Биржевые спекулянты искусственно разогревают цену акций "Траснефти" на слухах о приватизации компании. За слухами обнаружились фигуры олигархов

Информация о намерении государства приватизировать пакеты акций крупнейшей в мире компании по транспорту нефти ОАО "Транснефть" была обнародована в конце июля директором департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексеем Уваровым. Хотя позже эти сведения были неоднократно опровергнуты, они стали спусковым крючком для раскрутки мыльного пузыря на фондовом рынке. В первые же дни после слов Уварова котировка привилегированны акций "Транснефти" на ММВБ резко выросла, с 27 752 рублей на 23 июля до 34 502 рублей ко 2 августа. В августе стоимость акций "Транснефти" продолжала испытывать значительные колебания, что аналитики объясняют периодическим появлением из официальных источников информации о приватизации компании. Эти заявления позволяли вести активные спекулятивные игры с акциями "Транснефти" на фондовом рынке. Источники в правительстве полагают, что подобное манипулирование рынком с использованием инсайдерской информации может послужить поводом для разбирательства компетентных органов.

Кто проиграет Экономисты дружно утверждают, что приватизация "Транснефти" нецелесообразна по многим причинам. "Транснефть" обеспечивает транспортировку 93% добываемой в стране нефти, гарантирует равный доступ к трубе всем пользователям нефтепровода, не имеет задолженности перед бюджетом, в полном объеме выплачивает налоги. Государство сейчас в централизованном порядке утверждает тарифы на транспортировку нефти, создавая по возможности равные условия для разных районов нефтедобычи. С появлением нового собственника может развалиться хорошо отлаженный механизм транспортировки сырья, что не выгодно ни государству, ни пользователям нефтепроводов. За примерами далеко ходить не надо. Скажем, после смены в 2006 году собственников нефтеналивного терминала новороссийского порта "Шесхарис", новые владельцы повысили тарифы на перевалку нефти в два раза до 2,7 тыс. рублей за 100 тонн. Это обычное следствие приватизации при отсутствии конкуренции.

Реализация предложений Минэкономразвития приведет к значительному оттоку средств из "Транснефти" на досрочное погашение долговых обязательств. В случае продажи 25% обыкновенных акций (27,1% УК "Транснефть") и снижения доли государства до 51%, держатели еврооблигаций компании в соответствии с договором получат право требовать от "Транснефти" досрочного погашения облигаций (общая сумма размещенных бумаг составляет 3,45 млрд. долл и 700 млн. евро). Снижение доли участия государства в уставном капитале "Транснефти" в дальнейшем приведет к снижению кредитного рейтинга компании, который зависит от готовности государства оказать компании необходимую поддержку.

Даже если цены на нефть останутся сравнительно высокими ($70-80 за баррель), прогнозируемый дефицит бюджета составит 3% в 2012 г. и 2,9% в 2013 г. Однако пополнить бюджет можно за счет внешних заимствований, нынешний долг России позволяет это сделать. Если Минфину так остро не хватает средств, не проще ли напрямую подчинить Минфину Федеральную службу по тарифам, как сделали это в Узбекистане? Инфляцию в стране определяют тарифы естественных монополий. Тогда Минфин более ответственно будет принимать решения о наполнении казны. Дефицит бюджета можно покрыть, увеличив тариф на транспортировку нефти. Ведь основной доход естественных монополий, в частности "Транснефти", возникает за счет тарифов на предоставление услуг. Уж лучше тарифы поднимет государство, и они пойдут в бюджет, чем в карманы частных инвесторов, также заинтересованных в повышении тарифов и, соответственно, дополнительных прибылей. Эксперты опасаются, что в случае расширения круга акционеров "Транснефти" в стране может появиться группа рантье, которые будут сидеть на таком тарифе. И эти опасения не беспочвенны. Даже инвестиционные аналитики, которые рассматривают приватизацию любой госсобственности как безусловный плюс, отмечают, что существуют стратегические сектора экономики, где государственный контроль должен сохраняться в максимальном объеме.

Кто играет

Идею приватизации "Траснефти" активно продвигают три инвестиционных фонда - Prosperity Capital Management (RF) Ltd, East Capital International AB, Vostok Nafta Investment Ltd., которые в совокупности владеют 21% привилегированных акций "Транснефти".

Весной этого года руководители фондов предложили провести допэмиссию акций "Транснефти" на открытом рынке. Они отправили министру энергетики Сергею Шматко и вице-премьеру Алексею Кудрину письмо с инициативой провести IPO компании. На эту мысль их навело заявление президента "Транснефти" Николая Токарева о том, что для финансирования инвестпрограммы компания может провести допэмиссию. Компании нужны деньги на нефтепровод Заполярное - Пурпе (оценка - около 70 млрд руб.) и "оптимальный вариант" - увеличение уставного капитала, заявил Токарев. Правда, президент "Транснефти" имел в виду эмиссию в пользу государства, а не миноритариев (допэмиссия так и не состоялась).

В августе представители миноритариев предприняли еще одну попытку раскачать рынок, написав открытое письмо теперь уже Председателю Правительства РФ Владимиру Путину. В нем руководители зарубежных фондов демонстрируют завидную осведомленность о планах российского правительства. "Насколько мы понимаем, - говорится в письме, - в ходе обсуждения возникли разногласия при обсуждении размера продаваемого пакета...". "На наш взгляд, - советуют западные консультанты премьеру России, - целесообразным является публичная продажа на рынок до 25% обыкновенных акций ОАО Транснефть". Таким образом руководители фондов легко перенесли дискуссию о приватизации "Транснефти" из теоретической плоскости - продавать или не продавать - в область практическую: сколько продавать и за сколько продавать.

На каждый подобный шаг рынок реагирует бурно. Биржевые спекулянты пользуются тем обстоятельством, что федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации..." вступает в силу лишь в январе 2011 года. Важным ограничением, введенным этим законом, является запрет на использование инсайдерской информации направленной, в частности, на умышленное распространение через СМИ заведомо ложных сведений, влекущее изменение цены, спроса, предложения или объема торгов с финансовыми инструментами и товарами, манипулирование рынком.

Некоторые независимые депутаты Госдумы намерены инициировать расследование обстоятельств появления в прессе информации, вызывающей колебания рынка и выяснить, в чьих интересах осуществляются эти действия. Они не сомневаются, что им удастся установить зависимость между заявлениями чиновников и взлетами цены, в частности, на акции "Транснефти". Возможно, это расследование закончится именно к январю 2011 года.

Один из источников в правительстве высказал предположение, что августовское письмо Prosperity Capital Management (RF) Ltd, East Capital International AB, Vostok Nafta Investment Ltd. - спланированная акция по разогреву рынка перед техническим пуском ответвления нефтепровода ВСТО от Сковородино до границы с Китаем с участием премьер-министра РФ Владимира Путина. Тот же источник не исключает, что фонды могут действовать в интересах своих крупных клиентов - российских олигархов. Ранее эти фонды, по сообщениям СМИ, были замечены в скупке акций крупных российских компаний в интересах Сулеймана Керимова. Их деятельность также связывают с еще одним участником списка "Форбс" - Алишером Усмановым.

Кого играют Современные предложения Минфина о приватизации не имеют ни четких целей, ни четкой позиции - какие предприятия надо приватизировать, а какие нет. Покупателями миноритарных пакетов движет, как правило, спекулятивный интерес. Никаких стратегических собственников в результате такой приватизации не появляется. Гораздо логичнее было бы сначала выйти из спекулятивного ажиотажа, в котором российская экономика пребывает в последние годы, дождаться роста стоимости госактивов, а затем проводить их приватизацию, полагают эксперты.

Учитывая уровень коррумпированности госчиновников, участники рынка справедливо опасаются, что продаваемые пакеты уйдут в руки "своим". Впрочем, прогнозный план приватизации федерального имущества практически никогда не выполняется. И в итоге наибольшую выгоду от слухов о приватизации госактивов снова получат биржевые спекулянты.