В Торгово-промышленной палате РФ внимательно следят за динамикой интеграционных процессов в различных областях в рамках Евросоюза, СНГ и других политико-экономических объединений на евроазиатском пространстве, пишет ТПП-Информ, публикуя статью постоянного эксперта ТПП-Информ, доктора технических наук Сергея Гриянева, в которой приводится анализ роли и потенциала такого объединительного формата, как "Восточное партнерство".

Ниже ИА REGNUM Новости приводит часть статьи, относящейся к реализации программы "Восточное партнерство" в странах Южного Кавказа.

"Наш анализ показывает, что наиболее сложная ситуация с точки зрения реализации программы ВП складывается сегодня в регионе Южного Кавказа. Отчасти это объясняется тем, что, несмотря на серьезные политические, экономические и культурные различия, Армения, Азербайджан и Грузия зачастую ложно воспринимаются в Евросоюзе как нечто однородное или даже единое. Кроме того, стратегически важный для ЕС с точки зрения обеспечения энергетической безопасности и военно-политической стабильности регион постоянно испытывает на прочность приверженность европейцев идеалам соблюдения прав человека, в том числе в международных делах. С учетом сохраняющихся противоречий между республиками успех инициативы сегодня во многом будет зависеть от способности ЕС вовлечь государства региона в коллективный формат сотрудничества.

Что касается Армении, то тут разговор особый. Без сомнения, Армения является стратегическим партнером России, которая заинтересована в развитии с ней тесных военно-политических и экономических отношений. Сегодня и Россия во многом стремится восстанавливать свое присутствие и влияние в регионе. Ряд двусторонних встреч, а также обмен делегациями и проведенные в последние месяцы совместные мероприятия показали, что это именно так. Россия, несмотря на все проблемы в организации и проведении ее внешней политики в регионе, остается здесь ключевым игроком. И это значение России пока еще более значимо, чем значение ЕС, США или Китая, хотя ситуация может измениться не в лучшую для России сторону.

Сотрудничество с Россией выгодно Еревану и в значительной мере страхует Армению от негативных последствий ее транспортной изоляции и неблагоприятных мировых экономических тенденций.

Очевидно, что возможности Евросоюза реализовать крупные инвестиционные проекты на Южном Кавказе в условиях мирового финансового кризиса являются ограниченными. Это касается также и отсутствия желания ЕС повлиять на переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном. ЕС искажает оценки и использует двойные стандарты применительно к военно-политической ситуации в Закавказье. Европейцы всегда "за", когда речь идет об энергоресурсах, и постоянно уклоняются от практического участия в разрешении Карабахской проблемы.

В складывающихся условиях координаторы программы считают целесообразным сосредоточиться на реализации проектов, направленных, прежде всего, на продвижение демократии, развитие и укрепление гражданского общества, приближение принципов функционирования органов госвласти и местного самоуправления к общеевропейским стандартам", - пишет автор статьи и заключает:

"Мировые центры (прежде всего ЕС, США, Китай) в геополитических играх на пространстве Евразии учитывают исключительно собственные эгоистические интересы, забывая, что в странах региона также живут люди и что это их земля, их страны и их история. Что невозможно в одночасье провозгласить то или иное партнерство и уже завтра "начать дружить" против своего исторического союзника и соседа.

Да, сегодня такое стало возможно, но такие союзы недолговечны и не приносят реальной отдачи. Зачастую проекты рассыпаются, но остается неприятный осадок у бывших партнеров, и требуются годы, чтобы восстановить добрососедские отношения. Сегодня можно, посулив финансовую выгоду, разорвать исторически сложившиеся отношения между странами региона. Однако сменившиеся завтра приоритеты вновь выбросят эти страны в объятия "старых друзей".