Глава правительства Турции Тайип Реджеп Эрдоган заявил, что "до конца нового учебного года мы сможем провести парламентские выборы". Сразу напомним: срок полномочий нынешнего парламента истекает в сентябре следующего года, а завершение учебного года приходится на начало июля. "Но это ни в коем случае не означает, что мы идем на внеочередные парламентские выборы,- уточнил Эрдоган.- Просто возможно, мы передвинем время их проведения на более ранние сроки". С чем это связано, ведь ранее о возможности перенесения сроков заявляли только лидеры оппозиции, а правящая Партия справедливости и развития категорически отрицала наличие подобных планов? Прежде всего, бросается в глаза стремление партии Эрдогана закрепить достигнутый успех на прошедшем 12 сентября референдуме по внесению поправок в Конституцию страны. В настоящее время большинство социологических опросов показывают, что на предстоящих выборах она может набрать около 40% голосов избирателей. В этой связи Financial Times предполагает, что партия Эрдогана останется у власти и после намеченных на лето будущего года выборов и что она сформирует однопартийное правительство. Для этого кабинету министров необходимо заручиться поддержкой простого большинства или набрать 276 голосов из 550. Но в этом и будет заключаться суть предстоящей интриги. Не будем забывать, что в ходе подготовки референдума при наличии численного превосходства в парламенте партии справедливости и развития не удалось заручиться поддержкой абсолютного большинства депутатов. Однопартийцы премьера собрали голоса 336 из 550 законодателей, в связи с чем, по закону, предлагаемые поправки и были вынесены на референдум.

Так что говорить о наступлении в Турции политической стабильности- что делают многие турецкие политологи - нет оснований, ведь вслед за парламентскими выборами весной 2012 года ожидаются всенародные президентские выборы, на которых Эрдоган будет выставлять свою кандидатуру. Поэтому от того, как его партия одолеет предстоящий выборный марафон, сохранит ли себя в качестве единого политического целого или расколется, теперь зависит будущее страны. Тем более, что оппозиция пока только выходит из шока, собирается с силами, пытается глубже осознать суть происходящих в стране событий. Но уже сейчас можно сделать некоторые выводы.

Как показала политическая практика, Реджеп Тайип Эрдоган оказался опытным тактиком: несмотря на существующий имидж ориентированного на так называемый умеренный ислам он выстроил во многом загадочный модуль поведения в формате Турция - Запад. Неслучайно, оппозиционная турецкая печать пытается расшифровать этот феномен, называя его "тайным планом Эрдогана". К примеру, поправки в Конституцию правящей партией подавались так, что складывалось впечатление, что эти реформы осуществляются под полным патронажем ЕС. Но, как писала Wall Street Journal, "Турции еще долго придется стоять у дверей ЕС", и возможно, она никогда юридически не зафиксирует европейский статус. Причин множество: экономическое и политическое состояние ЕС, возможность в будущем смены приоритетов этой структуры, отсутствие общепринятой геополитической идентичности турок (кто они на самом деле - азиаты или европейцы?), и смена вектора во взаимоотношениях в целом по линии Запад-Восток. Понятно и то, что вступление такой крупной мусульманской страны, как Турция, в ЕС, может коренным образом изменить лицо и "христианские приоритеты" этой организации. Так что турки скоро поймут, что голосование "да" на референдуме - не означает путь в ЕС. Еще один пример. На днях президент Турции Абдулла Гюль, выступая в Колумбийском университете заявил, что Турция "всегда будет надежным союзником для Соединенных Штатов".

Действительно, сейчас для Анкары чрезвычайно важно нейтрализовать возможное негативное влияние Запада на ход и итоги уже предстоящих досрочных парламентских выборов. Тем более, по словам Гюля, "существует предвзятая оценка в отношении Турции в американской прессе и конгрессе США". В то же время авторитетное американское издание Foreign Policy прогнозирует, что Турция, "чья внешнеполитическая деятельность все больше расходится с планами коллег по НАТО", становится страной, которая " вытаскивает камни из фундамента натовской международной безопасности", и что, вероятно, "в ближайшие годы он разрушится". Поэтому будущие, возможно остросюжетные события в этой стране, будут связаны с тем, насколько последовательную политику будет проводить в новых условиях правительство Эрдогана.

Прежде всего, очевидно, что Анкара будет пытаться закрепиться в мусульманском мире, проводить более независимую от своих западных партнеров внешнюю политику. Но есть опасность потери влияния среди других тюркоязычных стран, которые ранее рассчитывали именно через "турецкий коридор прорваться на Запад".

Теперь они могут отдать предпочтению поиску альтернативных вариантов для осуществления своих новых геополитических устремлений. Более того, велика вероятность того, что Турция, имеющая заметный актив в отношениях с Россией, займет в отношении Еревана совсем не ту позицию, на которую рассчитывает азербайджанское руководство. Вот почему можно смело предполагать, что на предстоящих парламентских выборах ведущей темой дискуссий между правящим режимом и оппозицией может стать проблема внешней политики Турции. Хотя бы потому, что Турция, несмотря на союзнические отношения с США, отказалась присоединиться в антииранским санкциям СБ ООН, а риторика, исходящая по этому поводу из уст турецких политиков, принципиально не расходится с заявлениями, которые приходится слышать из Тегерана или Дамаска. Если, скажем, прежде союзный с Турцией Израиль окончательно убедился в устойчивости новых приоритетов внешней политики Анкары на Ближнем Востоке, то можно с большой долей вероятности предполагать: в соседнем Ираке и в восточных вилайетах Турции начнется разыгрывание "курдской карты". Ее потенциал огромный и голос курдов может серьезно повлиять на ход событий в Турции в преддверии и в ходе парламентских выборов. Ныне правящую партию в Турции ненавидит заметная часть светской элиты - военные, университетская профессура, часть бизнес - сообщества. На протяжении трех десятков лет стабильность развития страны и ее светский статус гарантировала армия во главе с Генштабом. Поэтому в ситуации, если вдруг появится лозунг "Отечество в опасности!", на политическую сцену страны вновь выйдут военные. При этом нельзя исключать, что до этого момента определенные силы произведут раскол в правящей партии и сформируют тактический альянс с оппозицией. Неслучайно бывший посол Турции в США Фарук Логоглу прогнозирует: "Теперь правящая партия еще меньше, чем раньше, будет прислушиваться к оппозиции, а оппозиция будет использовать еще более жесткую риторику в попытках подорвать власть правительства". Так что политическая борьба в Турции не только продолжается, но будет - по мере развития событий - ужесточаться. Так бывает всегда, в любой стране, когда какая-либо партия или сила готовит почву для перемен исторического значения в политическом и социальном устройстве страны.