С 1 июля 2003 - дня вступления в силу нового порядка транзита через Литву - с транзитных российских поездов "Москва-Калининград", "Санкт-Петербург-Калининград" и "Челябинск-Калининград" были сняты 107 граждан РФ, у которых не было необходимых документов. Зато, как пишет "Страж Балтики", с поездов, отправленных из Калининграда в Россию, в Литве не был ссажен ни один пассажир. В настоящее время на пограничной станции Гудогай установлены два купейных вагона, предназначенных для тех, кто все-таки был задержан на белорусско-литовской границе. Гостиницей на колесах уже смогли воспользоваться 11 пассажиров. Прибывший в Калининград глава МПС Геннадий Фадеев высказался по этому поводу: "Теперь во всех кассах при покупке билета у пассажиров будут не только спрашивать, есть ли виза, но и требовать подтверждения. То есть предъявления паспорта. Тогда подобные инциденты прекратятся. Хотя наверняка еще некоторое время литовцы будут ссаживать россиян, так как многие покупали билеты заранее, по старым правилам" ("Комсомольская правда-Калининград"). Между тем, администрация Калининградской области обвинила ряд туристических фирм в том, что, пользуясь ажиотажем, они делают бизнес, выдавая калининградцам срочные литовские визы по цене от 1500 до 2 тысяч рублей за визу, в то время как этот документ должен выдаваться бесплатно. По данным вице-губернатора Михаила Цикеля, через турфирмы проходит около 80% населения ("Жизнь-Калининград").

Впервые губернатор Калининградской области Владимир Егоров обратился с посланием к депутатам областной думы. В послании Егоров особо остановился на судьбе Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". "Нет никакой логике в принятии нового Закона "Об ОЭЗ" в то время как абсолютно с таким же названием, с такими же целями и задачами на территории области Закон уже действует", - заявил губернатор. По его словам, недопустимо создание и функционирование Дирекции ОЭЗ в форме федерального государственного учреждения (предложение создать Дирекцию ОЭЗ Калининградской области исходит из стен Минэкономразвития Германа Грефа - ИА REGNUM) независимо от органов управления субъекта Федерации. Расположенная на территории области инфраструктура, хозяйствующие субъекты, экономические отношениями между ними и внешней экономической средой фактически будут находиться под воздействием двух структур - администрации области и Дирекции. Это может привести только к одному - к саморазрушению региональной системы управления и экономики области, а это неизбежно приведет не к мнимому, а к действительному сепаратизму, - считает Егоров. Одновременно калининградский губернатор провел перегруппировку сил в своей команде, сделав администрацию Особой экономической зоны часть областной администрации, тем самым "исключив какие-либо намеки на двоевластие" ("Калининградская вечерка"). Руководителем администрации ОЭЗ в ранге вице-губернатора стал Михаил Цикель.

Президент Польши Александр Квасьневский, встретившись с президентом России Владимиром Путиным в Балтийске Калининградской области, прокомментировал итоги встречи: "Ближайшие годы станут важными для жителей калининградского региона. Я об этом говорил президенту Путину. Надо использовать шанс нового положения в Европе, и калининградцы должны использовать возможности нашего членства в Евросоюзе. Настало время крупных инвестиций и контрактов с Калининградом. То, что мы с господином Путиным участвовали в военных учениях, говорит о том, что в наших отношениях нет какого-либо табу. Балтика экспортирует стабильность, и так должно быть впредь" ("КП"-Калининград").

Прибывший в Калининград министр путей сообщения Геннадий Фадеев подчеркнул, что в 2002 году МПС пообещало принять все меры, чтобы обеспечить свободное движение грузов в морской порт Калининграда и подумать над ценовой политикой, чтобы регион мог выдерживать конкуренцию с прибалтами. "Результаты оказались впечатляющими: объем перевозок внешнеторговых грузов возрос в два раза, причем за шесть истекших месяцев 2003 года поток экспортных грузов на Калининград увеличился на 30%, переработка же импорта в порту выросла в 2,7 раза", - заключил Г. Фадеев ("Каскад"). Теперь достигнута договоренность с администрацией Калининградской области увеличить грузоперевалку еще вдвое. Итогом визита главы МПС стало подписание документа, гарантирующего, что в ноябре 2003 года все работы по прокладке железнодорожной трассы на третий грузовой терминал в Балтийске будут завершены. Предстоит также реконструкция ряда станций на направлении Калининград - Балтийск с созданием надежной автоматизированной системы управления.