В Санкт-Петербурге накаляются страсти вокруг судьбы бывшего особняка в историческом центре города на Жуковского, 19. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, защитники здания считают, что трехэтажный дом будет полностью снесен, а на его месте поднимется современная гостиница в шесть этажей. Застройщик утверждает, что фасад здания будет сохранен, а предназначение и этажность здания официально не разглашаются.

Живгородские партизаны под покровом ночи сфотографировали интерьеры

Сравнительно небольшой - в семь окон - кирпичный дом по улице Жуковского, 19 ( где-то 500 метров на север от Невского проспекта, метро "Маяковская") окружен высоким синим забором, который отхватывает добрую половину улицы. Одинокая активистка забилась в уголок у водосточной трубы, девушка двумя руками ухватилась за плакат с надписью: "Особняк Юргенса. XIX век. Объявлен аварийным его владельцем - ООО "Луксор". Луксор - убери забор! Организация Живой Город".

Это называется одиночным пикетированием. "Пикет будет одиночным, естественно. - рассказывает один из наиболее активных "живогородцев"Петр Забирохин. В организации он заведует, в частности, официальной перепиской с властями. - Мы пробовали подавать заявку на митинг. Полномасштабный". Он должен был состояться также в центре города - на площади Ломоносова, но митинг там не согласовали."Сквер на площади Ломоносова будет уходить в плановое благоустройство", - пояснили в администрации.

За забором на ул. Жуковского, 17 происходят таинственные передвижения, порой в щели вылетают искры. На стройплощадку можно посмотреть из окон соседних домов, но там нет ничего интересного. Любопытна надпись на воротах, ведущих за синий забор: "Установка временного ограждения опасной зоны. Срок работ: начало 01.09.2010 г., конец 01.12.2010 г.". Среди постоянных наблюдателей сложилось мнение, что там ведутся какие-то бетонные работы.

На этой улице много пешеходов. Прохожих ловит активистка Юлия Алимова. "Мы начали собирать подписи только сегодня. Пока собраны подписи жильцов - 21-го, 17-го домов", - поясняет она. Производительность труда сегодня - три подписи в пять минут.

Корреспондент ИА REGNUM Новости, не дождался ночи и не рискнул самостоятельно осмотреть дом Юргенса изнутри. "Не так давно там побывали люди, которые пожелали остаться анонимными. Они сделали фотографии и сообщили, что внутри здания ситуация вполне нормальная, но по виду здание не аварийное. Это только подтверждает то, что необходима дополнительная экспертиза", - доложила обстановку Юлия. Журналисты не смогли получить эти фотографии в свое распоряжение, но у нас была возможность с ними ознакомиться. На одном из снимков - комната с люстрой, интерьер комнаты почти не пострадал от времени, хорошо сохранились обои. На другом - лестничная шахта, мало отличающаяся по виду от тысяч таких же лестничных клеток в историческом центре Санкт-Петербурга.

"Я блокадница, я этот дом знаю с блокадных времен... Вот, посмотрите, кладка какая там!" - пожелавшая остаться неназванной жительница соседнего дома проводит нас через ворота с кодовым замком на индивидуальную экскурсию. "Он в абсолютно нормальном состоянии. У нас стена - вы подойдите и посмотрите. Идемте, я вам покажу", - повторяла она. Нас подвели к полуметрового диаметра окну - лазу в стене метрах в пяти от земли. Это отверстие, по словам нашей собеседницы, было проделано строителями совсем недавно. Мы заглянули в окно-лаз и убедились, что кирпичная кладка здания в порядке. "Мы с мая пишем письма от всех жильцов во все инстанции, и отписываются отовсюду тем, что дом признан аварийным. Где эта аварийность?!" - вопрошает наша собеседница.

Местные жители: дом хранили темные силы

Дом принадлежал известному русскому архитектору, "петербургскому немцу" Эммануилу Густавовичу Юргенсу. Здание возвели в 1865 году. В постройке три этажа по фасаду и четыре - в тыльной части. Юргенс - мастер эклектики и промышленной архитектуры. Принято считать его одним из авторов петербургского кирпичного стиля. Эммануил Юргенс принадлежит к числу творцов ансамбля "Красного треугольника", промышленного гиганта Санкт-Петербурга XIX века. Он также построил корпуса крупных пивоваренных заводов в городе на Неве. Среди других работ архитектора - здание городского кредитного общества (пл. Островского, 7), каретный магазин Миллера (ул. Рылеева, 17-19), особняки, доходные дома.

Особняк Юргенса - один из немногих домов в округе, уцелевших в блокаду. Вот что вспомнила наш волонтер-экскурсовод:

"Вот наш дом - в 1958 году - стоял на капитальном ремонте. Он был двухэтажным. Поменяли все перекрытия. Надстроили два этажа. Двадцать первый дом после девятнадцатого - туда было прямое попадание бомбы. Его восстановили. А вот видите дом, дом номер три по Жуковского - там был жилой дом до войны, туда попала зажигательная бомба и дом горел неделю. Угловой дом на Маяковского - туда тоже попала небольшая бомба, пострадали верхние два этажа. Французская школа тоже была полностью разбита. Девятнадцатого дома рука строителей не касалась. Он никак не пострадал".

"Бомбили все вокруг, а девятнадцатый дом, понимаете, он стоит как нетронутый, его оберегали все эти годы не знаю, какие силы, - говорит волонтер. - Надо же было проснуться какой-то московской фирме, которая скупила года три тому назад, кому-то перепродала - и что? Что они делают? Какое-то шестиэтажное здание, как нам сказали. Это первое. И второе - подземная парковка. Три года дом стоял запущенный, и всех жильцов переселили. Им купили квартиры, и они уехали. И дом нежилым стоит уже третий год".

По мнению нашей собеседницы, основанном на официальных ответах чиновников, на разговорах со специалистами, при сносе дома Юргенса могут пострадать газовые сети и электрощитки, расположенные стена-к-стене со сносимым зданием. "Нам в строительном отделе сказали - конечно у вас будут разрушения, но, наверное, не аварийные. Нам сказали, что в первую очередь трещины пойдут под аркой, ну и, наверное, оконные проемы", - сообщила блокадница. Она добавила, что неделю назад, когда она наводила справки у высокопоставленных собеседников, они сообщили ей: проектом предусматривается полный снос дома Юнгерса и строительство вместо него шестиэтажного здания с подземной стоянкой.

Смольный задействовал машину времени

В распоряжение редакции есть официальный ответ замглавы центрального района В. Б. Жукова жильцам соседних домов, данный "по вопросу реконструкции дома 19 по ул. Жуковского" от 10 июня 2010 года. Процитируем фрагмент, описывающий аварийное - с точки зрения Смольного - состояние дома:

"Актом Экспертной строительной комиссии правительства Санкт-Петербурга от 03.03.2020 №5 по заказу ООО "Луксор" установлено недопустимое аварийное состояние основных несущих конструкций дома 19 по ул. Жуковского. Стропильная система находится в состоянии спонтанного обвала, также как и участки чердачного и междуэтажных перекрытий. Стены здания, в основном, находятся в недопустимом состоянии, отдельные зоны - в аварийном. Фундаменты здания участками перегружены".

На основе этого заключения Межведомственной комиссией Центрального района дом признан аварийным и подлежащим сносу (заключение от 26 мая 2010 года). Также в документе отмечается, что Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры письмом от 31 марта 2010 года №1/1511-С сообщил, "что объект недвижимости по адресу <...> не относится ни к числу выявленных объектов культурного наследия, ни к числу объектов культурного наследия федерального, региоонального или местного значения".

Какая именно организация проводила экспертизу - доподлинно неизвестно. Есть сведения, что "Луксор" проводил экспертизу сам, поскольку он имеет соответствующую лицензию. ООО "Луксор" зарегистрирована во Всеволожске. "У нас есть показания специалистов на правах анонимности, что экспертиза не соответствует действительности, что дом не нуждается даже в капитальном ремонте", - заявил Забирохин. Ходят слухи, что у "Луксора" уже есть готовый проект. "Его никто не видел и никто не читал, они сейчас пытаются получить разрешение в Госстройнадзоре", - сообщил активист.

В прессе проходила информация, что у "Луксора" есть согласование с КГИОП на снос с сохранением фасада. "Реально будут ли они сохранять фасад, это вопрос отдельный, но якобы такое соглашение с КГИОП у них имеется. Вполне возможно, что это так и есть. Мы планируем на днях получить из КГИОПа более подробную информацию на эту тему", - прокомментировал последние новостные всплески Забирохин. "Важно что заметить, что несмотря на информацию об имеющимся согласовании с КГИОП, не теряет актуальности та информация, что разрешение на снос у инвестора, у застройщика не имеется до сих пор", - добавил он.

"Госстройнадзор не давал никаких разрешений ни на снос, ни на строительство ничего нового. И это при том, что здесь уже стоит забор с начала сентября. При том что здесь каждый день приезжает техника, ведутся подготовительные работы. Собственно, непонятно, на основании чего. Судя по щиту, здесь установка временного ограждения опасной зоны. При этом полным ходом идут строительные работы", - резюмировал наш "живогородский" собеседник.

Ссылаясь на закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон... " №820-7 от 24 декабря 2008 года, Забирохин утверждает, что в центре Санкт-Петербурга, в этом месте на улице Жуковского, запрещается снос дореволюционных зданий. За исключением тех случаев, когда строение признано аварийным и не может быть восстановлено.

Застройшик советует читать на заборе

Корреспондент ИА REGNUM Новости позвонил ответственному за производство работ по телефону, указанному на табличке. "Добрый день, какие сейчас происходят работы на Жуковского,19?" - "Никаких. Установка временного ограждения опасной зоны, как и написано" - "Как вас представить?" - "..." - "Представитель застройщика?" - "Да. Снос дома пока не идет".