Беспорядки в Москве 11 и 15 декабря активно обсуждаются на Северном Кавказе. Наибольшее число материалов о них появилось в СМИ Дагестана, что неудивительно с учетом большого количество независимых изданий в этой республике. ИА REGNUM публикует обзор наиболее заметных публикаций дагестанских газет на эту тему.

В статье махачкалинской газеты "Черновик" подчеркивается, что почва для московских событий подготавливалась давно: "Ещё до 11 декабря на протяжении последних трёх - четырёх месяцев милиция вылавливала по Москве кавказскую молодёжь и доставляла их в ОВД. Некоторые правоохранители приговаривали при этом: "Подождите, сейчас у вас война начнётся, мы вам дышать не дадим". Странно получается: в Дагестане силовики спокойно убивают дагестанцев просто по подозрению в причастности к экстремистской деятельности, а в Москве - прячутся от явных экстремистов, которые нападают на них и которым максимум что светит - разъясняющая беседа в отделении милиции. Кавказцев, нападающих на милицию, Москва называет террористами, а москвичей ласково, по-отечески - хулиганами... Фактор национальности перестанет объединять, когда станет понятно, что кроме названия и истории за словом "русский" сегодня ничего не стоит. Так же, впрочем, как и за словами "дагестанец", "чеченец", "ингуш"... И за общим для всех словом "россиянин" - ничего нет. "Зачем вы защищаете это ширваньё?", - кричал трём напуганным ментам националист на Манежке, не подозревая, что и он, и эти полиционеры - такое же ширваньё без будущего. Не понимает он, что не те нерусские виноваты в его бедах".

Отдельно комментирует "Черновик" недавние спортивные успехи дагестанцев на международной арене: "В кровопролитных боях в турнире М-1 Challenge 22 кавказские ребята отстаивали честь России, а на следующий день российские националисты вышли в центр Москвы с требованием убивать кавказцев и гнать их из столицы. Вот он..., патриотизм".

Газета "Настоящее время" также основное внимание уделяет истокам произошедшего. Журналист этой газеты пишет:

"Незнание зачастую порождает страх перед неизвестным. Только через погружение в иную культуру можно воспринимать и уважать другие народы. А если бы эти процессы происходили, то желающих присоединиться к толпам, скандирующим "Россия - для русских" и еще более экстремистские лозунги, было бы существенно меньше. Еще несколько лет назад, читая школьные сочинения юных москвичей на межнациональные темы, я был поражен высоким уровнем ксенофобии и изобилием примитивных стереотипов и наивных мифов о представителях других народов в них. Зачастую это не было мнением самих школьников, основанном на личном опыте. В сочинениях угадывались настроения их родителей, которые, в свою очередь, черпали информацию из СМИ, спекулирующих на межэтнических конфронтациях и криминальных происшествиях. С тех пор ситуация стала только хуже. С другой стороны, немало кавказцев, попадающих в обезличенную городскую среду, пользуются всеми возможностями для того чтобы жить по своим представлениям, игнорируя культуру совместного проживания, правила поведения, присущие жителям Москвы. Полубандитская социальная действительность кавказских республик переносится ими на новую почву, уже лишенную многих угроз личной безопасности и беззакония, где они предпочитают вести образ жизни "хищника", чтобы не стать "жертвой". Культ силы, низкий социальный статус интеллигенции, сниженный образовательный уровень рисует в их воображении москвичей как людей слабых физически и духовно, к которым они относятся презрительно. Нежелание увидеть мир глазами другого человека все дальше отодвигает этнорегиональные общности друг от друга".

"Настоящее время", как и "Черновик", подчеркивает, что события в Москве "зрели" давно: "В этом отношении стоит вспомнить события двухлетней давности. Москва содрогнулась от бесчеловечных акций скинхедов. Два месяца планомерно убивали нерусское население в обеих столицах. Особенно пострадали мигранты из Таджикистана и Кыргызстана. Одним из первых 4 января 2008 года был зверски убит Мехеддин Бекеров. Национально-культурная автономия (НКА) "Московские лезгины" подготовила обращение к руководству Москвы, которое подписали около 20-ти национальных общественных организаций. После встречи лидеров национальных общин и диаспор с московскими чиновниками в правительстве Москвы в феврале правоохранительные органы резко усилили борьбу с ультранационалистами, и этническая преступность сильно сократилась. Однако тогда столица уже была на грани социального взрыва. Стихийно создавались небольшие группы из числа молодежи для поиска бритоголовых, виновных в убийстве их соплеменников, как это было в случае с Бекеровым. К счастью, эскалации конфликта не произошло. Но именно сейчас мы стоим на пороге похожих событий".

Еженедельник "Новое дело" утверждает, что события 11 декабря стали возможны из-за толерантного отношения милиции к предыдущим акциям такого рода:

"8 декабря фанаты "Спартака", согласованно выведенные на улицы по информации из интернета, перекрыли Ленинский проспект столицы России. Именно здесь впервые публично и массово прозвучали националистические лозунги. Милиция в процесс никак не вмешивалась. "Перекрытие проспекта было незаконным, - говорит адвокат Абдурашид Шейхов. - Если милиционеры жестко прореагировали бы на факт блокирования движения и выкрики толпы, инцидент 11 декабря можно было бы исключить, но стражи порядка бездействовали. Объясняется это тем, что они сами симпатизируют идеологии национализма". На первый взгляд, кажется, что все ясно: инцидент был обусловлен сбором на Манежной площади националистов, которые хотели выразить протест поведению кавказцев в Первопрестольной, но так представляется только на первый взгляд. Проблема в другом - она в отсутствии у Москвы внятной национальной политики. Более того, сегодня ряд федеральных СМИ и политиков открыто разжигают межнациональную вражду, и никто их не останавливает".