Сообщения о поисках "домонгольского периода" на острове-граде Свияжске, а также о попытках фальсифицировать историю другого историко-архитектурного памятника - Болгара вызывают реакцию историков и наблюдателей за процессом. Свой комментарий ИА REGNUM Новости предлагает известный казанский историк-краевед Георгий Мюллер.

Возрождение историко-культурных заповедников Болгар и острова-града Свияжск стало знаковым событием этого года. К этим жемчужинам истории и культуры Средневолжья обращено сегодня внимание многих неравнодушных к своему историческому прошлому людей. Свое мнение относительно истории этих памятников высказывают ученые разных регионов России, прежде всего - Татарстана и Чувашии. Сегодня освещение и обобщение новых сведений об историческом прошлом этих мест особенно важно. Не менее важна и научная доказательность фактов и аргументов в поддержку этих данных.

К сожалению, так бывает не всегда. Так, в письме на имя госсоветника РТ Минтимера Шаймиева зав. кафедрой археологии и этнографии К(П)ФУ, заведующий национальным центром археологических исследований Института истории АН РТ Айрат Ситдиков пишет о городе Болгар: "Легендарный город, известный только по обрывочным данным и предположениям, стал реальным историческим явлением - Великим городом, столицей Золотой Орды". Любой школьник, изучающий курс истории Татарстана, знает, что Болгар был известен не только в Московской Руси, но и в Западной Европе. При этом он никогда не был столицей Золотой Орды и задолго до ее распада был разрушен самаркандским правителем Аксак-Тимуром, рыскавшим по ордынским селениям в поисках ненавистного ему хана Тохтамыша. Суждения, подобные процитированному выше, были бы простительны для дилетанта, но недопустимы для солидного ученого.

Другая мысль цитируемого письма стала причиной появления слухов о возможном строительстве в Свияжске караван-сарая с мечетью и вызвала возмущение общественности. По этому поводу 21 июня 2010 года даже состоялась встреча Минтимера Шаймиева с активистами КОРК (Казанского общества русской культуры).

Цитируем письмо: "Большой интерес представляет и район застройки речного вокзала в Свияжске. По письменным источникам здесь располагалась татарская слободка. По материалам небольших археологических исследований 2007-2008 годов этот район обживался татарами еще до прихода Ивана Грозного и начала им строительства крепости на холме. Береговая линия содержит информации самого раннего освоения территории Свияжска и содержит материал, открывающий неизвестную страницу города".

Итак, сенсация. "Татарский след" в Свияжске. А был ли он? И если был, то как там оказался? Общеизвестно, что к 8-му веку в Средневолжье возник болгарский союз племен, куда наряду с болгарами вошли сувазы, баранджары, финно-угорские племена. К 9-му веку этот союз перерос в раннефеодальное государство Волжская Болгария (Булгария). "В 922 году, когда посольство багдадского купца Ибн-Фадлана привезло болгарам ислам, ставший позднее государственной религией, племя суваз (чуваш) отказалось принять новую веру и откочевало в другое место". Чуваши остались верны языческой религии предков и переселились за Свиягу, сохранив за собой земли правобережья Свияги.

Эти земли в источниках той поры (русских летописях, записках арабских купцов, проезжих европейских путешественников) часто именовались как "дикое поле". При этом будущий Свияжск упоминается как "Чертова гора", нечистое, запретное место, в котором не то, что жить, не позволялось даже посещать. Аналогичными местами в те годы считались "Чертовы городища" близ Сорочьих гор на Каме, а также Елабуги. Это были языческие мольбища. Впервые упоминает о "чертовой горе" как о капище язычников-чувашей (т.н. чувашская Киреметь) булгарский историк Шарафэтдин бин Хисам, а выдающийся татарский ученый Каюм Насыри прямо пишет о Свияжском правобережье и Круглой горе как о чувашских землях "дикого поля". Подробнее о топониме "чертова гора" и чувашской киремети на ней рассказывает чебоксарский историк А.Н. Николаев.

"Львовская летопись" о построении Свияжска свидетельствует: "Месяца майя 24 вылезчи воеводы великого князя из судов, начаша лес сечи, где бытии городу". Николай Карамзин пишет: "Густой лес осенял гору; оставив мечи, воины взяли секиры, и в несколько часов вершина ее обнаружилась".

Айрат Ситдиков утверждает, что территория Свияжска обживалась татарами еще до прихода сюда Ивана Грозного. Возникает вопрос. Каким образом это могло происходить, если во время прихода воинов Ивана Грозного гора была сплошь покрыта густым лесом? Сегодня "татарский след" в Свияжске усиленно разыскивает археологическая группа Института истории АН РТ под руководством Зуфара Шакирова. Такой след в Свияжске действительно есть, но связан он с длительным пребыванием на острове не казанских, а касимовских татар, составлявших личную гвардию в 300 конных воинов первого военного коменданта острова-крепости, бывшего казанского хана Шах-Али, под руководством которого строилась военная крепость и который силой заставлял присягать на верность Москве горно-марийское и чувашское население.

Об этом, в частности, пишет и историк Михаил Худяков: "Постоялый двор касимовской конницы, а также дозорные службы из 200 стрельцов, охранявших подступы к крепости со стороны Казани, как раз располагались в месте нынешней предполагаемой застройки речного вокзала Свияжска. На руках касимовских конных воинов было много казанских, ордынских монет, так называемых "московских копейщиков". Ежегодно после спада весенних вод жители Свияжска собирают отдельные экземпляры этих монет в размытых берегах.

Известно, что касимовская конница отличалась беспринципной жадностью, склонностью к грабежам. Шах-Али предпочитал с ней не спорить, молчаливо поощрял произвол этих воинов. После взятия Казани касимовцы "огнем и мечом" прошли по литовской земле, о чем красноречиво повествует "Псковская летопись".

Незадолго до разгрома в 1930 году Свияжского архива казанский историк Ольга Хованская обнаружила в нем древние карты Свияжска с привязкой и пояснением всех его строений. Этими картами, вероятно, пользовался В.Н. Подключников, когда писал о планировании и застройке древнего Свияжска. Свияжск не раз горел, особенно во время его осады горной черемисой в 1609 году. Тогда, видимо, и сгорели изначальные постройки постоялого двора, так как на гравюре А.И. Свечина 1764 года это место изображено уже плотно застроенным жилыми деревянными домами.

Из всего сказанного ясно, что никаких татарских слободок и тем более караван-сараев, следы которых ищет в Свияжске археологическая группа Зуфара Шакирова, не было и быть не могло. Заметим, что поиск "татарского следа" в Свияжске вызывает неудовольствие наших соседей, чувашских историков, которые не раз публично указывали, что Татарстан игнорирует историю чувашского народа. Они доказательно считают Свияжск частью своих исконных земель, а не аулом Большое Амирово, рожденным в воспаленных националистическом угаром головах активистов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ).

Не случайно в одном из ранних документов ВТОЦ (резолюция от 20 апреля 2001 года) было записано: "Восстановление памятников архитектуры и возрождение Свияжска осуществлять на конкретной основе с учетом исторических фактов до завоевания нашего Отечества - Казанского ханства". Не исключено, что поиск татарских корней истории Свияжска укладывается в эту линию, а потому не может быть признан вполне политкорректным.