Можно без преувеличения сказать, что в минувшие две недели в центре внимания СМИ Армении были дискуссии в связи с состоявшимся 19-20-го августа государственным визитом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Армения. Итогом Государственного визита президента РФ в Армению стал пакет из пяти документов: о сотрудничестве в строительстве нового энергоблока на Армянской АЭС, о взаимном учреждении торговых представительств, о реадмиссии, а также меморандум, по которому Федеральная служба РФ по военно-техническому сотрудничеству откроет в Армении совместные предприятия и центры по ремонту и техобслуживанию вооружения и военной техники. Однако, кульминацией государственного визита стала двусторонняя договорённость, в соответствии с которой срок пребывания российской военной базы в Армении продлён на 49 лет (действующий договор был подписан в марте 1995 года сроком на 25 лет ратифицирован в 1997 г.).

Особенно острые дискуссии развернулись именно вокруг Протокола №5 между Российской Федерацией и Республикой Армения, подписанного министрами обороны двух стран - Анатолием Сердюковым и Сейраном Оганяном, в котором, кроме упомянутого продления срока пребывания российской военной базы на территории Армении, была принята новая редакция статьи 3 действующего договора, где было указано, что "Российская база в период её пребывания на территории Республики Армения, кроме осуществления функции по защите интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с вооруженными силами Республики Армения безопасность Республики Армения".

Откровенные противники российско-армянского стратегического партнёрства усмотрели в этом документе опасность, якобы грозящую Армении потерей суверенитета, обвинили руководство республики в "предательстве национальных интересов", "потере независимости", "потакании имперским амбициям России в ущерб национальных интересов " и прочих смертных грехах. Сторонники же всестороннего развития отношений между Россией и Арменией, в основном, старались в деликатной форме объяснить, что это не совсем так. После ознакомления с многочисленными публикациями складывалось двоякое ощущение: с одной стороны, осознавая реалии современного международного расклада сил в нашем регионе, трудно переоценить значение и итоги государственного визита Президента России в Армению с точки зрения обеспечения реальных гарантий безопасности нашей республики на ближайшее полстолетие; с другой стороны, в ходе развернувшихся вокруг этого дебатов отдельные представители официального Еревана стали почему-то ещё и оправдываться за подписание этих соглашений.

Такое неприемлемое, искусственно и искусно навязанное нашему обществу извне извращённое толкование достигнутых между нашими странами договорённостей породили ощущение двойственности сложившейся ситуации и стали побудительным мотивом для того, чтобы непредвзято проанализировать значение подписанных в ходе государственного визита документов. Но прежде чем это сделать, будет уместно вкратце остановиться на положении, складывающемся в последнее время в регионе Южного Кавказа.

Итак, спустя четыре месяца после августовской войны 2008 г. между Грузией и Южной Осетией, 9 января 2009 года в Вашингтоне госсекретарь США Кондолиза Райс и глава МИД Грузии Григол Вашадзе подписали "Хартию о стратегическом партнёрстве США - Грузия". Следует отметить, что, в частности, во второй части этой Хартии записано: "Признавая то, что миру и стабильности в мире угрожает опасность, принимая во внимание обязательство, вытекающее из соглашения 12-го августа (2008 года - А.Г.) о прекращении огня между Грузией и Россией, Соединённые Штаты Америки и Грузия планируют расширить рамки программ сотрудничества в сферах обороны и безопасности, с целью устранения этих угроз и содействия миру и стабильности. Сотрудничество и партнёрство между Соединенными Штатами Америки и Грузией в сферах обороны и безопасности полезно как для обоих государств, так и для региона". Примечательно, что после подписания документа в заявлении для прессы Кондолиза Райс подчеркнула, что США поддерживали и всегда будут поддерживать суверенитет и территориальную целостность Грузии, а также "её стремление к евроатлантической интеграции", а министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, в свою очередь, отметил, что содержание документа обсуждалось и с администрацией избранного президента США Барака Обамы. Таким образом, США в соответствии с этим документом обязуются обеспечивать безопасность соседней Грузии.

Вспомним также, что в рамках официального визита президента Турции Абдуллаха Гюля в Азербайджан 16 августа 2010 г. в Баку президенты Азербайджана и Турции подписали Договор о стратегическом партнёрстве и взаимной помощи между Азербайджаном и Турцией. В соответствии с этим договором Турция берёт на себя обязательство быть гарантом безопасности и территориальной целостности Азербайджана. Напомним, что ещё весной 1999 года между Турцией и Азербайджаном был подписан принципиальный договор о стратегическом сотрудничестве, который содержал в себе два существенных момента. Первый: Азербайджан не может без согласия Турции принимать решения о начале военных действий, и второй: Турция гарантирует безопасность Азербайджана в случае любой агрессии против него, оказывая военную и политическую помощь. В этой связи вспомним также, что на протяжении всего периода военной фазы Нагорно-Карабахского конфликта в 1992-1994 гг. Турция неприкрыто помогала Азербайджану как военной техникой, так и многочисленными военными инструкторами и советниками. Так, 17.01.1999 г. влиятельная турецкая газета Hurriet приводила конкретное число высокопоставленных турецких военных в Азербайджане, которых согласно этой публикации было 256. Впечатляет также диалог между тогдашним президентом Турции Сулейманом Демирелем и лидером крымско-татарского движения Мустафой Джемилевым (Джемилоглу), состоявшийся в мае 1994 г. во время официального визита турецкого президента на Украину. Демирель тогда, в частности, сказал: "Азербайджанцы тоже должны слагать свою героическую эпопею. Мы в Азербайджане сделали всё, что возможно. Есть мероприятия, о которых я не могу говорить, но мы не можем позволить столкновения Христианства и Ислама в Азербайджане. Я не авантюрист и не позволю своей стране ввязаться в авантюру. Это было бы на руку тем силам, которые требовали вмешаться, но я отвечал им - если пойдём, то столкнёмся с Россией". В этой связи нелишне отметить и то, что для вербовки турецких и иностранных специалистов для участия в боевых действиях на азербайджанской стороне в Нагорно-Карабахском конфликте была использована территория самопровозглашённой Турецкой Республики Северного Кипра. Именно с Северного Кипра британские и турецкие наёмники перебрасывались в Азербайджан.

Да, я не оговорился, британские и турецкие наёмники, о чём в своё время со всей убедительностью было заявлено баронессой Кэролайн Кокс, вице-спикером Палаты лордов Великобритании. Она в своем письме, направленном влиятельной английской газете The Independent (письмо было напечатано в номере от 24 января 1994 г.), приводит отрывок своего разговора с высокопоставленным чиновником британского МИД, который на запрос баронессы о наличии британских наёмников в Нагорном Карабахе ответил, что "ни одна страна не интересуется судьбой другой страны, каждая имеет лишь интересы. Мы имеем нефтяные интересы в Азербайджане". Вице-спикер Палаты лордов завершила своё письмо в редакцию газеты The Independent словами: "Мне никогда не было так стыдно быть британцем". Баронесса К. Кокс в своём письме в редакцию газеты также указывала: "Если так будет продолжаться, мне будет стыдно, когда мои внуки и правнуки узнают, что наше государство предпочло торговые интересы правам человека и способствовало уничтожению армян на их исторической родине - в Нагорном Карабахе".

Наряду с этим отметим, что сразу после встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге 20 июля президент Азербайджана Ильхам Алиев, казалось, движимый наивным желанием досадить российскому руководству, прибыл с рабочим визитом в Грузию, в Батуми. После, переговоров, проведённых с И.Алиевым, президент Грузии М.Саакашвили заявил: "Мы говорили о том, чтобы создать постоянно действующую группу, которая будет работать над транспортным коридором из Средней Азии и Северного Китая через Грузию и Азербайджан", то есть речь шла о новом транзитном коридоре в нашем регионе, который - так же, как и железнодорожная магистраль Баку-Ахалкалаки-Карс, - будет проложена в обход Армении. Более того, в ходе этой встречи президент Саакашвили, характеризуя сложившиеся между Азербайджаном и Грузией взаимоотношения, заявил о необходимости создания конфедеративных отношений с Азербайджаном, поскольку, согласно президенту Грузии, "грузино-азербайджанские связи переросли из стратегических в нечто большее". Спустя несколько дней М.Саакашвили повторил своё заявление на заседании правительства Грузии, а затем заместитель министра иностранных дел этой страны Нино Каландадзе сообщила журналистам о том, что "технически Грузия уже дала согласие на создание конфедерации с Азербайджаном".

Не будет излишне упомянуть и о том, что Азербайджан, кроме упрочения стратегических партнёрских отношений со своими ближайшими соседями -Турцией и Грузией, налаживает тесное военно-техническое сотрудничество с Израилем. Так, спустя два месяца после официального визита президента Израиля Шимона Переса в Азербайджан, состоявшегося 28-29-го июня 2009 года, израильская оборонная компания Elbit Systems открыла представительство в Азербайджане. В дальнейшем министерство оборонной промышленности Азербайджана, подписав соглашение с кампанией Aeronautics, являющейся мировым лидером в сфере производства беспилотных летательных аппаратов, начала осуществление совместного проекта в области их производства. Отметим также, что созданный этой компанией спутник Tec SAR (об использовании которого была достигнута договорённость) оснащён радаром с синтезированной аппаратурой, позволяющей получить снимки поверхности Земли с высоким разрешением вне зависимости от погодных условий. Это, по мнению азербайджанских военных экспертов, - незаменимая система для ведения военных действий в горной местности, особенно, если учитывать ландшафт Нагорного Карабаха. Ещё один совместный проект, который обсуждался израильскими и азербайджанскими оборонщиками, - производство особой модификации израильской БМП. Уже не приходится говорить о подписании ряда контрактов на поставки Азербайджану израильской техники и вооружений на общую сумму в несколько сотен миллионов долларов.

Представляется очень существенным необходимость коротко остановиться на американо-азербайджанских отношениях. Их уровень наиболее ёмко был охарактеризован на конференции "Отношения между Азербайджаном, Турцией и США и их значение для Евразии", состоявшейся в феврале 2008 года. Выступая на этой конференции, тогдашний заместитель госсекретаря США по вопросам Восточной Европы и Евразии Дэниел Фрид, в частности, заявил: "Три наши страны (имеются в виду Турция, Азербайджан и США - А.Г.), представленные на этой конференции, знают, что наши трёхсторонние отношения являются важным стратегическим фактором для региона. Турция - наш старый друг и союзник, мы вместе прошли через многие кризисы... Одним из огромных преимуществ для региона и огромным достижением для партнёрства между США, Азербайджаном и Турцией является физическое и экономическое проявление развития Южного коридора в Европу для природного газа. Для этого потребуется, чтобы США, Азербайджан и Турция работали сообща над тем, чтобы привлечь газ из Туркменистана и Казахстана. В результате будет создана гораздо более прочная основа для долгосрочной стратегической открытости региона и его связи с Западом". Как видим, ни одного слова об участии Армении в этих крупных региональных проектах заместитель госсекретаря США не произнёс. Такой подход к вопросам экономического развития государств Южного Кавказа, увы, созвучен и позиции Евросоюза, который также смирился с мыслью об устранении Армении со стороны Турции и Азербайджана, при потакании со стороны Грузии, от участия в любых экономических проектах, реализуемых в нашем регионе. Примечательно, что все крупные экономические, особенно, энергетические программы будут осуществляться либо при непосредственном участии Запада, либо с его молчаливого одобрения.

Взять хотя бы соглашение по созданию железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, подписанное Грузией, Азербайджаном и Турцией 7 февраля 2007 года. Проект включает строительство железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) протяженностью 98 км, из которых 68 км пройдет по территории Турции, 30 км - Грузии. Армения всегда выступала против реализации этого проекта, указывая на политический подтекст соглашения, и отмечала, что государства региона могут вполне осуществлять железнодорожные грузоперевозки по уже существующей магистрали Гюмри-Карс. Эта позиция Армении, казалось, получила поддержку со стороны Евросоюза, который призвал европейские банки воздержаться от финансирования азербайджано-турецко-грузинского проекта. К сожалению, этим всё и ограничилось, никаких других действенных мер со стороны Евросоюза предпринято не было. В результате, строительство указанный железной дороги продолжилось и в ходе недавнего визита в Баку Абдуллах Гюль призвал всех заинтересованных сторон направить свои усилиядля завершения в 2012 году строительства этой магистрали. Вновь возвращаясь к вышеупомянутому выступлению Дэниела Фрида отметим, что его подход к урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта в свете нижеследующих его формулировок уже приобретает вполне ясный смысл. Д.Фрид в своём выступлении, в частности, сказал: "Южный Кавказ не сможет полностью раскрыть свой потенциал без урегулирования в Нагорном Карабахе. Пока Армения находится в изоляции в этом регионе, невозможно реализовать общую концепцию процветания и свободы, а, значит, и стабильности. Настало время выработать соглашение об основных принципах урегулирования в Нагорном Карабахе". Турция и Азербайджан уже второе десятилетие на исходе, как осуществляют блокаду Армении, в то время, как с молчаливого одобрения, а то и при непосредственном участии Запада, в регионе Южного Кавказа реализуются крупномасштабные экономические проекты и как ни странно в этих условиях наши американские друзья и партнёры сокрушаются и негодуют о том, что "Пока Армения находится в изоляции в этом регионе, невозможно реализовать общую концепцию процветания и свободы".

Такой подход со стороны республиканской администрации США, увы, продолжается и новой демократической администрацией Соединённых Штатов и не претерпел никаких изменений. А инициированные руководством США шаги по обеспечению прорыва в нормализации армяно-турецких отношений, которые, случись это, сняли бы блокаду Турцией Армении, из-за деструктивной политики официальной Анкары были заведены в тупик. Турция по сути проигнорировала выполнение принятых на себя обязательств, закрепленных в подписанных 10 октября 2009 г. под патронажем США и Евросоюза, при участии РФ, цюрихских протоколах.

Естественно, чтобы полнее представить положение, складывающееся в регионе Южного Кавказа, следует вкратце охарактеризовать последние события, разворачивающиеся вокруг нашего южного соседа - Исламской республики Иран. Так, ещё в конце января 2010 г., во время своего визита в Ереван глава внешнеполитического ведомства Ирана Манучехр Моттаки заявил, что Тегеран готов оказать необходимую помощь Армении и Азербайджану в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. Далее, 7 апреля М.Моттаки заявил о том, что официальный Тегеран представил конфликтующим сторонам предложения по разрешению Нагорно-Карабахской проблемы, а 19 апреля на пресс-конференции для иранских журналистов в Тегеране глава внешнеполитического ведомства Ирана заявил: "Иран очень обеспокоен продолжением этого конфликта... Эти проблемы являются грузом для Кавказа. Такие конфликты очень плохо отражаются на региональных проектах, на политических и экономических отношениях стран региона. Мы верим, что Карабахский конфликт должен быть урегулирован мирным путём. Тегеран желает мира своим соседям и готов сделать всё для справедливого урегулирования этого конфликта. Наши предложения мы передали азербайджанской и армянской сторонам. Баку принял эти предложения от Еревана пока ответ не получен". В дальнейшем официальный Ереван в весьма деликатной форме заявил, что урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта продолжает оставаться прерогативой Минской группы ОБСЕ, по сути не приняв посреднических усилий Ирана. Однако возможное участие Ирана в региональных делах Южного Кавказа сводить лишь к посредничеству в урегулировании Нагорно-Карабахской проблемы было бы наивно.

Имеет резон вспомнить, что азербайджанцы в Иране образуют вторую по численности населения этническую группу и иранские азербайджанцы внимательно относятся к судьбе своих собратьев в Азербайджане. Это, в свою очередь, обязывает иранское политическое руководство занимать активную позицию в связи с любым крупным событием в Азербайджане, уж тем более в вопросах, связанных с Нагорным Карабахом. Официальный Тегеран подчёркивает нерушимость признанных международных границ. Он не признаёт территориальных притязаний, основанных на исторических аргументах. Вместе с тем следует отметить, что Иран проводит политику по предотвращению любого военного столкновения в ходе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. С одной стороны, он остерегается, что военные действия могут быть выплеснуты на его северную территорию, которая в основном населена этническими азербайджанцами, с другой стороны - Иран осознаёт, что развязывание войны у его северных границ чревато вводом миротворческих сил в наш регион, что, по мнению иранского руководства, будет представлять угрозу безопасности Ирана.

Одновременно с этим у Тегерана есть опасения, что военные действия могут привести к ещё большему наплыву беженцев из приграничных Ирану регионов. В настоящее время Иран уже предоставил убежище 4 миллионам беженцев из Афганистана и Ирака (по данным Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев в конце 1992 г. Иран приютил 4.150.700 беженцев (UN HCR. The State of the world's refugees 1993: The Challenge for Protection, New York. Penguin Books 1993). В этой связи следует отметить, что власти Ирана приложили немалые усилия к тому, чтобы помешать притоку азербайджанских беженцев на свою территорию ещё в сентябре 1993 г., когда вспыхнули бои на армяно-азербайджанской (на границе Нахичеванской автономии) границе. В то время около 150 тысяч азербайджанцев приблизились к границам Ирана. Президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани в эти дни в интервью для прессы сделал следующее примечательное заявление: "Мы относимся к беженцам (из Азербайджанской республики - А.Г.) так же, как и к нашим собственным беженцам (перемещенным в результате иракского вторжения 1990-1988 гг. - А.Г.), но предпочитаем, чтобы они оставались на территории Азербайджана, с тем чтобы они могли скорее достичь своих целей". Следует также признать, что сохранение баланса сил между Арменией и Азербайджаном является одной из целей посреднической политики Ирана. Иран не выступает сторонником ни Армении, ни Азербайджана, зная, что последний вынашивает территориальные претензии не только к Армении, но и на иранские северные районы с азербайджанским населением. Политика Ирана сводится в удерживании Армении и Азербайджана в равновесии. И наконец, азербайджано-карабахский конфликт, по мнению иранских экспертов, мешает Ирану полностью воспользоваться возможностями, открывающимся в связи с осуществлением крупных региональных энергетических проектов. При этом очевидно, что активизация Ирана одновременно несколько ограничит усиливающееся турецкое влияние в регионе.

Касаясь вопросов о влиянии Ирана на процессы, происходящие в регионе Южного Кавказа, следует отметить, что Резолюция Совета Безопасности ООН от 9 июня 2010 г., в соответствии с которой вводятся новые санкции в связи с отказом Ирана свернуть работы по обогащению урана, подвигнет Иран проводить ещё более последовательную работу по предотвращения возможной эскалации военных действий в Нагорно-Карабахском конфликте, повторюсь, чреватом вводом миротворческих сил в регион. Примечательно, что в поддержку этой резолюции СБ ООН высказались все постоянные члены Совбеза ООН, в том числе РФ и КНР, в то время как Турция и Бразилия проголосовали против, а Ливан воздержался.

А какова позиция Турецкой республики в нашем регионе?

О политике неоосманизма, проводимой умеренным исламским руководством Турецкой республики в регионе Южного Кавказа и на Большом Ближнем Востоке, было достаточно много написано. Нашим читателям лишь напомним, что на пути неуёмных амбиций современного турецкого руководства возродить свои притязания на территорию всетурецкой мировой державы, Великого Турана - от Балкан до Гималаев, включая Алтай, Большой Волжский бассейн и Кавказ, клином врезалась христианская Армения. Врезалась в это вожделенное новыми османами пространство. И сегодня совершенно очевидно, что любые внешнеполитические инициативы Турции в Южном Кавказе, в конечном итоге, преследуют одну единственную цель - возрождение Неоосманской империи.

Вот на этом фоне международных отношений, разворачивающихся в регионе Южного Кавказа, 19-20-го августа состоялся государственный визит Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Армения. По итогам визита подписанные в Ереване документы ещё и ещё раз убедительно свидетельствуют о решимости Москвы в сохранении стабильности на своих южных рубежах, о непреклонной воле всячески пресекать любые действия, которые могут привести к дестабилизации ситуации. Поэтому глубоко закономерно, что политика России в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта осталось неизменной: как изначально, так и сейчас сводится к императиву - урегулирование возможно лишь мирным путём, причём с согласия конфликтующих сторон, при этом обеспечение гарантий выполнения достигнутых договоренностей Российская Федерация принимает на себя. Ко всему остальному надо подходить с достоинством и пониманием. И партнёрские, дружественные отношения РФ с Азербайджанской республикой, которым, уверен, будет придан положительный импульс и в ходе предстоящего в первых числах сентября визита Президента России Д.А.Медведева в эту страну, и имевшее место в последнее время улучшение российско-турецких отношений, - всё это объяснимо и понятно. Это и есть Real politic в действии, это и есть своеобразное проявление "армянской политики комплементаризма" на российской почве. Бесспорно лишь то, что такая политика укрепляет позиции Российской Федерации как надёжного гаранта мира и стабильности в беспокойном регионе Южного Кавказа.

Ещё и ещё раз осмысливая итоги государственного визита Президента РФ в Армению, невольно вспоминаешь слова великого армянского просветителя, основоположника новой армянской литературы и нового литературного языка Хачатура Абовяна, написанные им в книге "Раны Армении" ещё в далеком 1841 году (книга была издана в 1858 г., спустя 10 лет после смерти автора). В ней великий гуманист изрёк провидческие слова: "Благословен тот час, когда благословенная нога русского ступила на святую армянскую землю и развеяла злобный дух кизилбашей". А ведь мудрый был человек, Хачатур Абовян. Воистину благословлен...

Вместо заключения

В случае, если эта статья будет напечатана, тем более в российских СМИ, представляю, в какие конвульсии впадут щедро финансируемые из-за бугра разного рода русофобы и прочие нытики, которые стратегическое будущее Армении и России, участие нашей страны в военно-политическом союзе ОДКБ почему-то вдруг начали увязывать с продажей Азербайджану зенитно-ракетных комплектов С-300 "Фаворит", с продлением на 49 лет срока нахождения российской военной базы на территории Республики Армения. Видать, плохи у них дела, не справляются с полученным извне домашним заданием. Будем великодушны и посоветуем им временно оставить в покое 102-ю Гюмрийскую российскую военную базу и поразмыслить о судьбе 350-ти военных объектов США, расположенных в Европе, 175-ти - расположенных в Восточной Азии и Тихоокеанском бассейне, 13-ти - в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Азии, 6-ти - в Северной и Южной Америке. Поинтересоваться, как от их присутствия чувствуют себя британцы, немцы, итальянцы, турки, болгары, румыны, южнокорейцы, японцы, филиппинцы, канадцы в странах, в которых расположены эти базы. Более того - уточнить, кто из руководителей государств, в которых есть американские военные базы, был судом соответствующих стран обвинён в предательстве национальных интересов, подрыве суверенитета своей страны. После этого полемика с оппонентами российско-армянского стратегического партнёрства действительно может быть полезной. Подскажем также, что более подробно мои оппоненты о реконфигурации группировок вооруженных сил США могут узнать, прочитав отчёт: Department of Defens Base Structure Report, Fiscal Year 2007 Base line (http://www.defenselink.mil/pubs/BSR_2007_Baseline.pdf)

Арташес Гегамян - председатель партии "Национальное Единение" (Армения)