Интервью ИА REGNUM Новости с руководителем Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхамом Шабаном

ИА REGNUM Новости: 20 октября в Ашхабаде президент Узбекистана Ислам Каримов и глава Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов обсудили возможность создания крупных международных консорциумов в нефтегазовой отрасли в обеих странах, что, по их мнению, повысило бы в несколько раз доходы, получаемые от нефтегазовой промышленности, и послужило бы укреплению взаимодействия двух государств, созданию рабочих мест, строительству новых объектов инфраструктуры. Ваши комментарии...

Честно говоря, просматривается какое-то дежавю. Сразу вспоминается описание в центральной коммунистической прессе встреч советских партийных вождей с лидерами дружественных, "понимающих политику партии и правительства СССР" стран. Но, давайте, будем реалистами. Какие высокие технологии, какие международные консорциумы, какое увеличение доходов в несколько раз?! Кто рвется участвовать в этих утопических консорциумах, которые, де, укрепят взаимодействие Узбекистана и Туркменистана, создадут кучу рабочих мест, построят объекты инфраструктуры и пр.?! Это всё, мягко говоря, благозвучные речи, которые априори не могут быть наполнены конкретным содержанием. Я уверен, что за этим набором красивых слов не последует никаких дел. Тем более, что реальные отношения между Узбекистаном и Туркменистаном оставляют желать много лучшего. Взаимный их товарооборот не достигает и 200 миллионов долларов в год, между ними действует визовый режим, а общая граница, насколько помнится, открывается для граждан этих стран лишь дважды в год.

ИА REGNUM Новости: Но ведь разногласия не помешали двум странам проложить трубопровод Центральная Азия-Китай, который функционирует с прошлого года и после модернизации сможет транспортировать в Поднебесную ежегодно 40 миллиардов кубометров туркменского и узбекского газа?

На самом деле стороны не доверяют друг другу и в этом вопросе. Туркменистан опасается, что Узбекистан, который находится куда ближе к китайским потребителям, под каким-нибудь предлогом заполнит трубопровод не 10, а, скажем, 15 млрд. кубометрами своего газа. Но трубопровод, по двум нитям которого можно экспортировать в Китай по 20 млрд. кубометров газа ежегодно, не безразмерный. В свою очередь официальный Ташкент еще с начала правления покойного Туркменбаши, раздававшего, как впрочем, и его преемник Гурбангулы Бердымухамедов, обещания налево и направо, относится с недоверием к Ашхабаду. Кроме того, не будем забывать об усилившейся в последние годы близости Узбекистана с Россией, компаниям которой фактически предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Конечно же, создавая новые газовые и прочие проекты, традиционно осторожный Ташкент не может не принимать к сведению соответствующее мнение Москвы, которое не всегда будет позитивным.

ИА REGNUM Новости: А как вы оцениваете предложение Каримова, поддержанное в общих чертах Бердымухамедовым, создать транспортный коридор Узбекистан-Туркмения-Иран-Оман-Катар?

Это предложение, мне кажется, из той же оперы, что и слова о создании крупных международных консорциумов в нефтегазовой отрасли Туркменистана и Узбекистана. Зачем Катару и Оману туркменский или узбекский газ, когда свой девать некуда? Предвижу ваш вопрос, а может там захотят перепродавать центральноазиатский газ? Но и в этом нет никакого смысла. Кто будет реализовывать не свой добытый газ, а чужой? Никто. Приходится думать, что перед нами очередной образец восточного красноречия и высокого полета мысли. Кстати, далеко не зря Каримов не привел какие-либо подробности нового проекта Узбекистан - Катар. И в том, что Бердымухамедов поддержал этот проект и даже пообещал поручить соответствующим специалистам своей страны изучение политических и технических проблем, тоже нет ничего удивительного. Радушный хозяин поддержал красивую тираду своего гостя. И ничего больше. Мы видим в действии уже второго туркменского президента, но ни одного из них нельзя упрекнуть в излишней доверчивости и наивности.

ИА REGNUM Новости: По словам президента Туркмении, в настоящее время в его стране реализуется проект транспортного коридора "Север-Юг" - железной дороги Казахстан-Туркмения-Иран с последующим выходом к Персидскому заливу. Не может ли присоединиться к этому проекту со своей стороны Узбекистан?

На самом деле Узбекистан и Туркменистан имеют очень большие возможности в осуществлении международных транзитных грузоперевозок. Если не ошибаюсь, ежегодный объем экспортно-импортных грузов, проходящих через территории двух государств, немногим меньше 2,5 миллионов тонн. Но дело в том, что вопрос упирается не в строительство Прикаспийской железной дороги, а в международную изоляцию Ирана. Именно по этой причине железные дороги Туркменистана и Ирана не могут быть соединены. Кроме того, наверное, не так уж этого хотят в Тегеране, если разговоры об этом коридоре ведутся 10 лет. С другой стороны, азербайджанский проект транспортного коридора "Север-Юг" дешевле. Там есть железная дорога от Москвы до границы Азербайджана с Ираном. Но власти ИРИ никак не достроят небольшой участок пути, хотя поговорить на тему всегда не прочь. Реально они договорились о строительстве железной дороги Иран-Армения, причем работы по ней, хотя и наибольшая ее часть пройдет по армянской территории, будут субсидироваться иранским правительством.

ИА REGNUM Новости: И наконец, каких, по-вашему, результатов можно ждать от визита российского президента Дмитрия Медведева в Туркмению?

Простите, но я больше привык оперировать фактами. Будут итоги визита, будет и что комментировать. К сожалению, это пока всё, что можно сказать. Хотя с другой стороны абсолютно ясно, что визит российского руководителя вызывает большой интерес не только журналистов, и можно ждать достижения действительно важных договоренностей между Москвой и Ашхабадом.

Беседовал Рафаэль Мустафаев