Внешнеполитический комитет Сената США утвердил в должности посла США в Азербайджане Метью Брайзу - бывшего заместителя помощника государственного секретаря. Ранее его кандидатура рассматривалась в том же комитете, но была заблокирована некоторыми сенаторами. Утверждается, что за этой интригой скрывались Армянский национальный комитет Америки, предупреждавший, что Брайза "имеет предвзятое отношение к Азербайджану и Турции" и является "заклятым врагом Армении в регионе". Дело дошло до того, что в защиту Брайзы выступили представители азербайджанской и турецкой диаспор в США. Причем азербайджанская диаспора обоснованно выражала обеспокоенность тем, что пост посла США в Баку оставался вакантным в течение 14 месяцев, и этим обстоятельством во многом объяснялись возникшие проблемы во взаимоотношениях между Баку и Вашингтоном.

Отметим, что многое в столь предвзятом отношении к Брайзе объясняется его необычной политической популярностью в Закавказье, которую он приобрел во время работы в качестве сопредседателя от США в Минской группе ОБСЕ. За это время Брайза - как профессиональный дипломат - не только наработал необходимый политический опыт работы в очень сложном регионе мира, каковым является Закавказье, но и создал синтез личных устойчивых связей в высших эшелонах власти государств этого региона. В результате ему удалось выступить в роли "главного архитектора и редактора" циркулирующих ныне в Минской группе ОБСЕ так называемых Мадридских принципов, заложить в них такой дипломатический брак, который позволил в конечном счете завести в тупик переговорный процесс по карабахскому урегулированию. Поэтому его нынешнее назначение на пост посла США в Азербайджане, успешное прохождение через "чистилище" внешнеполитического комитета Сената означает только одно: с поставленной задачей Брайза справился.

Но впереди его ждут новые испытания.

Первое: следуя инструкциям своего правительства, используя в национальных интересах своей страны наработанные личные связи в руководстве Азербайджана и Армении, не допустить скатывания процесса карабахского урегулирования в сторону силового решения. Для этого необходимо предпринять главные усилия для поддержания в дееспособном состоянии работу Минской группы ОБСЕ.

Второе: Убедить азербайджанское руководство в необходимости разблокировать процесс нормализации турецко-армянских отношений, чтобы создать в регионе такое геополитическое уравнение, решение которого позволило бы начать прямой диалог Баку-Ереван.

Третье: найти необходимые ресурсы для наведения мостов с усиливающим свое влияние в регионе Ираном. По сообщениям азербайджанских СМИ, на ближайшее время намечен визит в Баку президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Накануне вице-президент Ирана по парламентским вопросам Сейид Мохаммедрза Миртаджаддини заявил, что Тегеран "изначально поддерживал, поддерживает сейчас и намерен и впредь поддерживать Азербайджан в нагорно-карабахском вопросе". Такое заявление открыто демонстрирует намерение Тегерана, наряду с Турцией, интегрироваться в карабахский переговорный процесс. Тем более что налицо фактор турецко-иранского альянса, главный смысл которого заключается не столько в поддержке Минской группы ОБСЕ, сколько в стремлении вывести решение проблемы Карабаха на локальный уровень путем возможного сколачивания нового переговорного формата Турция - Россия - Иран - Армения - Азербайджан. В противном случае Тегеран торпедирует осуществление Мадридских принципов, которые предусматривают появление в Карабахе международного миротворческого корпуса. Правда, как уверен бакинский политолог Расим Мусабеков, Баку и Ереван не станут "в угоду Ирану менять правила игры". Но это - сегодня. Завтра - все может быть иначе, поскольку потенциально на определенных направлениях может родиться еще один альянс: Турция - Иран - Армения. Ведь Тегеран, заявляя о поддержке Азербайджана, продолжает оставаться союзником Армении и расширять торгово-экономическое сотрудничество с Турцией.

Так что в Баку новому послу США Метью Брайзе придется работать в качественно новых политических и геополитических условиях. Это заставит его искать - не только в Закавказье, на Ближнем Востоке, но и в России - такой политико-дипломатический ресурс, который позволит ему избежать еще одной интриги, которую ему успели подготовить окрепшие региональные игроки.