На сферу межэтнических отношений в Казахстане влияет даже тот факт, что республика в 1936-1953 годах была местом не только ссылки репрессированных. В КарЛАГе, других зонах были не только политические, но и осужденные по уголовным статьям. Поэтому уголовная субкультура именно в Казахстане с тех времен сохраняется не просто среди отдельных групп, но и в обществе в целом. При развертывании межнационального конфликта - преобладание подобной субкультуры - горючая смесь. При этом, по мнению руководителя аналитического центра "Наше Дело" Нуртая Мустафаева, нельзя забывать, что вопрос представленности этнических групп во власти - один из ключевых в сфере межэтнических отношений. Он напоминает: поводом к событиям декабря 1986 года стала смена руководства страны, даже не избрание, а фактически назначение Геннадия Колбина.

ИА REGNUM Новости: Как вы оцениваете недавний конфликт между радикальными националистами и лидером партии "Алга" Владимиром Козловым? Ведь инцидент получил жесткие оценки во многом из-за того, что националисты выкрикивали откровенно антирусские лозунги?

Инцидент получил широкий резонанс не в последнюю очередь потому, что все это происходило в пресс-клубе, в ходе пресс-конференции, которую освещали множество журналистов. Наряду с многочисленными статьями в прессе, видеосюжеты с пресс-конференции прошли в новостных блоках ведущих телеканалов.

ИА REGNUM Новости: При этом факт межэтнического конфликта нельзя отрицать?

Данный конфликт негативно повлиял на межэтнические отношения, межэтническую ситуацию в стране. Причем тот эффект, который обрел данный инцидент в обществе, обусловлен тем, что поводом к конфликту стал вопрос о власти. В широком смысле - вопрос представленности этнических групп во власти.

Конечно, заявление Владимира Козлова о намерении выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2012 года всего лишь личная инициатива, заявка о намерениях. Сколько-нибудь значимую конкуренцию действующему президенту из числа лидеров оппозиционных партий на сегодня не может составить никто. Важен сам принцип - возможность, право выдвинуть свою кандидатуру представителю нетитульного этноса. Вопрос представленности этнических групп во власти - один из ключевых в сфере межэтнических отношений. Не надо забывать, что поводом к событиям декабря 1986 года стала смена руководства страны, даже не избрание, а фактически назначение Геннадия Колбина.

ИА REGNUM Новости: И как теперь выглядят контуры межнациональных отношений в стране?

В сравнении с другими странами постсоветского пространства Казахстан характеризовался относительно стабильной ситуацией в сфере межэтнических отношений. Во многом это было обусловлено последствиями декабрьских событий 1986 года. Тем не менее, мы видим, что наступает новая фаза. В последние три года наблюдается политизация этничности. В частности, представители ряда оппозиционных партий, этнических объединений и движений выступали с заявлениями против принципа трилингвизма или триединства, усиления функций, статуса Ассамблеи народа Казахстана, исключения графы "национальность" в международных паспортах, подготовленного АНК проекта Доктрины национального единства, вступления Казахстана в Таможенный союз.

ИА REGNUM Новости: Подождите. Вы намекаете на появление в Казахстане этнической оппозиции? Ведь власть сейчас в большей степени представлена казахами. А разговоры о том, что необходимо ввести этническую квоту среди чиновников, уже поднимаются. Да и вообще, механизм для межэтнических конфликтов заложен в логику этнического отбора представителей власти. Помнится, наблюдательный знакомый отмечал после событий в СУАР - а что будет, если в Казахстане ОМОН начнет бить русских? А ОМОН у нас весь казахский...

С 2007 года четко обозначился "этнический дрейф" казахстанской оппозиции. С одной стороны происходит этнизация оппозиционных партий, с другой - политизация этнических объединений и движений. Сегодня (2010 г.), согласно официальным данным Агентства РК по делам госслужбы казахи составляют 85% всех госслужащих. На долю казахов приходится 63,1% населения и 84,9% чиновников, русских соответственно - 23,7 и 10,1%, узбеков - 2,8 и 0,4%, украинцев - 2,1 и 1,5%, уйгур - 1,4 и 0,4%, татар - 1,3 и 0,8%, немцев - 1,1 и 0,5%. Конечно, желательно чтобы не было дисбаланса, чтобы основные этнические группы были представлены в исполнительной власти в соответствии с их представленностью в составе населения. Особенно это важно в регионах компактного проживания тех или иных этнических групп.

Необходимо ли квотирование представителей этнических групп? Спорный вопрос. Например, частичное квотирование представителей АНК в состав Мажилиса (нижней палаты парламента) в 2007 году вообще нонсенс. Нелепо вводить в состав выборного органа представителей НКЦ. Если мы начнем квотировать, это означает, что мы переходим к иному типу этнополитики, основанному не на принципе равенства всех граждан, а на принципе консоциональной (consociational) демократии, признании особых прав этнических сообществ. Но обычно этот принцип используют в расколотых обществах, где межэтнические противоречия зашли уже глубоко. Безусловно, необходимо большее соответствие представленности этнических групп в исполнительной власти и, прежде всего, в силовых структурах. Последнее, особенно важно, поскольку именно с полицией - дорожной полицией, патрульно-постовой службой, участковыми - люди контактируют в повседневной жизни. И контакты эти всегда в связи с конфликтными ситуациями.

ИА REGNUM Новости: Межнациональная карта все чаще используется в Казахстане в политических целях. Кому надо, на ваш взгляд, сталкивать народы между собой? Особенно в условиях, что по большому счету - пресловутая межэтническая толерантность в стране есть.

Да, ситуация в сфере межэтнических отношений в Казахстане не столь напряженная как в Кыргызстане, на Северном Кавказе. Казахстан - одна из наиболее полиэтничных стран СНГ. Например, в таких полиэтничных странах как Швейцария, Бельгия всего 3-4 значимые этнические группы. В Казахстане - 7 значимых этнических групп, а также еще 9 этнических групп весьма многочисленны и имеют районы компактного проживания. Можно констатировать, что в Казахстане 16 значимых этнических групп, которые и представлены в учетах средней детализации Агентства РК по статистике.

В обществе есть понимание, что если в стране развернется действительно масштабный межэтнический конфликт, мало никому не покажется. Кроме того, как правило, умалчивается, что Казахстан в 1936-1953 годах был не только местом ссылки репрессированных. В КарЛАГе, других зонах были не только политические, но и осужденные по уголовным статьям. Поэтому уголовная субкультура именно в Казахстане с тех времен сохраняется не просто среди отдельных групп, но и в обществе в целом. При развертывании конфликта - преобладание подобной субкультуры - горючая смесь.

ИА REGNUM Новости: Можно ли сказать, что межнациональная карта используется в борьбе именно против правящего класса? Или наоборот - нынешняя политика навязывается как раз сверху?

В последние годы оппозиция активно разыгрывает этническую карту. Предлагать реальные альтернативы в сфере экономики весьма нелегко. Вопросы же межнациональных отношений моментально и главное эмоционально воспринимаются людьми. Как легче всего оппонировать власти, наращивать свой потенциал, если оппозиция ограничена в выдвижении серьезных альтернативных программ в сфере экономики? Конечно, проще всего разыграть этническую карту. При этом, лидеры оппозиционных партий конечно же не предполагают развертывание масштабного межэтнического конфликта. Все понимают, что сохранение межэтнического согласия и есть Достояние Республики. Тем не менее, разыгрывание ими этнической карты - пагубная самонадеянность. В свою очередь, власти никак не заинтересованы в росте межэтнической напряженности. Думаю, в коридорах власти прекрасно понимают, что любые якобы просчитанные ходы, политтехнологии с использованием каких-либо вопросов межэтнических противоречий - игра с огнем.

ИА REGNUM Новости: Можно ли назвать языковую проблему, обсуждение которой обострилось в последнее время, именно внутриказахской?

Языковая проблема действительно в последнее время начинает негативно влиять на внутриэтническую консолидацию казахов. Обозначилось деление по линии "асфальтные" и "аульные". Причем острота противоречий, в основном по вопросу языка, между "аульными" и "асфальтными" казахами обозначена значительно резче, чем между казахами и русскими или другими этническими группами.

ИА REGNUM Новости: Что можно сделать, чтобы языковые проблемы не стали камнем преткновения между этническими группами - ведь получается, что сейчас общество фактически разделено на две части по языковому принципу?

На мой взгляд, проблему развития казахского языка можно решить, обучая казахскому языку с первых лет жизни ребенка в яслях и детсадах. Но есть и проблема - с 1991 по 2009 год численность детских садов в стране сократилась в 6,7 раз - с 8 881 до 1 327 детсадов. Взрослых обучать уже поздно. Поскольку происходит именно обучение, довольно сложная грамматика и прочее, а не освоение. В яслях и детсадах дети вообще не понимают никакую грамматику и т.д. Не умея вообще говорить, они просто учатся говорить, осваивают язык как родной. Кстати, легко могут осваивать и два языка - и казахский в яслях и детсадах, и русский - вне детсадов, в семьях.

Все довольно острые дебаты по вопросу развития казахского языка по большому счету ведутся относительно темпов развития казахского языка, расширения сферы его применения. С точки зрения казахских национал-патриотов продвижение казахского необходимо ускорить, по мнению их оппонентов наоборот, казахский язык внедряется в делопроизводство и другие сферы наскоком, административными методами. Как бы то ни было, никто не будет отрицать, что в последние два десятилетия казахский язык поступательно расширяет сферу применения.

Что касается разделения общества - с подачи в основном западных и других зарубежных авторов, почему-то часто муссируется проблема трайбализма, причем жузового трайбализма. Якобы деление на Старший, Средний, Младший жузы все более усиливается в политике, экономике. На самом деле отмечается некоторое усиление лишь роли родовых связей.

ИА REGNUM Новости: С другой стороны - национальные меньшинства, по большей части, не знают того пространства, в котором живут. Как возможно преодолеть этот культурный и общественный разлом - при помощи каких доступных обществу механизмов? Особенно - в условиях катастрофического падения уровня преподавания в школах и вузах? Ведь этот разлом, по факту, можно вполне назвать вообще ключевым - потому что уже сейчас политики вынуждены жить и говорить на два поля - русскоязычное и казахскоязычное. Причем лозунги и дискурс обеих языковых групп - зачастую имеет противоположный вектор развития.

Термин "национальные меньшинства" не совсем корректен, в последнее десятилетие мало употребляется. Более корректно все же применение термина "этнические группы". В той или иной степени в разных полиэтничных странах применяют два основных направления этнополитики - принцип равенства, либо признание неких особых прав этнических групп, именуемых, как правило, "национальные меньшинства". В середине 1990-х годов Ассоциацией немцев Казахстана был подготовлен законопроект "О национальных меньшинствах". Этот законопроект обсуждался в парламенте, но не был принят. И в объединенной Европе от особой политики в отношении этнических групп, сообщества отказались.

Сегодня в Казахстане действительно сложились изолированные друг от друга казахское и русское информационные пространства. Одним из первых шагов к преодолению дистанции между этими информационными пространствами могут быть большее участие казахскоязычных журналистов, политиков, представителей бизнеса, культуры в русскоязычных СМИ и русскоязычных журналистов, политиков в изданиях, телепередачах казахских СМИ.

ИА REGNUM Новости: Что будет, когда соприкоснутся две части общества, говорящие на разных языках?

Ничего страшного не произойдет. Представители казахских этнических объединений, казахские журналисты часто участвуют в работе круглых столов, конференций, в ходе которых остро дебатируют с представителями русскоязычного информационного пространства Казахстана. Конечно, в ходе данного взаимодействия мы часто видим взаимное непонимание. Представители казахских и русских СМИ совершенно по разному понимают базовые понятия - нация, диаспора и т.д. Необходимо просто чаще встречаться, преодолевать непонимание.

ИА REGNUM Новости: Какие, на ваш взгляд, ценности присущи казахстанскому обществу? Ведь Казахстан, что ни говори, республика мультикультурная - а значит, даже у крупнейших этнических групп существуют противоречия на ментальном уровне? Вам не кажется, что корень все проблем - языковых ли, межэтнических - кроется именно в этом?

Насколько мне известно, какие-либо исследования ценностей доминирующих в казахстанском обществе не проводились. Часто даже ставится вопрос, а есть ли вообще эти казахстанские ценности? Лет пять назад очень много писали о некоей казахской либо казахстанской национальной идее. Была масса статей в прессе. Национальная идея даже изучалась через госзаказ научно-исследовательскими институтами. Но гора родила мышь. Национальную идею нельзя сконструировать в тиши кабинетов. Да и вообще, национальная идея известна далеко у не всех народов. Со временем тема исчерпала себя.

ИА REGNUM Новости: При этом - нельзя отказывать казахам в позитивном национализме и доминировании казахской культуры в политике и идеологии. Но как это сделать, если сразу возникает конфликт: когда, скажем, русский язык воспринимается противовесом казахскому?

Казахский язык не должен развиваться за счет подавления русского языка. Когда-то давно Олжас Сулейменов верно сформулировал основной принцип развития культуры собственного народа - "Возвысить степь, не унижая горы". Беседовал Михаил Пак (Алма-Ата)