Геополитика: "Польша лезет туда, куда ее не зовут и никогда не звали". Приднестровское урегулирование: "Ничто в словах Дмитрия Медведева не свидетельствует о том, что роль Румынии может быть поднята на уровень сопосредников". Выборы в Молдавии: "Как была Россия для Молдавии "оккупантом" и "империей зла", так ею и останется". Экономика: "А не банкроты ли мы, господа? Да, мы банкроты".

Геополитика: "Польша лезет туда, куда ее не зовут и никогда не звали"

В нашем "полку" прибыло, пишет "Приднестровье". Поучаствовать в разрешении приднестровского конфликта вслед за Германией выразила желание и Польша, ссылаясь на свой "существенный опыт и лучшее понимание отношений с Россией". Об этом заявил, находясь в Бухаресте с визитом, президент Польши Бронислав Коморовски. Пан Бронек, говоря о лучшем понимании России (лучшем, чем румыны?), очевидно, имел в виду тот исторический опыт, который позволил румынам дойти только до Сталинграда, а полякам - до самой Москвы?

Общаясь с президентом Румынии Траяном Бэсеску, он отметил, что проблема Молдавии не является только проблемой Румынии, а всего Европейского союза, продолжает "Приднестровье". Уже одно это заявление должно вызвать, как минимум, недоумение Москвы и Киева не только как гарантов и посредников в молдавско-приднестровском урегулировании, но и как стран, с которыми Приднестровье связывают глубокие исторические корни. На протяжении веков Приднестровье являлось одновременно и частью Малороссии (а затем Украины), и частью Российской Империи (а затем Советского Союза), но никогда Германии, Польши или Румынии, за исключением короткого периода его оккупации немецко-румынскими агрессорами. И если Молдавия (Бессарабия) в качестве государства, граничащего с Румынией, может лишь косвенно вызывать заинтересованность Румынии в качестве стабильного соседа, то Приднестровье в зону её интересов входить не должно.

Заинтересованность Румынии в судьбе Молдавии лежит на поверхности и объясняется тем, что в Бухаресте не отказались и никогда не откажутся от реваншистских намерений по воссоединению "единственного разделённого народа в Европе", как об этом не раз заявляли нынешний президент Румынии Траян Бэсеску и другие высокопоставленные румынские политики, пишет "Приднестровье". Однако нелишне было бы напомнить зарвавшимся реваншистам, что Республика Молдова пока ещё является членом СНГ, и вмешательство в её внутренние дела со стороны Румынии могло бы иметь для последней весьма серьёзные дипломатические осложнения в случае проявления Россией и Украиной достаточно твёрдой, непримиримой позиции к попыткам подобного вмешательства.

Что касается Польши, то, очевидно, вслед за "тестированием" России на предмет лояльности Евросоюзу Германией Варшаве тоже захотелось проверить Россию "на прогиб", продолжает "Приднестровье". Было бы странным, если бы Польша промолчала и не использовала в такой ситуации возможность "исправить историческую несправедливость", учитывая "лучшее понимание отношений с Россией" - поддакнуть из-за спины Берлина: да-да, и войска свои не забудьте из Приднестровья вывести! И это притом, что никаких войск в полном смысле этого слова в Приднестровье давно нет. И напротив, на территории Румынии, Польши и странах Прибалтики появились военные базы США с гарнизонами, отвечающими определению "войска".

Вывод нескольких сотен российских военнослужащих, вооруженных лёгким стрелковым оружием, Запад необоснованно увязывает с единственно возможным вариантом поиска приднестровского урегулирования путём наглого и примитивного шантажа России, напрямую увязывая её имидж в глазах Запада с выводом "войск" из Приднестровья, пишет "Приднестровье". Но в чем с активизацией позиции Запада можно согласиться и даже оправдать проявление нетерпеливости, так это с тем, что в деле решения молдавско-приднестровской проблемы нельзя уповать только на способность сторон найти компромиссное решение. Следовало давно понять, исходя из непримиримых позиций сторон, что время разводит Молдавию и Приднестровье в диаметрально противоположных направлениях. Сегодня интересы Кишинёва и Тирасполя не совпадают ни по одному из компромиссных вариантов. Кишинёв с непонятной упёртостью, достойной иного применения, настаивает на унитарном построении государства, как будто опыт всех федераций мира убедил его в несостоятельности федеративного устройства государства. Тирасполь, опираясь на волеизъявление подавляющего большинства граждан, продолжает совершенствовать законодательную базу по российскому образцу и не видит своего будущего в отрыве от России.

Подтверждение тому - вывод, который сделал, ознакомившись с ситуацией, член комиссии по иностранным делам Европарламента Чарльз Таннок: "Проблемой является Кишинёв, который по-прежнему желает строить унитарное государство с тотальной властью над Тирасполем". Однако и Чарльз Таннок не был бы членом Европейского парламента, если бы не грешил против истины ради выдворения России из Приднестровья, продолжает "Приднестровье". Проигнорировав статистику, согласно которой население Приднестровья состоит из трёх пропорционально представленных национальностей - русских, молдаван и украинцев, не приняв во внимание исторически сложившееся культурное, экономическое и наднациональное единение с Россией и Украиной (в составе единого государства), он, не имея на то никаких оснований, "заселил" Приднестровье ещё и румынами. "Приднестровье не является чисто российским анклавом, потому что здесь живут ещё украинцы, молдаване, румыны", - заявил Чарльз Таннок и подвёл черту - процесс русификации населения непозволителен. Остаётся узнать у парламентария и члена комиссии по иностранным делам, сколько десятков румын он насчитал среди пятисоттысячного населения Приднестровья?

В такой ситуации, когда "разрулить" проблему с каждым днём находится всё больше желающих, и разумеется, с извлечением максимальной выгоды для себя, Россия с Украиной, уповая только на договороспособность конфликтующих сторон, рискуют остаться у разбитого корыта, пишет "Приднестровье". Картина политических сил в Молдавии и Приднестровье настолько ясна, что позволяет делать безошибочный и однозначный вывод: 1.В Молдавии нет и не предвидится реальной политической силы, способной, а самое главное - желающей иного устройства страны, кроме унитарного. 2.В Приднестровье нет и не предвидится достаточно влиятельной партии или альянса, исповедующего иной путь существования Приднестровской Молдавской Республики, кроме независимого государства в единстве с Россией. Из этого следует - ни единой точки соприкосновения, позволяющей рассчитывать на компромисс, в одинаковой степени устраивающий обе стороны, нет. При решении проблемы следует исходить из варианта возврата на этап, предшествующий созданию МССР, и осуществить под наблюдением стран-гарантов цивилизованный развод самоопределившихся государств РМ и ПМР с соблюдением невмешательства в процесс развода сторон государств, не входящих в состав СНГ.

Истины ради следует заметить, что опыт общения с многочисленными и частыми гостями, представляющими различные политические структуры Евросоюза и Соединённых Штатов Америки, посещающими Приднестровье, разочаровывает их весьма смутным представлением о месте пребывания, его истории, проблемах и способах их разрешения, продолжает "Приднестровье". Существует многократно повторяемая притча во языцех о том, что если ты молод, прекрасно образован, воспитан, без физических недостатков, опрятен и приятен в общении, да ещё и белый, у тебя нет никаких шансов на Западе сделать успешную карьеру в международных структурах. А остальные... с остальными нам и приходится общаться, подводит итог издание.

После развала социалистического лагеря два десятилетия назад, наиболее жесткую позицию в отношении России и ее союзников занимает подавляющее большинство бывших соцстран Восточной Европы, пишет "Ольвия-пресс". Прежде всего, это касается Польши, Румынии и Болгарии, которые стали основными проводниками политики Вашингтона на европейском пространстве, мало того, главным военным форпостом США в Европе. Как мы знаем, сегодня на территории стран бывшего Варшавского договора размещены американские военные базы. Мало того, эти страны являются членами НАТО - организации, в которой главную скрипку опять же играют Соединенные Штаты Америки. Именно на территории Болгарии и Румынии Вашингтон намерен развернуть элементы ПРО, здесь вдоль побережья Черного моря созданы морские и авиационные базы США, которые обеспечивают возможность развертывания сил быстрого реагирования не только в Черноморском бассейне, но и при необходимости на территории практически всех стран Содружества независимых государств, а также на Ближнем и Среднем Востоке.

Роль регионального лидера и главного проводника интересов США в Восточной Европе пытаются взять на себя две страны - Польша и Румыния, продолжает "Ольвия-пресс". При этом, если Варшава изначально проявляет себя как часть антироссийского "санитарного кордона", который на протяжении двух десятилетий пытались выстроить США как силу, способную сплотить не только бывшие страны соцлагеря, но и бывшие республики СССР для борьбы против российского влияния, то Бухарест претендует на роль регионального лидера в Юго-восточной Европе, основной движущей силы продвижения влияния Западной Европы на Восток.

Польско-российские и румыно-российские отношения за минувшие годы складывались по-разному, пишет "Ольвия-пресс". Если в 2008 году можно было говорить о потеплении отношений между Москвой и Бухарестом, когда практически полностью исчезли провокационные заявления румынского руководства в адрес Кремля, а Россия официально поблагодарила Румынию за отказ признать независимость Косово и поддержать грузинского президента Михаила Саакашвили, то после того, как Румыния согласилась разместить на своей территории элементы ПРО, отношения между двумя странами вновь стали ухудшаться. В свою очередь Польша на протяжении минувших двадцати лет весьма настороженно относилась к России и видела в ней главного своего противника. В Польше очень серьезно относятся к историческому прошлому двух стран и резко реагируют на любые признаки, как им кажется, "имперского возрождения России". С момента развала социалистического лагеря Варшава прилагала усилия для того, чтобы увеличить свой международный "вес", надеясь, что это ей удастся, если она будет следовать в фарватере американской политики на европейском континенте и, прежде всего, в раздувании антироссийского психоза. К примеру, можно вспомнить, как Польша первой обвинила Россию в "агрессии против суверенной Грузии" и добилась проведения в сентябре 2008 года чрезвычайного саммита ЕС, потребовав жестких санкций в отношении Кремля. Правда, тогда Западная Европа отказалась признавать Россию в качестве агрессора, осудив Москву лишь за "непропорциональное применение силы", чем вызвала нескрываемое недовольство Варшавы.

Сегодня Польша, похоже, нашла новое поприще, на котором собирается увеличить свой политический вес в Европе, продолжает "Ольвия-пресс". Президент Польши Бронислав Коморовски, побывав недавно с официальным визитом в Румынии, заявил о готовности Польши вместе с Румынией подключиться к процессу молдавско-приднестровского урегулирования. Кроме того, польский президент заявил, что он намерен поделиться опытом со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску по поводу того, "как необходимо выстраивать отношения с Россией" для разрешения конфликта на Днестре.

Примечательно прежде всего то, что и Румынию, собственно, никто не звал участвовать в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию, не говоря уже о Польше, пишет "Ольвия-пресс". Да, во время встречи лидеров России, Франции и Германии в Довиле Дмитрий Медведев заявил, что "успех переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию зависит от позиций не только России, но и Молдавии, Приднестровья, Румынии и ЕС". Многими это было расценено как приглашение Бухареста подключиться к переговорному процессу. Но это совершенно не так. Фразу, произнесенную в Довиле по поводу Румынии, Дмитрий Медведев пояснил уже через несколько дней во время Мюнхенской конференции. В частности он отметил, что "такие страны, как Румыния, должны более спокойно подходить к вопросу Приднестровья, иначе эту проблему будет трудно урегулировать". Кроме того, президент России отметил "главное, чтобы государства, выступающие коспонсорами процесса урегулирования, занимали беспристрастную позицию, и, с другой стороны, важно, чтобы европейские государства не пытались решать свои внутриполитические проблемы через приднестровское урегулирование. Скажем, мне представляется, что позиция Румынии по этому вопросу должна быть гораздо более спокойной и сбалансированной". Как видим, ни слова об участии Румынии в переговорном процессе. Так что Коморовски явно поторопился со своим предложением.

Переговорный формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости) существует не первый год, продолжает "Ольвия-пресс". Изначально за столом переговоров находились лишь Россия, Молдавия и Приднестровье, чуть позже к ним присоединились Украина и ОБСЕ и лишь всего несколько лет назад в качестве наблюдателей в формат вошли США и ЕС. Насколько влиятельной в этом вопросе является Польша? Какое отношение имеет она к молдавско-приднестровской проблеме? Да, в общем-то, ни насколько и никакое. Кроме стремления играть хоть какую-то мало-мальски важную роль на европейском континенте, Польшу совершенно не волнует происходящее на берегах Днестра. У нее своих проблем предостаточно. Но, почувствовав конъюнктуру, увидев стремление ведущих европейских держав вмешаться в ход урегулирования конфликта между Кишиневом и Тирасполем, Варшава тут же попыталась выделиться среди остальных стан ЕС, предложив свои услуги. Вполне возможно есть и другие варианты объяснения заявления польского президента. Например, он действует в пику Румынии, с которой у Польши идет негласная, а, порой, и гласная, борьба за лидерство в Восточной Европе. Либо Варшава получила отмашку из Вашингтона, желающего прозондировать почву по поводу расширения числа участников переговорного процесса.

Но тогда возникает вполне закономерный вопрос: а зачем расширять и без того громоздкий по числу участников переговорный процесс? - пишет "Ольвия-пресс". И США, и Европейский союз присутствуют в нем. Мало того, в нем участвует и ОБСЕ. Румыния и Польша являются членами Европейского союза и, следовательно, ими уже делегированы полномочия центру, который выступает за столом переговоров и от имени Варшавы и Бухареста. Заметим, ни Германия, ни Франция, ни одна друга европейская страна не высказывались за то, чтобы участвовать в переговорах вне рамок ЕС. И если еще можно понять Румынию, которой примерещилось, что ее пригласили в переговорный процесс, то совершенно нелепым выглядит решение Польши влезть туда, куда ее не зовут и никогда не звали, подводит итог агентство.

Приднестровское урегулирование: "Ничто в словах Дмитрия Медведева не свидетельствует о том, что роль Румынии может быть поднята на уровень сопосредников"

Пуск пассажирского поезда "Кишинев-Одесса", ряд консультаций в российском МИДе, назначение нового спецпредставителя Украины по Приднестровскому урегулированию, встречи с европейскими дипломатами: октябрь был весьма насыщенным на внешнеполитическом направлении, сообщает Первый республиканский телеканал. В октябре молдавско-приднестровское урегулирование было одной из тем обсуждения на встрече Дмитрия Медведева с Ангелой Меркель и Николя Саркози. Итоги этой встречи получили неоднозначные оценки экспертов и журналистов. По мнению Владимира Ястребчака, не стоит преувеличивать роль Приднестровья в отношениях между Европой и Россией. Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "У РФ и ЕС хватает тем, чтобы обсуждать их в приоритетном порядке и не думаю, что ситуация вокруг молдавско-приднестровского урегулирования является каким-то пилотным проектом, который стал бы тестом на договороспособность той или иной стороны. Я думаю, что это одно из направлений, где РФ и ЕС могли бы сотрудничать, причем, как говорят наши российские коллеги, с пониманием того, что ключи от урегулирования находятся все-таки в Тирасполе и Кишиневе".

На встрече в Довиле Дмитрий Медведев одним из главных условий возобновления переговорного процесса назвал возникновение в Молдавии "переговорной стороны", которая может появиться, только когда на правом берегу пройдут выборы и сформируется новая власть, продолжает Первый республиканский телеканал. В Тирасполе с данной позицией согласны, правда предлагают не забывать и об условиях, оговоренных в совместном заявлении трех президентов от 18 марта 2009 года. Владимир Ястребчак отмечает: "Главным условием должно быть создание двух равноправных, легитимных партнеров РМ и ПМР, в данной ситуации вопрос к РМ: ни "5+2", ни другие арифметические комбинации не заменят полноценной работы двух договаривающихся сторон конфликта, причем на высшем уровне".

После последнего раунда неофициальной встречи в формате "5+2", прошедшей в Вене, не утихают разговоры о возможном повышении статуса ЕС и США в переговорном процессе, отмечает Первый республиканский телеканал. В приднестровском МИДе считают, что у Брюсселя и Вашингтона и сегодня достаточно возможностей, чтобы обозначать свою позицию и вносить конструктивные идеи. В Тирасполе не видят необходимости в повышении статуса ЕС и США в переговорном процессе. "Не прошло и 5 месяцев участия наблюдателей от ЕС и США, как формат прервал работу и до сих пор не восстановил, поэтому для того, чтобы заикаться о повышении статуса ЕС и США, надо иметь веские основания и конкретные предложения, ни того, ни другого нет", - отметил Владимир Ястребчак.

"Газетными инсинуациями" назвал министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Владимир Ястребчак публикации в некоторых СМИ о якобы имеющем место сговоре России и ведущих стран Европейского союза насчёт Приднестровья, пишет "Ольвия-пресс". Он отметил, что "ситуация в преддверии встречи сложилась интересная. Она ещё раз подтвердила значимость средств массовой информации в современном мире, потому что слухи стали лавинообразно нарастать после одной единственной публикации в одном единственном средстве массовой информации".

Касаясь же самой встречи Медведев-Меркель-Саркози, руководитель приднестровской дипломатической службы подчеркнул, что давать ей какие-либо оценки ещё рано, продолжает "Ольвия-пресс". По мнению Владимира Ястребчака, у Российской Федерации и Европейского союза совершенно разные подходы к приднестровской проблематике. Россия, со слов министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики, рассматривает урегулирование молдавско-приднестровского конфликта в контексте общеевропейской безопасности. Европейский союз же пытается, как подчеркнул Владимир Ястребчак, выделить приднестровское направление как наиболее приоритетное в сотрудничестве с Россией. "Истина, по-видимому, находится посередине. У Российской Федерации и Европейского союза достаточно тем для обсуждения, и я не думаю, чтобы приднестровская проблематика могла бы стать каким-то тестом по проверке договороспособности. Вместе с тем, приднестровское направление, действительно, является одним из направлений, где Россия и Евросоюз могли бы сотрудничать. Причём, как говорят наши российские коллеги, сотрудничать с пониманием того, что ключи урегулирования находятся в Кишинёве и Тирасполе, а основным залогом урегулирования конфликта является договороспособность сторон", - отметил глава МИД ПМР.

Также Владимир Ястребчак назвал "своеобразными журналистскими трактовками" слов президента Российской Федерации Дмитрия Медведева публикации о возможном увеличении роли Румынии в молдавско-приднестровском урегулировании, продолжает "Ольвия-пресс". "Если брать стенограмму, то, на мой взгляд, Дмитрий Анатольевич Медведев не сказал ничего такого, что могло бы послужить пищей к размышлению о роли Румынии в молдавско-приднестровском урегулировании. Ничто, по мнению приднестровской стороны, в словах Дмитрия Медведева не свидетельствует о том, что роль Румынии может быть усилена, а тем более - поднята на уровень сопосредников. Напротив, и слова, сказанные сразу же после встречи, и произнесённые позже, которые уже назвали "Мюнхенской речью в Москве", призывают смирить амбиции. Тем более Румынии стоит смирить амбиции, когда непонятно, является ли договор о границах с Республикой Молдова просто техническим документом или же полноценным соглашением".

Аналогичную оценку дал министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики и сообщениям в масс-медиа о позиции официального Киева относительно пребывания российских войск на территории Приднестровья, пишет "Ольвия-пресс". По мнению Владимира Ястребчака, позиция Украины осталась неизменной с 17 мая сего года, то есть с момента совместного заявления российского и украинского президентов. В этом заявлении говорилось о возможности смены формата миротворческой операции только после окончательного определения политического статуса Приднестровья. "Заявления господина Грищенко все видели в преломлении средств массовой информации. В любом случае, думаю, что позиция украинской стороны остаётся неизменной с 17 мая 2010 года. Несмотря на некоторые терминологические изменения по сравнению с заявлением от 18 марта 2009 года (в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии Владимира Воронина, Приднестровья Игоря Смирнова и России Дмитрия Медведева отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования, в то время как в заявлении глав России и Украины Дмитрия Медведева и Виктора Януковича от 17 мая 2010 года речь идет о трансформации миротворческой миссии "в контексте" урегулирования конфликта - прим. ИА REGNUM Новости), речь шла о том, что любые изменения в миротворческой операции могут быть сделаны лишь с учётом окончательной модели молдавско-приднестровского урегулирования", - отметил глава МИД ПМР.

Выборы в Молдавии: "Как была Россия для Молдавии "оккупантом" и "империей зла", так ею и останется"

В Молдавии все чаще и чаще в СМИ звучат оптимистические прогнозы о том, что ПКРМ со своим престарелым, но еще энергичным и полным сил лидером Владимиром Ворониным намерена захватить власть в стране по схеме, предусматривающей создание альянса с Демократической партией Мариана Лупу, и что официальная Москва этот тандем намерена поддержать, пишет "Приднестровье". То, что Москва может поддержать какую-либо политическую силу в предвыборной кампании Молдавии, сомнений не вызывает. Такова современная ситуация в Европе: если сам о своей безопасности не побеспокоишься, этого не сделает никто. Для Приднестровья, к примеру, кто бы ни пришел бы во власть в соседнем государстве, большого значения не имеет, потому что любая из них враждебно настроена против государственности Приднестровской Молдавской Республики. А вот для России есть прямой смысл задуматься: есть ли вообще необходимость вмешиваться в предвыборный процесс. В настоящее время у власти в Молдавии стоят открытые антироссийские политические силы, и России понятно, как с ними себя вести. Ведь испокон веков известно, что честный и открытый враг значительно безопаснее врага двуличного и скрытого, у которого всегда "камень за пазухой".

Прежде всего, какие последствия для России могут быть, если к власти в Молдавии придут эти две политические силы? - продолжает "Приднестровье". Во-первых, что для официальной Москвы не в новинку: последние четыре года правления ПКРМ эти два "коммуниста" правили страной совместно (Воронин - президент, Лупу - председатель парламента). Куда они ее привели и во что превратили, объяснять нет необходимости. Если этот так называемый альянс вновь придет к власти, бывшие "правители" всего лишь поменяются местами. Лупу станет президентом, а Воронин - главой парламента, и ничего, в сущности, не изменится: как была Россия для Молдавии "оккупантом" и "империей зла", так ею и останется; как требовала все 20 лет выдворения российских вооруженных сил из Приднестровья (из так называемых восточных территорий РМ), так впредь и будет требовать; и как восстанавливала Запад против России за то, что она требовала равноправных переговоров по Приднестровью, так и будет восстанавливать. Во-вторых, в вопросах мирного разрешения "замороженного" на Днестре конфликта по предложениям и с учетом интересов России как не было согласия с Москвой, так и не будет. Так что в Молдавии нет и в обозримом будущем быть не может политиков, способных развернуть Молдавию лицом к России и пророссийским структурам на территории СНГ.

И даже если к власти вдруг (что лоббируют определенные круги в Москве) придут правители в лице Воронина и Лупу, для России и ПМР это ничего не изменит, потому что они во взглядах на Россию и левый берег Днестра ничем не отличаются от Снегура, Нантоя, Гимпу и им подобных, пишет "Приднестровье". Молдавия как злоупотребляла при правлении Воронина и Лупу добрым к ней отношением официальной Москвы, так и будет злоупотреблять. И, вероятно, потому, что слишком уж много в Москве развелось чиновников, обожающих подхалимов из Молдавии. А в подхалимстве ни Воронину, ни Лупу опыта не занимать, они в этом отношении непревзойденные мастера. Поэтому, пресмыкаясь перед Западом, Молдавия, как и прежде, останется у Москвы на иждивении. Как и прежде Россия будет вынуждена в ущерб своим государственным интересам и интересам российского народа субсидировать Молдавию по всем направлениям ее экономики, начиная с импорта ее не особо качественной сельхозпродукции и заканчивая экспортом ей своих энергоресурсов по льготным ценам. И все это только потому, что кто бы ни оказался у власти, Молдавия будет под негласной защитой США и НАТО. Это главное, что позволяет официальному Кишиневу "наплевательски относиться ко всем предложениям Москвы".

Возврат во власть Воронина и Лупу для народа РМ будет означать возвращение официального Кишинева к неопределенности как во внешней, так и во внутренней политике, продолжает "Приднестровье". И если современный прорумынский Альянс за европейскую интеграцию предлагает ему конкретный путь в Европу (посредством единения с Румынией), то в случае победы на выборах тандема Воронин-Лупу в Молдавии снова восторжествует принцип двойных стандартов, и республика будет вновь "болтаться" между Востоком и Западом, подобно некоему "д..." в проруби. В Кишиневе, между прочим, при обсуждении вопроса "За кого же следует голосовать?" за кружкой пива и во дворах часто можно услышать, что "хрен редьки не слаще, но во многом полезнее"! В переводе на понятный язык: "хрен" - это правоцентристский альянс, "редька" - ПКРМ во главе с Ворониным.

Не следует забывать, что Воронин от природы румын и никогда не пойдет на сближение с Россией, а тандем Воронин-Лупу все годы своего правления только водил ее "за нос", а на практике делал все, чтобы Молдавия стала составной частью НАТО, пишет "Приднестровье". У власти держался только благодаря "халяве" с Запада и Востока. Чтобы расставить точки над "i", Россия должна делать ставку на Приднестровье, которое многие века было российской территорией и являлось форпостом России на границе раздела двух групп народностей - романской и славянской. И такое вполне возможно, если у России найдутся политические силы, способные признать независимость Приднестровской Молдавской Республики, подводит итог издание.

Интервал между выборами в ПМР и РМ составляет всего две недели, но, ей-Богу, это повод для разговора, пишет "Новая газета". Прежде всего, потому, что иные наши пропагандисты с пеной у рта будут вскоре убеждать тех из нас, кто обладает молдавским гражданством, не ходить 28 ноября к молдавским избирательным урнам. При этом два голосования будут противопоставляться. Но верен ли такой подход?

В Молдавии выборы нового парламента могут стать судьбоносными для государства, продолжает "Новая газета". На стратегическую перспективу там решается вопрос: сохранится ли Молдавия в качестве самостоятельного государства или же начнёт неуклонно сближаться, а затем и интегрироваться с Румынией. Поскольку в Молдавии главу государства избирает парламент, от итогов выборов 28 ноября зависит весь курс Кишинёва в дальнейшем. Если только не повторится нынешняя расстановка сил, и не придётся назначать новые выборы корпуса законодателей.

В Приднестровье республика президентская, а потому нынешние выборы Верховного Совета исполнены менее драматического накала, нежели те, что близятся в Молдавии, пишет "Новая газета". Более того, в какой-то мере 12 декабря будет элемент репетиции выборов главы ПМР. Тем не менее, на то и законодательная щука, чтобы исполнительный карась не дремал... В общем, ясно, что оставаться дома 12 декабря нам негоже, если мы только не хотим потом квасить на кухне, ругать власти и жаловаться, что за нас вновь кто-то всё порешал. А 28 ноября? Идти приднестровцу на выборы парламента Молдавии или не идти? - продолжает "Новая газета". Решать, конечно, будет каждый, но ясно одно: каждый наш голос будет означать поражение прорумынских сил, мечтающих в будущем присоединить ПМР к Румынии без всякого статуса для нашей республики. Прежде всего, речь идёт о необходимости разгрома авангарда унионизма - Либеральной партии во главе с Михаем Гимпу. Эта партия и её мелкие союзники - костяк, вокруг которого группируются немногочисленные, но боеспособные и воинственные сторонники воссоздания "Великой Румынии". Речь идёт о банальной аннексии как Право - так и Левобережья Днестра. Соответсвующий опыт у Бухареста имеется... В нашей власти этого не допустить. Идти на выборы 28 ноября тем, у кого есть гражданство Республики Молдова, надо! За кого голосовать - выбирать пришедшему. Но против кого опускать в урну свой избирательный бюллетень - предельно ясно. Против экспансионизма Румынии. Против её приверженцев в Кишинёве. Против грезящей идеей новой "унири" (от рум. "unirea" - "объединение"; в молдавском политическом дискурсе используется в контекте объединения Бессарабии с Румынией - прим. ИА REGNUM Новости) части творческой и околотворческой интеллигенции. Против лидеров запрутской державы, отвергающих не только самостоятельность Приднестровья, но и урегулирование многолетнего конфликта на базе федерализации бывшей Молдавской ССР. А, разгромив унионистов, мы с чистой совестью проголосуем ещё раз - две недели спустя, подводит итог издание.

Экономика: "А не банкроты ли мы, господа? Да, мы банкроты"

Экономика ПМР сегодня становится поистине командной силой, пишет "Новая Газета". Рыбницкий Молдавский металлургический завод остановился, да так после этого и не был запущен. Впору спросить: а не банкроты ли мы, господа? На этот прямой вопрос приходится дать столь же прямой ответ: да, мы банкроты. С осени 2010 года в этом не может быть никокого сомнения.

На первый взгляд, какая-то работа идёт, продолжает "Новая Газета". Обратимся к тем, кому нет смысла приукрашивать наши дела - к молдавским источникам. Так, объем экспорта продукции из ПМР, который был оформлен Таможенной службой РМ, в сентябре 2010 года составил 23,6 млн. долларов и уменьшился по сравнению с объемом экспорта продукции за сентябрь 2009 года на 45%. Снижение произошло из-за того, что в прошлом месяце не экспортировалась металлургическая продукция. Молдавский металлургический завод, как мы отмечали выше, пока не возобновил работу... Исходя из этого, по данным молдавского бюро по реинтеграции, в сентябре около половины объема приднестровского экспорта пришлось на продукцию легкой промышленности.

Объем экспорта продукции из ПМР, зарегистрированный в РМ, в III квартале 2010 года составил 78,7 млн. долларов и уменьшился на 10% по сравнению с объемом экспорта продукции за I квартал и на 42% по сравнению с объемом экспорта за II квартал, пишет "Новая Газета". В III квартале отмечен рост экспорта продукции машиностроительной и электротехнической отрасли - он составил 12,1 млн. долларов и увеличился на 61% по сравнению с показателями I квартала и на 34% по сравнению с показателями II квартала. Экспорт сельскохозяйственной продукции из Приднестровья увеличился до 8 млн. долларов - это в 2,3 раза больше по сравнению с данными за I квартал и на 66% больше по сравнению с показателями II квартала. Обратим внимание: там 8, тут 12 миллионов долларов... Да, за этим - труд наших людей, их таланты, умение выходить из самых сложных ситуаций. Но добавим сюда свыше 2 миллиардов долларов нашего внешнего долга, связанного почти полностью с неоплатой росссийского газа - и всё становится на свои места.

Председатель Верховного Совета ПМР Анатолий Каминский недавно заявил в СМИ, что Россия возобновит оказание нам помощи в сумме 12 миллионов долларов, продолжает "Новая Газета". Весть отрадная. Но это, если называть вещи своими именами - халява. Это - показатель, что мы, приняв в 1990 году мощную индустрию и развитую сеть конструкторских бюро (КБ) и научно-исследовательских институтов (НИИ), оказались не в состоянии использовать свой потенциал и, в итоге, не смогли себя даже самостоятельно прокормить. Если это не экономический крах, то что же тогда такое крах вообще?

Те немногие средства, которые есть у государства для спасения производства, попросту вымываются, исчезают, пишет "Новая Газета". Обратимся к официальным данным, оглашённым министром экономики ПМР. В 2009 году заводы и фабрики получили из бюджета государственные ссуды на выплату налогов и оплату энергоносителей. По данным Минэкономики, из госбюджета на кредиты было выделено 390 млн. рублей (около 40 млн. долларов), а к 1 октября было возвращено лишь 80 млн. рублей. "Кредит погасили только 28 предприятий, 310 млн. рублей не поступило в республиканский бюджет, который сейчас страдает, потому что возвращенные денежные средства должны были идти на финансирование социально защищенных статей".

Социально защищённые статьи - это здорово, продолжает "Новая Газета". Но если мы проедим последние средства, что дальше? Вспомним хотя бы безумную политику по предоставлению направо и налево льгот на проезд в троллейбусах. В итоге большинство пассажиров ехало с 90-х годов, не платя за проезд. Это привело к честному признанию наших властей - Тираспольское троллейбусное управление фактически пришло к банкротству. Оно не могло окупать пассажироперевозки. Не могло своими силами модернизировать и обновлять технику. Но ведь точно такая (или очень похожая) линия ведётся в масштабах всей республики. Наивно надеяться, что её результаты будут отличаться от "троллейбусных". Нам необходима немедленная программа спасения и модернизации экономики, пишет "Новая Газета". Продолжение популистских речей, которые наша родная власть говорит все 20 лет существования ПМР, не поможет простому народу. Поможет лишь жёсткая борьба за спасение каждого завода, каждого крестьянского хозяйства, каждого представителя малого бизнеса. И развернуть эту борьбу надо сегодня. Завтра может быть поздно, подводит итог издание.