горных селах Дагестана есть протестующие против расцвета коррупции, "разврата современной жизни," и они могут входить в радикальные группы. Человек, даже если с титулом, в Дагестане не может быть один, он должен быть со своими, среди тех, кто ему близок. Таков возможный механизм прихода спортсменов в боевики," - рассказал эксперт.

Вместе с тем, по мнению Солоненко, часто за боевиков ошибочно принимают спортсменов, которые просто происходят из селений с сильной исламской традицией и которых привлекают к решению определенных "вопросов", не имеющих отношения к религиозной идеологии. "Кто-то из тех, с кем ты вместе ходишь в мечеть, попросит: "Вот такая проблема, надо помочь". Например, недовольны избранием главы администрации. И село выставляет баррикаду, спортсмены участвуют, а потом всех приписывают к боевикам," - привел пример Солоненко.