Сегодня в России "нет целостной эффективной программы защиты детства, нет единого органа, отвечающего за профилактику преступлений несовершеннолетних и посягательств против детей". Об этом заявил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка 8 сентября на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов, сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе Генпрокуратуры.

Ситуацию, по мнению генпрокурора, осложняет ведомственная разобщенность органов, призванных заниматься проблемами детей и подростков, и отчасти устаревшее законодательство. "Комиссии по делам несовершеннолетних вынуждены руководствоваться в своей работе положением, принятым более 40 лет назад, которое безнадежно устарело и не отвечает современным требованиям. Профилактическая работа органов внутренних дел зачастую формальна и в целом пока еще далека от ожидаемого уровня. Общеизвестно, что преступности несовершеннолетних противостоит занятость подростков учебой, спортом и работой. Однако в этих вопросах допускается много нарушений органами социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости населения", - отметил Чайка.

Пот данным генпрокурора, тысячи детей в России становятся жертвами насилия (2008 г. - 118 тысяч, 2009 г. - 108 тысяч, первое полугодие 2010 г. - 53 тысячи). В результате этих преступлений в 2008 году погибла 1 тысяча 900 детей, в 2009 г. - 1 тысяча 600, в первом полугодии 2010 г. - 700. "Все большее распространение получают факты жесткого обращения с детьми, преступлений сексуального характера, вовлечения их в антиобщественную и криминальную деятельность", - отметил Чайка.

"Имеются нарекания к работе органов МВД и по ведению розыскных дел о пропавших без вести несовершеннолетних, - заявил генпрокурор. - Несвоевременное объявление пропавшего подростка в розыск, некачественное его проведение приводит к тому, что ежегодно неразысканными остаются до 10% детей. На начало этого года в розыске оставалось почти 3 тысячи несовершеннолетних".

В 2009 г. каждое третье преступление в отношении несовершеннолетних осталось не раскрытым (всего 32 тысячи из 100 тысяч). Из них каждое четвертое - тяжкое преступление (их 8 тысяч).

В последние пять лет произошло снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (со 155 тысяч в 2005 г. до 95 тысяч в 2009 г.). Такая тенденция сохранилась и в текущем году (-18%; 40 тысяч). Это, как считает Чайка, "в значительной мере обусловлено общим понижением уровня преступности в стране, отчасти демографической проблемой, но не наличием налаженной профилактической работы с подростками".

"Все больше преступлений совершается подростками самостоятельно, без участия взрослых (в первом полугодии 2010 г. - 32 тысячи, или 80% от их общего числа), четверть посягательств - тяжкие и особо тяжкие", - сообщил генпрокурор.

Как заявил Чайка, ненадлежащая организация расследований уголовных дел приводит к существенному ущемлению конституционных прав несовершеннолетних. Например, в первом полугодии 2010 г. по уголовным делам, оконченным следователями Следственного комитета при прокуратуре, судом оправданы 7 несовершеннолетних, 5 из них - содержались под стражей (в г. Москве - 2 подростка, Красноярском крае, Иркутской и Свердловской областях - по 1 лицу соответственно). Органами предварительного расследования в отношении несовершеннолетних нередко необоснованно инициируется избрание меры пресечения в виде заключения под стражу. Прокурорские проверки показывают, что каждый двадцатый несовершеннолетний, подвергнутый данной мере пресечения на стадии расследования за последние три года, обвинялся в совершении преступления небольшой и средней тяжести.

По мнению Чайки, для решения создавшихся проблем небоходимо:

"Первое - организация профилактической работы. Нужно принимать неотложные меры по снижению преступности несовершеннолетних. Необходимо кардинально усовершенствовать работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних должны вовремя распознавать неблагополучные семьи и устанавливать контакт с ними, в необходимых случаях принимать ответственные решения.

Значительное число нарушений в сфере государственного контроля требует от министерств социального блока усиления надзора за подведомственными службами.

Резервом для роста подростковой преступности являются несовершеннолетние, занимающиеся бродяжничеством. В связи с этим МВД необходимо сформировать единый банк данных о безнадзорных детях.

Кроме того, МВД во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и социальными учреждениями нужно наладить контроль за теми, кто совершил преступления против детей. Эти лица не должны работать в образовательных, воспитательных и лечебных учреждениях.

Нужна координация действий государственных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на всех уровнях. Для этого необходимо привести устаревшую нормативную базу в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

Второе - розыск пропавших без вести детей. На начало текущего года не были разысканы почти 3 тысячи детей. Это недопустимо. Имеются факты, когда органы внутренних дел не спешат с заведением по данным фактам розыскных дел. Поэтому от прокуроров требую незамедлительно реагировать на каждый признак, свидетельствующий о криминальном исчезновении подростка, принимать адекватные меры к установлению всех обстоятельств произошедшего.

Третье - работа следственного аппарата. Она вызывает много нареканий, особенно когда применяется мера пресечения в виде заключения под стражу. Органам расследования необходимо более взвешенно подходить к её применению к подросткам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

Кроме того, следователи и дознаватели в ходе расследования преступлений, а также государственные обвинители в ходе судебного разбирательства, должны обязательно выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, а также против детей. Надо обращать внимание соответствующих должностных лиц и организаций на эти обстоятельства, а прокурорам требовать от них принятия необходимых мер для реального устранения нарушения закона.

МВД России совместно со Следственным комитетом при прокуратуре надо разработать методику взаимодействия следственных, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений при раскрытии и расследовании тяжких преступлений в отношении детей.