У Польши остался месяц, чтобы представить свою оценку отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о трагедии польского Ту-154 по Смоленском, однако появляются все новые подробности этой трагедии. Как заявил на днях прокурор Окружной военной прокуратуры Иренеуш Шелёнг, российская прокуратура аннулировала показания диспетчеров Смоленского аэродрома, которые они дали в первый день допроса - 10 апреля 2010 года. В результате этого польские прокуроры не смогут использовать эти показания в своем расследовании. Польша сегодня намерена добиться проведения собственного допроса диспетчеров. По сообщениям польских СМИ, показания первого дня допроса и последующих допросов отличаются. Шелёнг также сообщил, что вопреки ранним сообщениям глава ВВС Польши Анджей Бласик не управлял самолетом ТУ-154.

По его словам, об этом свидетельствуют травмы первого и второго пилотов. Повреждения такого рода характерны, когда именно эти лица сидели за штурвалом.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, польский еженедельник Wprost на днях опубликовал статью о конфликте командующего ВВС Польши Анджея Бласика, который в момент катастрофы находился в кабине пилотов, с экипажем Ту-154, разбившегося под Смоленском. Из попавших в руки журналистов протоколов свидетельств вдов пилотов следует, что Бласик еще до смоленской катастрофы пытался командовать президентскими летчиками и даже садился в кресло второго пилота и участвовал в управлении самолетом в течение всего полёта. Вдовы отмечают, что присутствие главнокомандующего ВВС в кабине угнетало пилотов. Издание напоминает, что согласно расшифровкам стенограммы, командир экипажа Аркадиуш Протасюк сказал: "Если мы не приземлимся, то он убьет меня". Тогда, "подозрения" пали на президента Леха Качиньского, который уже раз пытался надавить на пилота, чтобы тот сел в указанном им месте. Wprost отмечает, что действия Бласика - основная версия следствия причин катастрофы, а именно решения посадить самолет в плохих погодных условиях. Окружная прокуратура Варшавы возбудила дело против журналистов польского еженедельника Wprost за публикацию материалов следствия. За это им грозит до 2 лет лишения свободы.

Напомним, что 20 октября заключение МАК по расследованию катастрофы польского правительственного Ту-154М под Смоленском было передано представителю Польши при МАК Эдмунду Клиху. Проект заключительного доклада насчитывает 210 страниц и написан на русском языке. Документ разделен на 5 основных частей.

У Варшавы есть время до 20 декабря для того, чтобы представить российской стороне свои замечания. Как сообщает IAR, следует ожидать, что позиция Польши будет отличаться по некоторым вопросам. После того, как Польша представит свои замечания по проекту заключения, его можно будет опубликовать, а это произойдет не ранее, чем через 3 месяца, отмечает издание.

Самолет президента Польши Леха Качиньского потерпел крушение 10 апреля 2010 года при посадке в аэропорту "Смоленск-Северный". В результате погибли все находившиеся на борту 96 человек, в том числе сам президент, его супруга и ряд высших должностных лиц Польши. В течение полугода Россия передавала польской стороне документацию о ходе следствия. Польша ведет собственное расследование причин катастрофы и ждет от российской стороны передачи всей следственной документации.