На прошедшей неделе в Пензе с рабочим визитом находился заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов. В аппарате ППП в ПФО он курирует вопросы экономического развития. Сергей Обозов провел ряд встреч с руководством Пензы и области, а также с директорами промышленных предприятий региона. Сурский край заместитель Сергея Кириенко посещает не впервые, поэтому он хорошо знаком с проблемами и перспективами Пензенской области. В развернутом интервью газете "Пензенская правда" Сергей Обозов поделился своими впечатлениями как руководитель рабочей группы по контролю за расходованием средств федерального бюджета, выделенных по линии федеральных целевых и федеральных адресных инвестиционных программ (ФЦП и ФАИП).

В беседе с корреспондентом "Пензенской правды" заместитель полпреда прежде всего отметил, что сегодня, к сожалению, "ни один регион не способен публично и логично отстоять свои бюджетные заявки, которые он представляет в Минэкономразвития РФ и в аппарат полпреда Президента РФ. И Пенза здесь не исключение".

- Возникает тысяча вопросов: почему ты просишь построить клуб в какой-то деревне, когда в соседней тоже нужен клуб, а в соседней области вообще не дали ни одного клуба... Почему у тебя газифицируют маленький городишко, а точно такой же в соседней области должен сидеть без газа? Потому что ты сумел пробраться через связи в правительстве, через депутата Госдумы? На самом деле за этим стоит огромная лоббистская работа, но нет федеральной экономической логики. Все это прекрасно понимают. У всех без исключения рыльце в пуху, - сказал Обозов.

Позиция федеральной власти заключается в том, чтобы региональные проблемы решать за счет областных бюджетов, а федеральные деньги направлять не просто на решение федеральных проблем в регионах, а конкретно на развитие. А сейчас получается, что приоритеты развития федерального центра одни, а деньги регионам дают на другие цели. Где логика?

Сергей Обозов предлагает каждому региону вычленить федеральные приоритеты развития. По его мнению, они, скорее всего, лягут в трех плоскостях. Первое - точки роста в реальном секторе, где власть может и должна помочь развитию конкурентоспособных производств, особенно с учетом вступления в ВТО (необязательно прямым рублем: кое-где - административным ресурсом, а там, где могут быть серьезные инвестиционные или инновационные проекты, - за счет льгот или прямого долевого участия). Второе - инфраструктура. Это деньги на информатизацию (Проект "Электронная Россия"). Это инфраструктура крупных городов, потому что без качественных сетей, без электроэнергии, без газопроводов, без канализационных коллекторов, без воды, без мостов, без дюкеров под реками невозможно развитие реального сектора. Заводы строятся на сетях. Все это приносит реальную прибыль, но через такт... И третье - это инициативные проекты в социальной области. Это тоже очень важно. Обозов как экономист хорошо понимает, что в социальной политике всегда есть две половинки:
- Одна - то, что мы называем "проеданием", а вторая - социальное развитие, где есть очень серьезные, интересные и значимые проекты. Нельзя говорить, что здравоохранение или культура не принесут прибыли. Как можно культуру назвать "проеданием"? Это же кощунство! Там есть вещи, которые дают такой стимул человеку, что он потом на экономическом поле вспашет в пятнадцать раз больше. Надо только найти его, этот стимул.
- Взамен формулы "деньги на клуб в деревне" мы предлагаем формулу "деньги не на рыбу, а на удочки", - продолжает Обозов, - На сети нельзя - это браконьерство. Надо дать людям в руки удочки, чтобы они могли наловить достаточно рыбы и прокормить себя и всех нуждающихся. Но это метафора, в реальности у нас есть набор межрегиональных приоритетов. Их семь, и они четко обозначены в проекте, который мы назвали "Стратегическое видение приоритетов развития Поволжского макрорегиона":
- развитие инфраструктуры стимулирования инновационной активности предприятий реального сектора экономики, в том числе через привлечение инвестиций;
- создание логистических центров как инструмента увеличения эффективности использования проектируемых международных транспортных коридоров;
- повышение конкурентоспособности транспортного машиностроения (авто-, авиа-, судостроение);
- расширение рынков сбыта предприятий нефтехимического комплекса за счет увеличения глубины переработки углеводородного сырья;
- развитие инфраструктуры и новых технологий в агропромышленном комплексе;
- привлечение инвестиций в инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства городов Поволжья;
-- стимулирование эффективности использования лесных сырьевых запасов за счет увеличения глубины их переработки
.

Аппарат полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе совместно с Минэкономразвития РФ и Высшей школой экономики разработали методику отбора бюджетных заявок на финансирование по линии ФЦП и ФАИП. Эта методика предусматривает равные отношения ко всем заявителям. В первую очередь предлагается отклонять проекты, которые не соответствуют установленной форме заявки, а также федеральным и межрегиональным приоритетам. На втором этапе заявки проходят ранжирование по приоритетам, и далее экспертный совет с применением инновационной методики расчетов оценивает степень важности, сроки и размер окупаемости и так далее. Это должны быть логичные правила, понятные для всех.

Сергей Обозов озвучил данные окружного пакета ФАИП на 2003 год по новой методике. Анализ показал, что только треть заявленных денег соответствует федеральным приоритетам, еще треть находится в сомнительной зоне, которая требует особого доказательства на соответствие логике и задачам федерального центра, и треть явно должна финансироваться из региональных бюджетов. Это был лишь эксперимент, но он подтвердил, что методика эффективна и полностью исключает волюнтаристский подход при отборе заявок на финансирование из федерального бюджета. В полном объеме методика начнет применяться уже при отборе заявок на 2004 год.

В целом же эксперимент показал хорошие результаты. В абсолютном выражении по всем направлениям ФАИП в 2003 году по отношению к 2002 году наблюдался значительный рост (в 1,5-2,6 раза). Изменилась, хотя и незначительно, структура инвестиций. Так, если в 2002 г. на НУЖДЫ социального комплекса было выделено 66,2% всех государственных инвестиций, из которых 50,4% было направлено на образование, культуру и здравоохранение, то в 2003 г. 62,3% средств ФАИП года направляется на стройки социального комплекса, в том числе на объекты медицины, образования и науки - 45%.

Федеральные и региональные приоритеты на примере Пензенской области выглядят следующим образом. Первое - эффективное использование лесного потенциала. Сегодня лиственный лес используется на 38%, а он занимает 22% территории области. Это, кстати, проблема не только Пензы, но и ее богатых лесом соседей - Мордовии, Марий-Эл, Нижегородской, Кировской областей. Понятно, что это общая межрегиональная задача, которую надо решать вместе с Федерацией. Второе - освоение месторождений нефти, продолжение разведки. Без помощи федеральной власти область не справится. Между тем, хотя нефть в Поволжье и тяжело достается, но это одно из самых прибыльных направлений промышленности. И если ставить задачу экономического прорыва, в том числе пополнения бюджетной казны, то необходимо развивать нефтяной бизнес. Далее - развитие машиностроения и металлообработки, повышение конкурентоспособности предприятий этой отрасли, освоение новых видов продукции и новых рынков сбыта. Доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленности Пензенской области составляет 36,5% - треть объема, а производство промышленной и трубопроводной арматуры -более 50% объема производства в Поволжье вообще. Понятно, что здесь рынки уходят далеко за пределы области, и это тоже задача общая с Федерацией.

Или, например, изготовление и модернизация военных и гражданских авиатренажеров, которые производятся на АО "НПП "Эра". В Пензенской области сейчас действуют 8 крупных отраслевых НИИ, которые специализируются на разработке таких тренажерных аппаратов. В ситуации, когда летчики мало летают и подолгу сидят на земле, когда увеличивается число авиационных аварий и катастроф в воздухе (и в России, и за рубежом), производство авиационных тренажеров вообще задача номер один! Понятно, что здесь нужны именно федеральные заказы.

С другой стороны, такую задачу, как разработка 11 месторождений торфа как альтернативного вида топлива (в Пензенской области 100 гектаров), область и сама может решить. Или, например, углубление специализации сельского хозяйства с учетом экологической обстановки, развитие орошаемого земледелия и так далее. Сегодня доля сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности - 1/5 в ВВП области. При этом 75% сельхозземель - черноземные почвы. Поэтому, что-то, конечно, зависит от федеральной власти, но основная функция, в том числе и по переработке продукции, должна лечь на плечи области.

Сергей Обозов подчеркнул, что инвестиции в развитие производства - это, прежде всего, не бюджетные деньги. Но создать площадку для прихода инвесторов в регион, подготовить необходимую инфраструктуру, создать законодательную базу - эти задачи, в том числе, и региональной власти. Кроме того, Пензенская область - это одна из 89 федеральных площадок и один из субъектов Поволжского макрорегиона. Это горизонтальные связи, которые складывались десятилетиями, и Пензенская область попадает в рамки различных межрегиональных приоритетов. Например, сейчас создается инновационная сеть Поволжья, Фонд содействия инновациям. Пензенский университет и Ассоциация промышленников и предпринимателей тоже принимают в этом участие. Развитие науки, продвижение инноваций в производство - общая задача, которую по силам решить только вместе. Еще один межрегиональный приоритет - сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей. Есть ценности, которые являются достоянием всей страны, например, государственный музей-усадьба Радищева, музеи Белинского, Мейерхольда. Их реставрация - это федеральная задача. Неправильно оставлять регион с этим один на один. И это два ключевых противоположных направления стратегии развития - инновационное и духовное.

Всем понятно: если есть приоритеты развития, значит, нужны деньги. Но здесь для пензенцев не все складывается так просто. По данным, которые привел Сергей Обозов, Пензенская область в 2003 году на ФЦП и ФАИП получит в общей сложности 142 млн. 700 тысяч рублей. Из них 103,9 млн. - на непрограммные мероприятия, то есть, по словам Обозова, "не на удочки, а на рыбу". Это значит, когда деньги полностью освоят, работать на прибыль они не будут и дополнительного рубля ни в казну области, ни в казну страны не принесут. Вот такая регионально-федеральная арифметика...