В Оренбурге 5 декабря 2010 года в кинотеатре "Космос" прошла церемония закрытия III Международного кинофестиваля "Восток&Запад. Классика и Авангард". Гран-при фестиваля получила картина "Макс Манус" (Норвегия, Дания, Германия). В основу сюжета положен рассказ о 20-летнем молодом человеке. Во время Второй Мировой Войны Макс Манус стал одним из самых бесстрашных и изобретательных диверсантов норвежского сопротивления. Под его командованием команда молодых ребят взрывала немецкие танкеры и захватывала штаб-квартиры в центре окупированной столицы, кишащей гестаповцами. В центре фильма война. На ней Макс встретил свою настоящую любовь, на ней же потерял лучшего друга. "Актер воплотил задачу, которая оценивается высочайшей оценкой. Он правдоподобно показал героя в своем развитии", - отметил на встрече с журналистами 5 декабря председатель жюри кинофестиваля Ежи Штур и добавил, что актер в финале фильма должен был даже ходить иначе, чем в начале картины. Это нужно было для того, чтобы зритель поверил в изменение героя, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Примечательно, что мнение жюри первоначально разделилось относительно кандидата в победители. Председатель жюри Ежи Штур и киновед Ирина Рубанова посчитали, что главный приз фестиваля должна получить картина "Река-Думан". На своем решении решении Ежи Штур не настаивал и оказался от права второго голоса. Член жюри Бранко Шмидт отметил, что в команде царила демократия. "Ежи Штур позволял высказывать любое мнение. Все решения принимались сообща. Была одна проблема: Ежи Штур позволял пить только чай!.. Это нехорошо!", - с улыбкой произнес хорватский режиссер Бранко Шмидт.

За режиссуру статуэтку "Золотого сарматского льва" получил фильм "Река-Думан" (Южная Корея, КНР, Франция). Помимо "Золотых сарматских львов", 5 декабря впервые была вручена награда, учрежденная правительством Оренбургской области. Особое жюри, созданное в Оренбурге, посчитало лучшей киноработой фестиваля картину сербского режиссера "Клятва". Это фильм и получил приз памяти сценариста Алексея Саморядова, сценариста, актера и режиссера - уроженца Оренбурга, трагически погибшего в Крыму в январе 1994 года. По мнению председателя жюри Ежи Штура, самым черным, грустным фильмом кинофестиваля стала сербская картина "Белый, белый мир". По словам Штура, он испытал огромное пессимистичное состояние в ходе просмотра и покинул кинозал с тем же настроением. На кинофестивале было показано около 30 фильмов, в том числе анимационных.

Организаторы и жюри фестиваля отметили востребованность мероприятия у публики. "Приятно было видеть в кинозалах много зрителей. Это наша большая победа", - сказала президент кинофестиваля "Восток&Запад. Классика и Авангард" Татьяна Воронецкая. Спонсоры, участники фестиваля, губернатор Оренбуржья и мэр Оренбурга выразили уверенность, что в 2011 году быть и четвертому фестивалю.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, с 1 по 5 декабря в Оренбурге проходил третий Международный кинофестиваль "Восток&Запад. Классика и Авангард". Впервые он был организован в 2008 году и проводился в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О праздновании 100-летия российского кинопроизводства" и по инициативе кинокомпании "Россфильм". Мероприятие стало заметным событием в культурной жизни не только страны, но и получило положительные отклики за рубежом. Фестиваль конкурсный и для участия в нем отбираются яркие и неординарные кинопроизведения со всего мира, отражающие Восток и Запад, как в классическом виде, так и в авангардном преломлении, созданные за последний год. С 2010 года фестиваль позиционирует себя, как фестиваль Co-Production. Специалисты в области кинематографа, считают, что это естественная и необходимая форма существования кино мирового класса, создаваемого совместно кинокомпаниями разных стран. Организаторы фестиваля пришли к этому решению, получив опыт предыдущих двух лет, когда в селекцию попадали картины-участники, снятые чуть ли не всей Европой и Азией. Количество совместных фильмов - индикатор взаимоотношений стран. Кино с каждым годом становится дороже и одному продюсеру, а порой и одной стране не по силам финансирование крупнобюджетного проекта. В этой связи совместное производство (ко-продукция) дает кинематографистам доступ к господдержке разных стран.