Нюрнбергский трибунал стал крупнейшим политико-правовым достижением своей эпохи, однако уроки из него извлекли не все. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время выступления по случаю открытия музея в Нюрнберге, посвященного судебному процессу над нацистами, начавшемуся в этом городе 65 лет назад.

По словам Лаврова, опыт Нюрнберга показывает, что осуществление международного правосудия должно быть результатом коллективных усилий и пользоваться авторитетом у мирового сообщества. А попытки отдельных государств или группы государств брать на себя роль "международного судьи" не могут иметь правовых последствий. В новейшей истории такие случаи имели место, но ничего, кроме бед народам и нестабильности для мира, они не принесли.

Как сообщает телеканал "Вести", Лавров подчеркнул, что должные уроки из Нюрнберга извлекли не все. Иначе как объяснить, что и сегодня мы наблюдаем попытки оправдать нацистов и их пособников, в частности, как расценивать ежегодное шествие бывших эсэсовцев в ряде европейских столиц, судебные преследования ветеранов-антифашистов или признание свастики одним из судов в качестве "культурного наследия балтов"?

Сергей Лавров добавил, что долг всего мирового сообщества - бескомпромиссно бороться с проявлениями неонацизма, расовой ненависти, ксенофобии и экстремизма, задействуя широкий правовой инструментарий ООН. "Малейшая уступка "демонам прошлого", забвение истории или попытки переиначить ее чреваты новыми трагедиями", - убежден глава МИД РФ.

"Без такого принципиального подхода трудно рассчитывать на успех в нашем совместном противостоянии новым угрозам, прежде всего, международному терроризму, - по сути, идейному наследнику нацизма, - заключил Лавров. - Терроризм - такая же варварская идеология, проповедующая насилие, агрессию, полное пренебрежение моралью и ценностью человеческой жизни".

Глава МИД РФ передал в дар Музею Нюрнбергского процесса свыше 40 копий документов из российских архивов об истории создания Трибунала. Лавров подчеркнул, что некоторые документы никогда не публиковались и носят уникальный характер. Среди переданных копий есть, в частности, запись беседы Иосифа Сталина с английским послом о "деле Гесса" и о различиях во взглядах Великобритании, США и СССР на организацию судебных процессов в отношении нацистских преступников.