Польша готовится к председательству в Европейском союзе, которое примет от Венгрии во второй половине 2011 года. Приоритетом венгерского председательства будет деятельность, направленная на придание дополнительной ценности идее прав человека и гражданина, как можно предположить, в том числе - и национально-культурных прав венгерских меньшинств в соседних странах. Венгрия также желает создать условия для разработки закона, который преследовал бы преступления, осуществленные тоталитарными режимами. Венгрия надеется, что в период ее председательства в Европейский союз вступит Хорватия и с успехом начнутся переговоры о членстве Сербии. Польша, в свою очередь, считает приоритетными вопросы упрощения процедуры в гражданских и торговых вопросах. Польша в период своего председательства желает позитивного решения вопроса в безвизовом обмене с Украиной и Молдавией. В то же время Польша делает ставку на улучшение отношений с Россией.

Обе страны придают большое значение программе "Восточное партнерство" и выступают за увеличение средств, которые ЕС намерен был выделить на конкретные проекты в рамках этой программы. Однако оказавшийся в кризисе Союз вряд ли будет беспроблемно направлять средства странам, которые далеки от европейских стандартов. Для предоставления дополнительных средств необходимо общее решение ЕС, который, в последнее время демонстрирует неспособность придти к консенсусу.

Но Европейский союз не смог принять бюджет на 2011 год. Правительство стран-членов, в основном из "старой Европы", предложили Европарламенту лишь проголосовать за бюджет, а не обсуждать источники его финансирования и другие фундаментальные вопросы. Великобритания и Нидерланды - более других заинтересованы в том, чтобы Европейский парламент (ЕП) не был включен в эту игру. Эти страны уже сегодня думают над предстоящем в следующем году обсуждении семилетнего бюджета (2014-2020 годов). Эти страны хотят, чтобы будущий семилетний бюджет был как можно мал. Поэтому уже сегодня применяют превентивные меры по недопущению ЕП к обсуждению бюджета. Источники в правительстве Польши утверждают, что страна подготовила план по проведению бюджетных дебатов: не концентрироваться на квотах, а посвятить вопросы философии "деления европейского торта", пишет Gazeta Wyborcza.

Польша в любых вопросах хочет оказаться востребованной, предлагает те или иные решения, выступая с теми или иными инициативами. Одним словом, серьезно готовится к председательству в ЕС, пытаясь к этому времени повысить свою значимость в Союзе. Уже достаточно длительное время действует сайт http://prezydencjaue.gov.pl/, который создан для подготовки к польскому председательству. Информация, размещенная на этой странице гласит, что вопросами предстоящего председательства Польша начала заниматься еще с 2007 года, а в 2008 году было заявлено о создании программы "Восточное партнерство", в которую были включены бывшие страны СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. Хоть программа эта и не обещает членства в ЕС, страны-участницы с заинтересованностью начали переговоры об ассоциации с ЕС, которая в итоге обещает им отмену визового режима с ЕС и свободный выход на европейский рынок, - главное и едва ли не единственное, что нужно населению этих стран от ЕС. Польша не упускает ни малейшей возможности пропагандировать идею "Восточного партнерства", организовывая различного рода круглые столы, конференции, и включаясь в мероприятиях, организованных другими странами. Так, в начале ноября 2010 года в Люблине состоялась конференция под названием "Восточное партнерство - стратегия на 2011 год и последующие года", которую организовал Польский институт международных дел и представительство Европейской комиссии в Польше. Около сотни участников два дня дискутировали о шансах, вызовах и развитии "Восточного партнерства".

Директор Института Марчин Заборовски заявил, что в период польского председательства в ЕС эта программа станет приоритетной. "Это достаточно молодая, незрелая и не полностью сформировавшаяся пока политика. Для наших зарубежных партнеров не совсем очевидно, каким целям служит это партнерство", - отметил Заборовски. Присутствовал на конференции и замминистра иностранных дел Польши, госсекретарь по вопросам европейской политики Миколай Довгелевич, который признал, что существует мнение, что Евросоюз устал от расширения. Но в то же время он считает, что Союз выиграет, если будет открыт для "восточных партнеров". Довгелевич признал, что страны Закавказья, кроме Грузии, в реальности не заинтересованы в этой инициативе. В то же время он считает, что сотрудничество в рамках ЕС поможет Армении и Азербайджану наладить контакты и, быть может, в будущем решить спор вокруг Нагорного Карабаха. По мнению одного из польских экспертов, нерешенность конфликта может также препятствовать переговорам с Евросоюзом, которые начались в июле вокруг Соглашения об ассоциации.

В целом большая часть времени на конференции уделялась вопросам евроатлантического будущего Молдавии и Украины, а в кулуарах главной темой были предстоящие президентские выборы в Белоруссии. Многие эксперты считают, что достичь безвизового обмена ЕС с Украиной можно будет уже к 2012 году, когда одновременно в Польше и на Украине состоятся матчи ЧЕ-2012 по футболу.

Само "Восточное партнерство" (ВП) представители этих стран так же рассматривают, в первую очередь, в качестве возможности получить безвизовый въезд в страны ЕС, куда попасть сегодня можно, только простояв в очередях в консульства и посольства и заплатив немалые для жителей этих стран деньги. На втором месте среди ожиданий от ВП - надежда получить финансовые средства для модернизации той или иной отрасли, социальной и культурной инфраструктуры. Так что Польше в период её председательства в ЕС придётся сделать всё. чтобы не разочаровать своих "восточных партнеров". Ведь каждый намек на разочарование - это минус не абстрактному председательству в Европейском Союзе, а Польше - как главному современному мотору Восточной политики ЕС.

Еще одна конференция, посвященная председательству Польши в ЕС, состоялась 26 ноября в Санкт-Петербурге - "Председательство Польши в ЕС и перспективы Восточной политики ЕС". В ходе обсуждений на конференции прозвучало несколько интересных тезисов. Во-первых, по заверениям представителей польской стороны, к председательству в Европейском союзе Польша готовится, в том числе, и через интенсификацию отношений с Россией. Во-вторых, по их мнению, Варшава должна сделать все, чтобы ЕС не потерял свою привлекательность для стран ВП. Но в ходе конференции преобладали заявления из области "умеренного пессимизма".

Как сообщало ИА REGNUM Новости, заместитель председателя комитета по международным делам парламента Швеции Урбан Алин отметил, что ЕС уже теряет свою привлекательность для стран, вовлеченных в программу ВП. Он пояснил, что до вступления Польши в ЕС и присоединения её к Шенгенскому соглашению, белорусские студенты с удовольствием ехали на учебу в Польшу, заплатив за пересечение границы гроши. После введения визового режима с Польшей как со страной ЕС - получение разрешения на въезд и затратно, и хлопотно. Эти факторы, по его словам, зачастую игнорируются в ЕС и внимание акцентируется лишь на том, что "Лукашенко закрыл дорогу". По словам Алина, ЕС не оправдал и ожиданий Украины.

Заместитель гендиректора украинского Центра экономических и политических исследований им Разумкова Валерий Чалый считает, что ВП - слишком слабый проект, чтобы конкурировать с влиянием России на постсоветском пространстве. Депутат сейма Литвы Эгидиюс Варейкис отметил, что Молдавии в рамках программы ВП предоставляется ничтожная сумма в размере 8 евро на человека: "купить за такие деньги любовь к себе нельзя". Кроме того, директор Европейского учебного института при МГИМО Марк Энтин считает, что не стоит связывать больших ожиданий с польским председательством, если речь идет и о будущем отношений России и ЕС. Он напомнил, что большие ожидания были в период председательства Германии, Франции и Испании. Однако, отметил он, несмотря на двусторонние отношения России с этими странами, которые по очереди возглавляли ЕС, решения в Союзе принимаются и будут приниматься коллективно.

Фактически, председательство Польши в Совете ЕС будет ограниченным, поскольку она встанет у руля этой структуры уже в условиях действия Лиссабонского соглашения, согласно которому внешнюю политику определяет глава МИД Союза Кэтрин Эштон, а остальные вопросы - созданные в рамках Соглашения соответствующие структуры. Этот факт придает большей "агрессивности" польской стороне, которой, однако, придется приложить в десятки раз больше усилий, чтобы протолкнуть свои идеи.

Быть на высоте во что бы то ни стало правящей Варшаве придется и для того, чтобы уберечь себя от атак оппозиции в адрес правительства Польши из-за предполагаемых неудач или невозможность проявлять завещанную погибшим президентом Лехом Качиньским своеобразную "суверенную активность" в европейских делах.

Выборы в парламент Польши по конституции должны состояться осенью 2011 года, то есть именно в период председательства страны в Евросоюзе, что поставит Восточную политику Польши и ЕС в центр критики оппозиции. Еще в 2009 году Лех Качиньски назвал оправданным мнение о том, что невозможно справиться одновременно и с парламентскими выборами, и с председательством в ЕС. Качиньски отметил, что из этой ситуации есть выход - досрочные парламентские выборы, однако, согласно требованиям Конституции Польши, для этого должны быть соответствующие предпосылки - непринятие бюджета в срок и неутверждение состава правительства в третий раз. "Пока ничто не указывает на то, что ситуация может развиваться по данному сценарию. А самороспуск Сейма требует соглашения двух самых крупных партий", - отметил тогда он. По его словам, досрочные выборы - это интересная идея. "Представьте, что премьер проводит предвыборную кампанию и одновременно имеет такие обязанности, о которых я уже сказал. Разве это совместимые вещи? Нет", - подчеркнул он.

Позже правящая в Польше партия "Гражданская платформа" (лидер - премьер-министр Дональд Туск) также высказалась за такое решение вопроса - перенести осенние выборы на весну 2011 года - то есть до председательства Польши в ЕС. Значит, уже и она призналась, что это председательство само по себе станет для Польши серьёзным политическим испытанием.