Подводя итоги 2010 года, президент Фонда эффективной политики, советник администрации президента России Глеб Павловский в интервью интернет-изданию "Русский Журнал" затронул тему Смоленской катастрофы самолёта президента Польши Леха Качиньского в апреле 2010 года. Он сказал: "У нас есть демонический пример рокового рейса - борт покойного президента Польши. Условием катастрофы под Смоленском был, конечно, густой туман. Но столь же реальны ошибки пилотов, некоторые из которых необъяснимы. Мы уже никогда не поймем, что руководило их действиями, вслушиваясь в испорченные записью голоса в кабине. Часть неопознаваема. Но еще одна реальность - примитивная инфраструктура аэродрома посадки. Еще одна - та высокая береза по курсу неверной глиссады, которая и своротила крыло. Реален вопль "Курваааа..!", которым обрывается звукозапись, и жизнь польского президента. Но разве не реальность - вся сумма предвыборных страха, ненависти и расчетов Качинского обогнать Туска, подсказавшая этот странный полет? Как и то, что на борту были те, кто был там не нужен, и то, что самолет не хотели увести ни в Белоруссию, по одним политическим причинам, ни в Москву - по другим. В сумме - вот вам катастрофа".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, расследование причин Смоленской катастрофы проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В октябре 2010 года, польская сторона получила 200-страничный проект отчета о причинах крушения президентского Ту-154М под Смоленском на борту которого находились 96 членов экипаж в том числе и президент Польши. Однако польская сторона подготовила 150 страниц замечаний к этому отчету. Документом остались недовольны не только русофобские, оппозиционные силы страны, но и ратующие за польско-российское примирение представители власти. Премьер-министр Дональд Туск заявил, что в таком виде документ неприемлем для польской стороны. Он посчитал, что российская сторона не склонна определять свою долю ответственности и описать ее в отчете. Проект заключительного доклада написан на русском языке. Документ разделен на 5 основных частей. В первой части подробно изложено техническое состояние и оборудование разбившегося Ту-154М, а также содержится информация о квалификации экипажа. В остальных разделах описаны погодные условия в день катастрофы - 10 апреля 2010 года, а также все, что удалось выяснить о ситуации на борту непосредственно до трагедии. Причиной трагедии называется "ошибка пилота".