На прошедшей в Риге 29 октября конференции "Первоочередные задачи сохранения "Русского мира" в Латвии, Литве, Эстонии" общественники из трех прибалтийских стран обсуждали не только ситуацию, сложившуюся в сфере образования на русском языке и русской культуры. Отдельный разговор зашел о борьбе с фальсификацией истории.

На эту тему много говорится в последнее время и куда меньше делается. Что и не удивительно. Уж слишком по-разному понимают "борьбу с фальсификацией" ее противники. Даже термин "фальсификация истории" каждый определяет для себя по своему, а то и вовсе оставляет без определения. Выступления участников круглого стола не оставляли в этом ни малейшего сомнения.

Снимают тут всякие

Тон обсуждению задал студент Вильнюсского университета Николай Соколов (почему-то именно на его еще не окрепшие плечи организаторы возложили такую ответственность). В Литве преподавание истории идеологизировано до предела и подчинено политическим задачам руководства страны, сообщил он. А продолжил упреком в адрес России, которая-де не только не помогает бороться с фальсификацией истории на местах, но даже мешает этому.

В качестве примера Н.Соколов привел показанный по одному из российских телеканалов документальный фильм, посвященный Абиссинской войне 1935-1936 годов. В нем молодого человека покоробила фраза, прозвучавшая вслед за рассказом о том, как Советский Союз помогал абиссинцам в борьбе с итальянским агрессором: "Но тогда Сталин еще не дружил с Гитлером". "Российское информационное поле наносит большой ущерб в деле борьбы с фальсификацией истории", - заключил студент Вильнюсского университета.

Этот тезис был тут же подхвачен и развит. "Россия сама фальсифицирует историю", - заявил Александр Ржавин, который в свободное от работы время занимается поиском и описанием захоронений советских воинов, павших в годы Великой Отечественной войны на территории Латвии. Его тоже возмутил фильм, только не документальный, а художественный - картина Никиты Михалкова "Предстояние" с "парусатыми танками" и штрафбатами в 1941 году. "Да на эти 45 млн. долларов можно было столько книг по истории издать!", - негодовал А.Ржавин. Cвое выступление он закончил призывом прекратить раскол между "красными" и "белыми", т.е. между сторонниками Советского Союза и царской России. Дескать, и СССР не империя зла, и Российская империя - не тюрьма народов: "хватит лить грязь друг на друга".

Думаю все же, что "любовь к отеческим гробам" не избавляет нас, историков, от ответственного подхода к изучению прошлого. Борьба с фальсификацией истории не должна превращаться в контрфальсификацию, когда из самых благородных побуждений ("тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман") на месте одного исторического мифа или псевдонаучной концепции воздвигается другой миф, другая псевдонаучная концепция. Ошибки при изучении и интерпретации фактов неизбежны, порою даже полезны, но только если не продиктованы стремления приукрасить прошлое своего народа.

Фальсификация исторического прошлого - вольная или невольная - существует с незапамятных времен. Как правило, в ее основе лежат корыстные побуждения. Иногда желание обелить себя в глазах современников и потомков. Но чаще всего - стремление подкрепить свои притязания на наследство или оспорить права на наследство другой стороны. Фальсификация истории - это всегда подделка завещания, и это всегда преступление. Негоже борцам с нею прибегать к таким же грязным методам.

Но не следует и предъявлять завышенных требований к продукции российских кинодокументалистов и кинохудожников. Даже если их дело - дрянь (последний фильм Михалкова я не смотрел и своего мнения о нем не имею), свободы высказывания и творческого вымысла еще никто не отменял. Требование об ограничении свободы слова - палка о двух концах. И фальсификаторы пользуются ею, куда с большей сноровкой. Да, в России существуют разные точки зрения на прошлое и настоящее своей страны и окружающего мира. Да, российское общество чревато гражданской войной, отражение чего мы находим в бесконечных интеллектуальных спорах. Но заметьте, в России ведутся научные споры. Да, кто-то может заблудиться в разноголосице мнений, но само ее наличие является некоторым залогом того, что верная дорога (или дороги) будет отыскана. В Латвии, Литве и Эстонии все иначе. В этих странах установлена такая монополия на истину, какая не снилась даже проклинаемым сегодня латышскими, литовскими и эстонскими историками Советам.

Цена вопроса

О том, как монополия на истину работает в его стране поведал представитель Республиканского совета ветеранов Второй мировой войны антигитлеровской коалиции Литвы Станчикас Вайгутис. По его словам, стоящие на службе государства фальсификаторы истории обладают тройным превосходством: во-первых, временной фактор - за 20 лет государственные историки успели "остепениться" на ниве переписывания прошлого; во-вторых, к их услугам административный ресурс (чего стоит одна только 170 статья Уголовного кодекса Литвы, предусматривающая уголовную ответственность за отрицание советской агрессии против Литвы); в-третьих, корпоративная дисциплина, вяжущая литовских историков по рукам и ногам. Тем более неожиданным показалось предложенное им решение проблемы. "Нужно, чтобы Россия признала вину за сталинские репрессии и оккупацию. Тогда бы пошел другой разговор. Это примирило бы Литву и Россию", - считает С.Вайгутис.

Не знаю, примирил ли бы такой шаг Литву и Россию, но к истине бы уж точно не приблизил. Как известно, спор об "оккупации" имеет политическую, а не научную природу, и на кону в нем стоят не взаимоотношения России с ее некогда братскими республиками или колониями, как многие думают. Независимо от того, чей и какой заказ выполняют политические элиты Латвии, Литвы и Эстонии, главный приз здесь - право творить беззаконие в отношении национальных меньшинств, прежде всего - русских. Может быть, в Литве это меньше чувствуется, чем в Латвии и Эстонии.

"Россия, признав ошибочность пакта Молотова-Риббентропа, причинившего столько зла, должна теперь признать последствия оккупации. Только после этого все разговоры о положении меньшинств в прибалтйских государствах утратят всякий смысл", - со всей определенностью заявил в бытность свою депутатом Европарламента президент Эстонии Тоомас Хенрик Ильвес (цитирую по Дж.Кьеза. Латвийский кандидат. М., 2010. С. 58).

Такой подход к решению "исторических" споров, нас, проживающих в Латвии русских, не может оставить равнодушными. Вопрос признания "оккупации Латвии" - это вопрос признания легального статуса Латвийского государства, заявил на днях бывший министр иностранных дел, а теперь министр обороны Артис Пабрикс ("Единство"). На тезисе о "советской оккупации" зиждется все государственное устройство современной Латвии, вся его легитимность и все его преступления против той части человечества, что проживает на ее территории. Это касается не только дискриминирующих национальные меньшинства законов о гражданстве, образовании и языке, но и той системы хозяйствования, которая сложилась в Латвии после того, как в октябре 1991 года почти третью часть населения республики отстранили от управления страной. Понятно, что нынешняя политическая элита будет отстаивать "советскую оккупацию" до последнего, не стесняясь в средствах и средствами. А средств в виде налоговых сборов национальные меньшинства Латвии предоставляют в распоряжение властей предостаточно.

Пошли на прорыв

Но как и любое иное явление, фальсификация истории имеет свою светлую сторону, поскольку порождает стремление разобраться в сути вещей, докопаться до истины. Например, опыт по переписыванию истории, который предпринял в 2007 году депутат Европарламента, экс-министр иностранных дел Рихард Пикс (Народная партия), послужил толчком к созданию уникального проекта - выставки "Русские Латвии". Желая продемонстрировать Европе вздорность претензий русских Латвии на уважительное к ним отношение, Пикс организовал в Европарламенте посвященную меньшинствам выставку. Подвохов в ней было много. Так, ничтоже сумняшеся, авторы экспозиции датировали появление на территории страны постоянного русского населения со смещением в сто лет.

К счастью, дело тогда не ограничилось разговорами и гневными статьями в прессе. При поддержке единственного на тот момент русского депутата Европарламента Татьяны Жданок (ЗаПЧЕЛ) и при финансовом участии Европарламента и правительства Москвы группа профессионалов и энтузиастов стала готовить, так сказать, ответную выставку - "Русские Латвии". Сразу было решено подходить к реализации проекта, оперируя научными, а не пропагандистскими методами. И это естественно, поскольку для русских Латвии историческая правда является лучшим способом пропаганды, а научный подход к исследованию прошлого - мощным оружием в борьбе за восстановление исторической справедливости.

Научным руководителем проекта стала доктор исторических наук, автор фундаментальной монографии "Русские в довоенной Латвии" Татьяна Фейгмане. Полтора года длился процесс сбора, отбора и оформления материала. В итоге на свет появилась передвижная экспозиция на русском и английском языках - в общей сложности 38 стендов, посвященных истории и различным аспектам жизни русской общины Латвии, а также одноименный сборник-каталог на русском, латышском и английском языках.

Это был первый за более, чем трехвековую историю проживания русских на латвийской земле опыт подобного рода. Он отразил и первые контакты Руси и русичей с племенами, населявшими бассейн рек Даугава и Гауя, насильственно прерванные вторжением немецких рыцарей в начале XIII века, и начало формирования коренного русского раселения на территории Латвии в результате переселения в Курляндию гонимых никонианцами русских староверов в середине XVII века, и процесс вхождения Лифляндии, Инфлянтии и Курляндии в орбиту русских интересов и в состав Российской империи на протяжении XVIII века, и исторический путь православия на территории Латвии, и русское национальное пробуждение в Остзейском крае, которое во второй половине XIX века шло рука об руку с национальным пробуждением латышского народа, и вклад русских в развитие промышленности, торговли и городского хозяйства Риги на рубеже XIX-XX веков, и катастрофа Первой мировой войны с последующим обретением Латвией государственной независимости. Здесь и участие русских в хозяйственной и политической жизни Латвии периода республики, и их общественные организации и образовательные учреждения, и русская печать, культурная и художественная жизнь в довоенной Латвии. Не обойдены молчанием события 1940-1941 годов, когда русские Латвии лишились значительной части своей элиты, и период Второй мировой войны, когда русские Латвии показали себя не только безвольными жертвами оккупационного режима, но и активными борцами с ним. Примерно треть выставки посвящена послевоенному периоду в истории Латвии и вкладу русских в ее хозяйственное, культурное и общественное развитие.

Премьера выставки состоялась 19 ноября 2008 года в Риге. Ее тут же окрестили "Краткой энциклопедией русской жизни". Английская версия экспозиции в феврале 2009 года была представлена в здании Европарламента в Брюсселе. Тем временем русский вариант, оправдывая свое звание передвижной выставки, колесил по городам и весям республики. В течении года экспозиция побывала в 14 городах Латвии, в том числе во всех крупных. Ее посмотрели более 15 тысяч человек. Завершился этот марафон в Москве, в Доме русского зарубежья им. А.И.Солженицына, где выставка "Русские Латвии" была показана в декабре 2009 года.

На этом история "Русских Латвии" не закончилась. Авторский коллектив решил продолжить работу над проектом, перенеся его в виртуальное пространство. В Интернете появился сайт www.russkije.lv, а при нем был основан Институт русского исторического наследия, призванный продолжить работу по собиранию и увековечиванию нашей исторической памяти. Так, благодаря или вопреки усилиям фальсификаторов, русские Латвии пошли на прорыв.