В двадцатых числах октября Ереван посетит бывший депутат парламента Эстонии, декан факультета международных отношений Европейского университета Тоомас Алаталу. Поездка состоится по приглашению Ереванского экономико-юридического Университета им. Аветика Мкртчяна.

В 2004 году Алаталу был членом парламентской комиссии по иностранным делам, но в настоящее время не является парламентарием. Тем не менее, это не мешает ему позиционировать себя в качестве докладчика Совета Европы по армянской проблематике и именно в таковом качестве отправляться в Ереван по приглашению, в общем-то, не вполне известного и, по всей видимости, негосударственного вуза. Какова позиция у Алаталу по армянской проблеме? Каков реальный статус этого человека? Он эксперт или, может быть, сотрудник спецслужб? Вуз, в котором преподает Тоомас Алаталу, имеет соглашения о сотрудничестве с рядом азербайджанских вузов, а сам экс-депутат неоднократно участвовал в миссиях по наблюдению за "демократическими" выборами в Азербайджане. Позиция Алаталу по проблеме Карабаха, скорее всего, проазербайджанская. Однако это не помешает ему приехать в Ереван и, скорее всего, представить некий "сбалансированный" взгляд. Например, рассказать армянским студентам, что только интеграция в Европу поможет решить острые территориальные конфликты на постсоветском пространстве. Спешим предугадать тезисы Тоомаса Алаталу, поскольку есть полная уверенность в том, что ни МИД, ни пресса, ни соответствующие другие ведомства Армении не в курсе подготавливаемого визита и вряд ли будут присутствовать на выступлении "докладчика Совета Европы по армянским проблемам".

Зато на днях в Ереване совместными усилиями российского государственного агентства РИА "Новости" и администрации президента Армении была проведена международная конференция "Проблемы безопасности и информационного сотрудничества на Южном Кавказе". На форум были приглашены журналисты и эксперты из России и Грузии, в том числе некогда популярные телекомментаторы Леонид Млечин и Александр Гурнов, главный редактор традиционно проазербайджанской радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов и ведущий той же станции Матвей Ганапольский. Обсуждать информационную безопасность Южного Кавказа в Ереван также прибыли: Константин Симонов, Ефим Пивовар (ректор РГГУ, председатель Общества дружбы "Россия-Азербайджан"), Николай Злобин, Руслан Гусаров, Владимир Мамонтов, Кирилл Танаев, Петр Гладков, Алан Касаев, Тато Ласхишвили, Гия Мепаришвили, Александр Русецкий. Участникам форума зачитали обращение президента РФ Дмитрия Медведева. Их также принял президент Армении Серж Саргсян.

Можно часами перелопачивать данные в интернете в поисках работ Гурнова или Ганапольского по проблемам Южного Кавказа. Но это абсолютно бессмысленное занятие. Они не являются специалистами по данному региону. Кажется, инициаторы и организаторы мероприятия и сами нисколько не задумывались над качеством этих экспертов и преследовали цель, что называется, "задавить злопыхателей авторитетом". Но зачем? Вот в чем вопрос.

О чём приехали говорить эти люди? Очевидно, никакой информационной безопасности у Южного Кавказа нет и быть не может. По той простой причине, что она ежедневно и методично уничтожается самими странами региона. Азербайджан разрушает информационную безопасность Армении, Армения - Азербайджана, Грузия - России, Россия - Грузии, Турция - Армении, Россия - Ирана, Иран - Азербайджана и так далее. Остановить это невозможно до тех пор, пока в регионе есть конфликт интересов. А он был и будет всегда.

В отсутствие темы для разговора и специалистов, которые могли бы это признать, в сухом остатке участники этого гламурного форума начали выяснять отношениями между странами, которые они представляют. По сообщению одного из армянских агентств, специально созданных для подрыва информационной безопасности Азербайджана, все это закончилось скандалом. Ведущий "Эха Москвы" Ганапольский, приглашённый в качестве эксперта властями России и Армении в Ереван, прямо заявил, что ему "никак не видятся проблемы на Кавказе". Он также отметил, что признание независимости Нагорного Карабаха Россией сродни суициду, а также задал армянским экспертам два обескураживающих своей прямотой и глубиной вопроса: почему на улицах столицы дружественной России Армении нет надписей на русском языке, и почему вокруг Карабаха сложилась столь "идиотская ситуация". Армянские эксперты Александр Искандарян и Теван Погосян призвали журналиста к корректности, напомнив ему, что он находится на армянской земле и в окружении армян. Фактически, судя по информации агентства News.am, российскому журналисту впору было задуматься не об информационной безопасности Южного Кавказа, а о собственной физической безопасности в окружении миролюбивых армянских экспертов. Вот такая плодотворная дискуссия.

Еще более острые ноты в обсуждение проблем "информационной безопасности" Южного Кавказа между армянскими и российскими экспертами внес ереванский эксперт Рубен Меграбян. В комментариях последнего, во множестве публикуемых СМИ, красной нитью проходит, мягко говоря, критический взгляд на политическую и экономическую активность России в регионе, в том числе и на армяно-российское сотрудничество. Видимо, властям России и Армении нужно было показать друг другу именно такую "школу ненависти", чтобы укрепить нетленную государственную дружбу. Взаимная ненависть за государственный счёт Армении и России от имени Дмитрия Медведева - вот высшее достижение их взаимной "информационной безопасности".

"Несовершенство, зыбкость, порой архаичность институтов не позволяют говорить об успешной институционализации нашего сотрудничества", - считает эксперт. Поэтому, по его словам, зачастую реальные дела, основанные на взаимном уважении реальных и законных интересов, подменяются "набившими оскомину ритуальными фразами о вечной дружбе с добавлением "партхозактивистской" риторики, что не имеет никакого отношения к реальной политике в современном формате межгосударственных отношений". Эксперт-практик из Армении считает, что России пора перестать "талдычить" о дружбе с Арменией, а развивать реальное сотрудничество на взаимовыгодной основе. По всей видимости, так - как это делают США и ЕС.

Обильно процитировав президента РФ Дмитрия Медведева, особенно те выступления российского президента, в которых речь идет о необходимости усиления демократических традиций и стандартов, эксперт сделал следующий вывод: "Главная угроза нашей безопасности - в нас самих, в нашем нежелании учиться и понимать происходящее в мире без гнева и пристрастия. И заваливание Армении российским оружием, продление сроков базы, преподнесенное обществу совершенно уродливым образом, которое со слов г-на Лаврова "ничего не меняет", положения не изменят, если не будут изменены в спешном порядке внутриполитические приоритеты...".

Меграбян проинформировал своих российских коллег, прибывших в Ереван для того, чтобы обсудить пути усиления "информационной безопасности" региона, что в армянском обществе сложилось недоверие к роли российско-армянских отношений в процессах демократизации в Армении. "Это подкрепляется инерционностью мышления другой части общества, согласно которому власть в Ереване во всех своих негативных проявлениях все равно будет пользоваться поддержкой Кремля. Главное: демонстрировать, что якобы Армения стремится держаться подальше от Запада и выполнять все, что Кремль скажет, раз в неделю по телевизору благодарить Россию по поводу и без..." - считает эксперт, приглашённый администрацией президента Армении для укрепления её информационной безопасности в глазах России.

Может быть, присутствие российских коллег способствовало тому, что Рубен Меграбян в своих комментариях о России был более или менее политкорректен. Ведь ранее в интервью поддерживаемому властями Армении ресурсу Armenia Today эксперт был гораздо более категоричным. Говоря о перспективах поставок ЗРК С-300 Азербайджану (чем не пример реального и взаимовыгодного сотрудничества РФ с Азербайджаном?), армянский эксперт заявил: "Армения просто обязана помочь своему стратегическому партнеру вернуть чувство меры, а то и здравый смысл. Им нужны 300 миллионов, а нам нужна безопасность, которая этой сделкой по С-300 подвергается серьезной угрозе, т.к. фундаментально нарушает региональный баланс, благодаря которому режим прекращения огня 1994 соблюдается по сей день". Вероятно, передача Россией той же военной техники Армении, не замеченная антироссийскими экспертами в Ереване, режим перемирия лишь укрепляет.

В комментарии армянскому провластному агентству News.am Рубен Меграбян заявляет, что "при всей важности российско-армянских отношений, они носят также сдерживающий характер, что приводит к ограничению экономического и политического развития страны (Армении)". "У России есть много чего, а у Армении - ничего, только человеческий ресурс. Поэтому демократия для нас жизненно необходима, а для ее становления стране необходимо развиваться", - подчеркнул Меграбян. Можно было бы поспорить с армянским экспертом относительно того, каким экономическим потенциальном обладала бы Армения без российских инвестиций в инфраструктуру (того, чего американцы старательно избегают делать, предпочитая "утверждать" демократию в экономически несостоявшейся системе), насколько значителен человеческий потенциал в современной Армении и каковы его перспективы в свете нынешней социально-экономической политики властей страны и т.д. Но это тема отдельной статьи... Российские эксперты и журналисты, отправившиеся в Ереван обсуждать меры по укреплению информационной безопасности Южного Кавказа, в глазах ряда армянских коллег были представителями страны, сдерживающей "человеческий потенциал" Армении. Для них же пустые разговоры о многовековой дружбе Армении и России должны уступить место реальному сотрудничеству двух стран в сфере развития демократии, а находящаяся в военном положении Армения нуждается не в русском оружии, а в европейской демократии, именно той, которую может предложить эстонский отставник Алаталу.

Но какие практические дивиденды может получить Россия от данного сотрудничества, армянского эксперта Меграбяна и его государственных заказчиков, видимо, не вполне волнует. Каким образом армяно-российское сотрудничество без учета многовековых культурных и человеческих уз может заменить масштабный экономический интерес Москвы в Турции и Азербайджане? Не является ли для Армении главным фактором риска сближение позиций России, Турции и Азербайджана? Не является ли история российско-турецких отношений, а также трагические страницы истории армян в контексте этих отношений ярким свидетельством тому, что никакого практического взаимовыгодного и главное равноправного диалога у Армении с Россией не было и быть не может? Как не может быть равноправного диалога у Армении, США и ЕС.

Россия в данных исторических условиях может быть гарантом безопасности Армении, а выполнять свои гарантии может только оружием, а не пустыми разговорами о модернизации и демократии. Почему США не могут гарантировать безопасность Армении от Турции? Потому что они прекрасно понимают, что уничтожение армянского элемента - цивилизационная, стратегическая, историческая задача Турции и Азербайджана. И никакие увещевания о "европейском пути" турецкого народа этой правды не заменят.

Чем отличается в практическом плане "демагогия" об исторической близости Армении и России от действительной демагогии европейских и американских представителей о необходимости развития демократии в Армении и Азербайджане, смолкающей там, где уже получен контроль над потоками газа и нефти? Чего стоят слова Запада о демократии в Туркмении - там, где начинаются сделки о газе? Что реально сделал Запад для снижения напряжения на Кавказе или развития демократии в Армении, кроме ритуальных заявлений Госдепа США и различных правозащитных организаций, которые, скорее всего, можно считать своеобразным ресурсом политического давления на страну?

Азербайджанский сайт Vesti.az за последний год выпустил дюжину интервью с забытыми очевидцами карабахского конфликта - отставными военными и политиками. Азербайджанское общество, лишенное доступа к пропаганде демократии (власти страны предусмотрительно заблокировали все иностранные радиостанции, в том числе и главные рупоры Запада - радио "Свобода", "Голос Америки", BBC и тд.), целенаправленно подготавливается к войне. Информационная война - предвестник настоящей. В ее условиях информационная безопасность может обеспечиваться исключительно специальными мероприятиями технического свойства, а также масштабной работой государства по консолидации национальной мысли и воли. Других рецептов нет. Наверное, именно об этом стоило бы сказать своим армянским коллегам делегатам форума по информационной безопасности Южного Кавказа из России - страны, которая "тормозит человеческий потенциал" Армении и поставляет в охваченную войной страну оружие вместо живительной демократии.

На что в государственной пропаганде тратит свои государственные деньги и слова своего президента Россия - вопрос для Армении не самый приоритетный. Но на что и на каких ганапольских тратит государственные деньги Армения - вопрос уже даже не риторический. Она тратит их на самоубийство своей информационной и государственной безопасности.

***

ИА REGNUM Новости считает важным отметить, что на следующий день после публикации статьи В. Якубяна из Армении поступили некоторые поправки к содержащейся в материале информации. В частности, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов не участвовал в конференции "Проблемы безопасности и информационного сотрудничества на Южном Кавказе".

Выступление армянского эксперта Рубена Меграбяна, посвященное армяно-российским отношениям (полный текст), отрывки из которого приведены в статье, прозвучало на конференции "Россия и Армения в мировой и региональной политике: проблемы и перспективы", организованной Фондом развития "Институт Евразийских Исследований" при поддержке Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. В ней приняли участие председатель Совета этого фонда Сергей Степенков, посол РФ в Армении Вячеслав Коваленко, начальник департамента планирования Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Сергей Чеботарев, а также ряд экспертов из Армении и РФ.