Многие шедевры истории Армении находятся на грани уничтожения. Власти страны то и дело хвастаются древней историей своего народа и страны, а памятники - живые свидетельства этой истории беззащитно рушатся на глазах. Цикл фоторепортажей ''Покинутая Армения'' - призыв сохранить христианское наследие армянской нации. На южном склоне Арагаца, самой высокой горы Армении, полуразрушено, но гордо стоит замок-крепость Амберд, бывший в X-XIII веках родовым владением князей Пахлавуни. Феодальные замки, подобные Амберду, во множестве воздвигались на территории Армении для защиты ее земли от римлян и парфян, затем от византийцев, персов, монголо-татар и турок. Армянские строители были незаурядными фортификаторами, они строили крепости, используя естественные защитные возможности местного ландшафта. Это мог быть скалистый мыс при слиянии горных рек, либо неприступный утес, соединенный с горным массивом узкой полосой земли.

Владетельные князья иногда строили свои крепости высоко в горах, куда неприятелю было труднее всего добраться. Кроме того, они прекрасно понимали, как важно держать в руках истоки оросительных систем. Именно так поступили строители замка-крепости Амберд. Он возведен на мысе, ограниченном обрывами глубоких ущелий. Наиболее возвышенную часть крепости занимает многоэтажный замок. Исследователи предполагают, что его основой служит укрепление VII века. Замок возвышается над небольшим поселением крепостной челяди. Мощные стены крепости из крупных базальтовых блоков окружают мыс со всех сторон, делая ее неприступной. Кольцо водосборных плотин на южном склоне Арагаца выше крепости удерживало воду после таяния снегов, оттуда она поступала в Амберд, крепость питали и родники, расположенные много выше по склону.

В Амберде налицо все характерные черты феодализма: выбор места, защищенного самой природой; система укреплений; забота о снабжении обитателей водою как в мирное время, так и при осадах. Архитектура замка и крепости проста, сурова и подчинена основному требованию - надежно защитить от нападений. Крупные каменные блоки стен должны принимать на себя удары вражеских метательных снарядов и стенобитных орудий. Украшений никаких нет, только яркие пятна фаянсовых тарелок, вделанных в кладку под зубцами башен.

Вытянутое поперек мыса здание замка с внешней стороны было укреплено башнями. Внутри оно делилось продольной стеной на две половины - одна, примыкавшая к башням, служила коридором, в другой было пять помещений, расположенных в ряд. Такая планировка, вероятно, была во всех трех этажах. Перекрытия замка были плоскими, из деревянных балок, со стороны поселения в него вела дверь, запиравшаяся каменной плитой, которую надежно удерживали от натиска толстые брусья. Решетки из железных прутьев защищали немногочисленные окна от непрошеных гостей. Над входом, в толще стены прорезаны бойницы, откуда с нападающими расправлялись, осыпая их градом стрел и каменных ядер.

Гость поднимался в замок по широкой каменной лестнице, ведущей в парадные покои верхних этажей. Здесь, среди ковров и тканей, по обычаю покрывавших стены и пол, он мог отдохнуть после утомительного пути, любуясь через окна седым Араратом. Здесь же он мог освежиться студеной водой, которую из далеких родников в расположенную в нижнем этаже сводчатую цистерну приносил водопровод, сооруженный из глиняных труб. Когда же в небе загорались первые звезды, колеблющееся пламя бронзовых светильников прорезало сумрак покоев, из фигурных курильниц струились ароматы смол, в драгоценные кубки и расписные фаянсовые чаши лилось янтарное вино, привезенное из аштаракских или вагаршапатских садов.

Бронзовые светильники, курильницы и ступки, обломки фаянсовой посуды, туалетных флаконов из расписанного египетского стекла и другие предметы материальной культуры той эпохи были обнаружены здесь при археологических раскопках. В 1026 году, по повелению прославленного военачальника Ваграма Пахлавуни, у крепости сооружается церковь Св. Богородицы, по праву считающаяся одной из лучших по своему благородному изяществу церквей Армении.

Ныне Амберд покинут. Одна из его стен полностью разрушена. Многие хачкары церкви Св. Богородицы украдены или разбиты. Здесь не создано абсолютно никаких условий для того, чтобы туристы любовались памятником старины без нанесения ему ''телесного вреда''. Так, любой желающий может вскарабкаться на любую стену древней крепости и сфотографироваться. Этим и объясняется то, что с каждым разом все больше камней с этих стен оказывается внизу. А класть их обратно некому...

Подготовил Ашот Погосян, фотографии автора