Дело Варданяна: По мнению Запада, "если государство не признано мировым сообществом, оно не имеет права наказывать тех, кто совершил преступление против его народа". Приднестровское урегулирование: "Трудно ожидать, что 2011 год станет прорывным в молдавско-приднестровском урегулировании". Итоги 2010 года: "20-летие республики - это большой праздник для маленького государства, которое, невзирая на непризнанность, блокады, кризисы, все-таки живет". Фашизм: "Готова ли Россия способствовать вхождению интернационального Приднестровья в национал-фашистскую Молдавию?"

Дело Варданяна: По мнению Запада, "если государство не признано мировым сообществом, оно не имеет права наказывать тех, кто совершил преступление против его народа"

16 декабря 2010 года Верховным судом Приднестровья был вынесен приговор обвиненному в шпионаже в пользу Молдавии Эрнесту Варданяну, пишет ИА "Ольвия-пресс". Суд признал его виновным по 271 статье Уголовного кодекса ПМР "Государственная измена", определив наказание в виде 15 лет лишения свободы без конфискации имущества с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Варданян полностью признал свою вину, заявив о том, что "приговор, вынесенный в отношении него Верховным судом Приднестровья, является абсолютно обоснованным и справедливым, и он не подвергает его сомнению и не намерен его обжаловать".

Тем не менее, в Молдавии факт вынесения обвинительного приговора человеку, который на протяжении ряда лет осуществлял шпионскую деятельность в пользу данной страны, восприняли как провокацию, несмотря на неопровержимые доказательства, собранные следствием, и личное признание Варданяна в том, что он был завербован Службой информации и безопасности (СИБ) Республики Молдова для ведения шпионской деятельности на территории ПМР, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Бюро по реинтеграции Республики Молдова, назвало незаконным осуждение Варданяна "неконституционными приднестровскими властями под предлогом шпионажа в пользу Молдавии" и направило письма посольствам России, Украины, США, Совету Европы, а также представительствам Евросоюза, ОБСЕ и председательствующему в организации Казахстану с просьбой о содействии в освобождении осужденного. США уже отреагировали на этот призыв. Посольство этой страны в Республике Молдова распространило заявление, в котором говорится, что у Вашингтона "возникают серьезные вопросы, связанные с соблюдением прав журналиста Варданяна". Посольство также выразило свою обеспокоенность тем, как шел судебный процесс по данному делу, отметив при этом, что США продолжают "твердо настаивать на том, что основные принципы корректного процесса необходимо соблюдать".

В чем видит американское посольство некорректность судебного процесса над Варданяном? - задается вопросом ИА "Ольвия-пресс". В том, что суд был закрытым? Но, во-первых, согласно действующему законодательству ПМР, находящиеся в материалах уголовного дела сведения, относящиеся к государственной тайне, не могут предаваться огласке и, следовательно, судебные процессы подобного рода не могут быть открытыми. Во-вторых, в большинстве стран мира суды над шпионами проходят в закрытом режиме, а информация об обстоятельствах дела строго засекречена. Что касается самих США, то здесь действительно закрытые процессы не практикуются. Именно поэтому в США так редки суды над шпионами. Опасаясь рассекречивания закрытых документов на гласном суде, американская прокуратура, как правило, предпочитает договориться с обвиняемыми и предлагает им снижение сроков тюремного заключения в обмен на признание вины. По той же причине многие материалы "шпионских дел" невозможно получить в открытых судебных базах данных США, они предоставляются лишь в канцелярии федерального суда в Манхэттене, и то не все. А если предоставляются, то с купюрами или вымаранными черной краской словами, фразами или целыми абзацами. Как видим, США в не меньшей степени оберегают свои государственные тайны. И упрекать Приднестровье в том, как проходил судебный процесс по делу Варданяна, по меньшей мере, нелепо.

Понятно, что дело вовсе не в том, как проходил суд, и какой вердикт он вынес, пишет ИА "Ольвия-пресс". Запад в очередной раз пытается политизировать вопрос, не имеющий ничего общего с политикой и уж тем более с аспектами молдавско-приднестровского урегулирования. Тем не менее, Совет Европы в лице заместителя Генерального секретаря СЕ Мод де Бур-Букиккио уже поспешил заявить о том, что суд над Варданяном состоялся во время предпринимаемых СЕ усилий по укреплению доверия между двумя берегами Днестра, и что Совет Европы "будет и дальше прилагать усилия, направленные на достижение прогресса в приближении к европейским стандартам, демократии, соблюдении прав человека и верховенства закона на благо всех людей, проживающих в регионе". В своем заявлении Мод де Бур-Букиккио также заявила о серьезной обеспокоенности Совета Европы судьбой приднестровского журналиста, которому, по ее мнению, был вынесен суровый приговор.

Конечно, рассуждения о демократии, соблюдении прав человека и верховенства закона заслуживают самой высокой похвалы, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Осуди сейчас Совет Европы военных преступников, развязавших войну против Приднестровья в 1992 году, или молдавский национализм, на протяжении 20 с лишним лет ущемляющий права русскоязычного населения в Молдавии, столь высокий слог в словах еврочиновника был бы понятен. Но речь-то идет о банальном шпионаже, который грубо увязывают с политическими аспектами молдавско-приднестровских отношений. Мало того, на Западе явно путают причину со следствием. И уж, коль заговорил Совет Европы о мерах доверия, наверное, было бы гораздо уместнее не обвинять Тирасполь в том, что Приднестровье осудило государственного изменника, а прямо заявить Кишиневу, что доверия путем шпионажа добиться невозможно.

В этом плане показательным примером является решение Европейского суда по правам человека по делу Илашку (Илья Илашку - руководитель террористической группы "Бужор", осужденный в Приднестровье за убийства и террористические нападения во время молдавско-приднестровского вооружённого конфликта в 1992 году - прим. ИА REGNUM), также обязавшее Россию выплатить компенсацию молдавскому террористу, совершившему преступления на территории Приднестровья, пишет ИА "Ольвия-пресс". Мало того, ЕСПЧ в своем решении прямо заявил о том, что уголовное преследование в отношении террористической группы Илашку могло быть законным только при его осуществлении полномочными органами уголовного преследования и судами России либо Молдавии. То есть, непризнанный статус ПМР, по мнению ЕСПЧ, не позволяет ей судить террористов и преступников, убивавших мирных граждан. Но еще больший цинизм ЕСПЧ проявился в заявлении о том, что обстоятельства, связанные с виновностью подателей жалобы, "не имеют значения для дела". То есть международная судебная инстанция открыто признала, что убийство людей не имеет значения, а то, что террористы были осуждены органами правосудия непризнанного государства - и есть главное преступление.

В любом государстве мира шпионаж и измена родине являются тягчайшими преступлениями, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Но, исходя из логики, которую уже однажды продемонстрировал Европейский суд по правам человека в отношении группы Илашку, если государство не признано мировым сообществом, то оно не имеет права наказывать тех, кто совершил преступление против его народа. Разве это не еще одно доказательство двойных стандартов Запада? Человек, совершивший преступное деяние должен отвечать перед законом. Этот принцип - основа мировой правовой системы, определяющей общечеловеческие отношения в сфере соблюдения прав и свобод граждан. В правовом государстве именно судебная власть является реальной основой государственности, институтом, обеспечивающим социальный мир, правопорядок и стабильность в обществе. В Приднестровье на основе законодательства, не противоречащего основным положениям международного права, вынесено решение в отношении человека, преступившего закон. В этом как раз - демократичность и правовая зрелось Приднестровского государства, подводит итог агентство.

В апреле сего года, словно гром среди ясного неба, прозвучало сообщение о том, что арестован журналист Эрнест Варданян и ему предъявлено обвинение в шпионаже, пишет "Человек и его права". Это прозвучало настолько нелепо, что походило на плохой апрельский розыгрыш. У некоторых новость вызвала чувство недоумения, у других - иронию. Требовались ответы на целый ряд вопросов. Какие секреты могут быть у руководства Приднестровья?.. Ну, навскидку?.. То, что президент нашей республики Игорь Николаевич Смирнов человек уже старый, со всеми геронтологическими последствиями, которые трагическим для нас образом накладываются на самые неподходящие для руководителя государства личные качества?.. Что если Молдавия на последнем месте в Европе по уровню жизни, то Приднестровье - на самом последнем месте? Особенно если вычесть из наших "доходов" безвозмездную многолетнюю помощь Великой России.

А может, какие-то сверхценные военные секреты передал "враждебному" государству Варданян? - продолжает "Человек и его права". Но кто же из видевших парад по случаю юбилея республики не посчитал все 9 танков устаревшей модификации и не обратил внимание на то, что в этом году не пролетели над площадью Суворова 8 вертолетов? Вероятно, по причине технического состояния. Разве есть в Дубоссарах (к примеру) десятилетний мальчишка, который не знает, какие воинские части расположены в городе и районе? Или о получивших значительное распространение в армии ПМР неуставных отношениях, серьезно подрывающих боеспособность вооруженных сил?

Как стало известно после суда, сведения "шпионские" Варданян получал из открытых источников, пишет "Человек и его права". То есть он не проникал под покровом ночи в кабинеты больших воинских начальников, не вскрывал сейфы со сложнейшими системами сигнализации и не "щелкал носом (в нем был спрятан инфрокрасный объектив)". Не проползал под рядами колючей проволоки, подключенной к сети высокого напряжения, не поил водкой армейских чинов - носителей секретов. Просто пользовался общеизвестной и общедоступной информацией. А что мог знать журналист из того, что неизвестно любому из нас?.. Ничего... Служебное положение не предоставляло ему возможности иметь их. Если кто-то из имеющих доступ к информации секретного характера предоставлял ему сведения, то почему на скамье подсудимых один Варданян?

Потом последовали сообщения в средствах массовой информации о том, что на днях прозвучит публичное покаяние Эрнеста Варданяна, которому он из застенков просит не верить, продолжает "Человек и его права". И покаянное выступление действительно последовало. Вопросов после того лишь прибавилось. Взволнованная общественность Приднестровья ожидала получить ответы по результатам судебного разбирательства, но увы... Суд шел за плотно закрытыми дверями. И даже "защитник", назначенный обвиняющей стороной - государством, не проронил ни слова.

После суда вопросов добавилось еще больше, пишет "Человек и его права". Первый из них вызывает жестокость приговора. 15 лет колонии строгого режима! Страшно даже вообразить, какая трагедия обрушилась на несчастную семью. В эти дни мир с неослабным вниманием следит за судьбой владельца сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Он действительно предал гласности самые важные государственные и военные секреты США и других ведущих государств мира. Но никто не поставил ему это в вину. Его привлекают к ответственности совсем за другое.

Те, кто готовили текст приговора, не могли не знать о неизбежной реакции международной общественности, того, что приговор осложнит переговорный процесс, продолжает "Человек и его права". Напомним сверхпатриотам: ПМР - государство непризнанное. Вероятно, устроители дела Варданяна эту цель и преследовали. Обвинительный приговор не только отбрасывает признание ПМР, но и осложняет переговоры, подводит итог издание.

Эрнеста Варданяна осудили на 15 лет за то, что он посмел думать иначе, чем это предписано, пишет в другом материале на эту тему "Человек и его права". Осудили для того, чтобы боялись мы все - потому что, если сегодня можно было прийти и посадить Варданяна, то завтра, по той же статье и на тот же срок, может быть посажен любой, кто посмеет иметь мнение, отличное от официального, спущенного нам сверху.

Процесс Варданяна уже вызвал широкий резонанс во всем мире, продолжает "Человек и его права". Характерно, что даже самые закадычные и забубенные "друзья маленькой героической республики", из тех, что приезжают к нам каждый праздник погулять на халяву и пощеголять близостью к "настоящему президенту" - пусть и непризнанному, но все же президенту - не сказали ни слова в защиту властей, впаявших Эрнесту убойный 15-летний срок. Слишком уж очевидна абсурдность приговора. Зато осуждающие голоса слышны не только из "вражеской" Молдавии - но и со всего мира. Включая и Украину, и Россию. Даже российский посол в Кишиневе осудил арест Эрнеста Варданяна (Посол РФ в Кишиневе Валерий Кузьмин после ареста Варданяна заявил журналистам буквально следующее: "На мой взгляд, методы административно-репрессивного характера - это не методы для того, чтобы решать вопросы с журналистами, наверное. Но, по-видимому, приднестровские власти, которые приняли такое решение, предъявят какую-то информацию, чтобы оправдать такое решение", - прим. ИА REGNUM). Даже директор Института стран СНГ Константин Затулин высказал сомнения в разумности столь сурового приговора. Иными словами: даже те, кто относился к Приднестровью максимально лояльно и с симпатией, восприняли приговор Варданяну с отвращением и осуждением. Если же говорить о том, что думают о нашей республике в мире вообще, то жестокий и бессмысленный приговор лишний раз подтвердил расхожее мнение о заповеднике беспредела, где правят бал динозавры времен холодной войны.

Думается, что дело Эрнеста Варданяна станет пробным камнем для нового Верхового Совета ПМР, пишет "Человек и его права". Перед парламентариями встанет проблема выбора: либо смолчать - и позволить событиям идти своим чередом, либо активно вмешаться и потребовать открытого пересмотра дела. Что выберут наши депутаты? - задается вопросом издание.

Одной из активно обсуждаемых тем в последние недели стал приговор политологу и журналисту Эрнесту Варданяну, которого обвиняли по ст. 271 УК ПМР в государственной измене, пишут "Профсоюзные вести". Президент фонда "Центр по защите прав человека в Приднестровье" Григорий Воловой представил правозащитный взгляд на ситуацию: "Фонд "Центр по защите прав человека в Приднестровье" отслеживает т.н. дело Варданяна с момента задержания и ареста этого журналиста и политолога. Нас, в первую очередь, изначально удивило, что обвинение, которое представлено МГБ ПМР, ничего кроме признательных показаний и покаяний Эрнеста Варданяна не продемонстрировало. Мы изначально предлагали раскрыть детали этого дела, исключая, естественно, те моменты, которые содержат государственную тайну. Однако этого не произошло. По словам Ирины Варданян, супруги Эрнеста, адвокат, предоставленный Эрнесту Варданяну, не выполнял роль защитника. Характерной деталью является и то, что он даже не удосужился сообщить жене и матери подсудимого о решении суда! Настораживает и то, что представитель МГБ ПМР Россихин в комментариях по поводу решения суда, данных им "Комсомольской правде", фактически признал, что любой человек, получающий информацию из открытых источников, может получить 15 лет. Подобное высказывание демонстрирует общественности то, что у обвинения, судя по всему, не было серьезных фактов в отношении т.н. шпионской деятельности Эрнеста Варданяна. У нас есть основания говорить о нарушении основополагающих прав и свобод граждан, предусмотренных конституцией ПМР и действующего на территории ПМР международного законодательства. В своем заявлении мы призывали президента ПМР, как гаранта конституции республики, и депутатов вновь избранного Верховного Совета ПМР в ближайшее время рассмотреть сложившуюся ситуацию в ПМР в области прав и свобод человека".

Приднестровское урегулирование: "Трудно ожидать, что 2011 год станет прорывным в молдавско-приднестровском урегулировании"

2010 год на внешнеполитическом направлении, в первую очередь, в отношениях с соседней Молдавией, начинался за здравие, сообщает Первый республиканский телеканал. При содействии казахского председательства в ОБСЕ была запущена работа совместных экспертных групп, налажен диалог политических представителей сторон, участились неофициальные встречи в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). По мнению казахских дипломатов, в условиях, когда заморожен политический процесс, необходимо сосредоточиться на решении конкретных вопросов, тем самым, укрепляя меры доверия между двумя берегами Днестра.

На ура в экспертных группах прошли лишь ознакомительные встречи, дальше пошли проблемы, продолжает Первый республиканский телеканал. Некоторые группы за год встретились лишь по разу, среди таких - экономисты и правоохранители. Излюбленная фраза приднестровской дипломатии в оценке деятельности экспертных групп: "Констатирован разноуровневый и разноскоростной прогресс по тем или иным направлениям". На деле прогресса, а точнее результата удалось добиться лишь в группе, которая занималась транспортными проблемами. При содействии европейских дипломатов удалось запустить дизель-поезд "Кишинев-Одесса". Но благодаря украинским железнодорожникам, цена на билет оказалась в 2 раза выше, чем на автомобильном транспорте. Единственное достижение работы экспертных групп, носит во многом номинальный характер.

По сути ситуация с неудовлетворительной работой экспертных групп в уходящем году показала, что решать практические вопросы в отрыве от политического диалога сложно, практически невозможно, отмечает Первый республиканский телеканал. Были в этом году и попытки реанимации официального диалога в формате "5+2", для этого провели 5 неофициальных встреч в данном консультативном формате. На них Приднестровье поднимало вопрос гарантий переговорного процесса. На одной из последних встреч ОБСЕ представило реестр ранее подписанных сторонами документов, но среди них оказались односторонние молдавские законодательные акты, что вызвало возмущение у приднестровской стороны. Работа в этом направлении будет продолжена. Сергей Широков, политолог: "Очевидно, что процесс неформальных консультаций в формате "5+2" не может нас вывести даже на примерные подходы к политическому урегулированию. Пока формат "5+2" не обретет четкий мандат или не будет создан новый формат, мы будем оставаться в ситуации, когда основной темой молдавско-приднестровского диалога будут оставаться меры укрепления доверия".

На последней неофициальной встрече в формате "5+2" в Киеве участники переговорного процесса работали над документом, необходимость которого была продиктована неудовлетворительной работой экспертных групп, продолжает Первый республиканский телеканал. Речь идет о регламенте работы экспертов. Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "Мы практически вышли на согласование основных параметров, связанных с общим регламентом для всех экспертных групп, которые осуществляют взаимодействие по социально-экономическим вопросам. Исходя из рекомендаций, полученных в Гармише, надеюсь, что получение общего регламента станет позитивным импульсом, чтобы работа групп была более эффективной и результативной".

Несмотря на то, что переговорный процесс в этом году не отмечен большими достижениями в результативной части, уже одно то обстоятельство, что диалог продолжался и порой был весьма активным стоит признать достижением, считает Первый республиканский телеканал. Немалая заслуга в этом принадлежит казахскому председательству в ОБСЕ. Казахстан впервые председательствовал в этой организации. Астана хотела показать себя с лучшей стороны и, нужно признать, у неё это получилось. Активная работа на приднестровском направлении и первый за 11 лет саммит ОБСЕ тому свидетельство. Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "Казахстан задал очень высокую планку, которой предстоит соответствовать последующим председательствам, в частности литовскому. Насколько мы знаем, Литва намерена довольно активно демонстрировать свои намерения и прилагать усилия к тому, чтобы оказывать всестороннее содействие в качестве посредника". Политолог Сергей Широков отмечает: "В данных условиях Казахстан смог получить максимальный бонус, сделать максимум возможного, учитывая, что политический процесс не ведется".

Председательствующий в ОБСЕ Казахстан и остальные участники переговорного процесса во многом стали заложниками внутриполитической ситуации в РМ, продолжает Первый республиканский телеканал. Уже больше полутора лет она находится в глубоком политическом кризисе, который спровоцировали сами молдавские политики, не желая уступать в борьбе за власть. Сергей Широков, политолог: "Молдавские политические элиты находятся на этапе перехода, смены моделей и концепций политического развития, появляются новые динамичные партии с четко выраженными политическими доктринами, уходят партии 90-х, основанные на лидерских амбициях или иных интересах". По мнению политолога Сергея Широкова, несмотря на смену власти и кризисные явления, в Молдавии не изменился внешнеполитический вектор, ориентированный на евроинтеграцию. Ничего не изменилось и в отношении Приднестровья, не отменен пресловутый закон 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). "Политические позиции, переговорные позиции РМ и ПМР находятся в радикально различных позициях, в радикально противоположных направлениях движется переговорная мысль и политический вектор. Молдавия говорит об унитарном государстве, Приднестровье намерено с РМ выстраивать добрососедские отношения межгосударственного характера, и в политической, и в практической плоскости отсутствуют точки соприкосновения", - отмечает Широков. Учитывая данный аспект, трудно ожидать того, что 2011 год станет прорывным в молдавско-приднестровском урегулировании.

Более сложным в уходящем году были взаимоотношения с Украиной, это в первую очередь было связано со сменой власти в Киеве, отмечает Первый республиканский телеканал. Довольно продолжительное время пришлось ждать нового спецпредставителя Киева в молдавско-приднестровском урегулировании. Но в то же время Украина подтвердила свою позицию относительно процесса урегулирования, которая зафиксирована в совместном заявлении президентов России и Украины от 17 мая 2010 года. Страны-гаранты исходят из необходимости решения приднестровской проблемы исключительно мирными политическими средствами путем равноправного диалога с целью определения особого надежно гарантированного статуса Приднестровья. Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "Хотелось бы отметить повышенное внимание к этой тематике со стороны международных партнеров, РФ и Украины, и в этом отношении для нас позитивный момент, что позиции РФ и Украины сближаются".

2010 год, помимо всего прочего, был отмечен активным обсуждением приднестровского вопроса на высшем международном уровне, продолжает Первый республиканский телеканал. Эта тема нашла отражение в меморандуме Медведев-Меркель по итогам двусторонней встречи в Мезеберге. Главы России и Германии высказались за создание комитета РФ-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, на уровне министров иностранных дел, предполагалось, что он займется и решением приднестровской проблемы. Перед следующей встречей, во французском Довиле, на которой было заявлено об обсуждении приднестровской тематики, пошли слухи о том, что Россия "сдаст" Приднестровье в обмен на поддержку нового проекта общеевропейской системы безопасности. Но страна-гарант лишь подтвердила свои прежние позиции. Сергей Широков, политолог: "Нам сейчас трудно оценивать конкретные результаты данного процесса. Единственное, что можно сказать, что РФ, ЕС и другие международные участники процесса урегулирования уже тяготятся такой затянувшейся паузой и отсутствием конкретных результатов урегулирования".

По утверждению Сергея Широкова, активное обсуждение тематики молдавско-приднестровского урегулирования на международной арене говорит о том, что международные партнеры и дальше будут прилагать максимальные усилия, чтобы запустить процесс и выйти на определенные параметры урегулирования, сообщает Первый республиканский телеканал. В Приднестровском МИДе не против активного обсуждения проблемы урегулирования на международном уровне, но в то же время напоминают, что окончательное решение предстоит выработать сторонам конфликта. Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "В целом я положительно оцениваю фактор международной заинтересованности, это свидетельствует о том, что РФ, ЕС и Украина действительно заинтересованы в стабильности, а вот в какой степени они просчитывают те варианты, которые будут обеспечивать эту региональную стабильность - это задача в том числе и Приднестровья".

Активное обсуждение молдавско-приднестровского вопроса на международном уровне способствовало тому, что некоторые политики и эксперты заговорили о том, что эту проблему можно решить за 24 часа, что еще раз показывает некомпетентность ряда политиков, экспертов и журналистов в приднестровском вопросе, продолжает Первый республиканский телеканал. Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "Приближение тех ожиданий, которые есть в отношении молдавско-приднестровского урегулирования к существующей реальности, наша задача показать, что необходимо работать, а не ставить временные рамки".

Каким будет следующий 2011 год на внешнеполитической арене для Приднестровья, сегодня предсказать трудно, отмечает Первый республиканский телеканал. Различие позиций Кишинева и Тирасполя в вопросе политического урегулирования и нестабильная власть в соседней Молдавии заставляют поумерить оптимизм в части быстрого разрешения этой проблемы, подводит итог телеканал.

Итоги 2010 года: "20-летие республики - это большой праздник для маленького государства, которое, невзирая на непризнанность, блокады, кризисы, все-таки живет"

Газета "Профсоюзные вести" подводит итоги уходящего года. Самый важный юбилей, который мы отметили в этом году - 20-летие республики, отмечает издание. Это действительно большой праздник для маленького государства, которое, невзирая на непризнанность, нестабильную политическую обстановку, экономические и социальные проблемы, блокады, кризисы, стихийные бедствия, все-таки живет. И пусть поводов для оптимизма у нас немного, но работают предприятия, школы, детские сады, обрабатываются земли, собираются урожаи, строятся дома, образуются новые семьи, рождаются дети.

Еще одним не менее важным юбилеем стало 65-летие Великой Победы, продолжают "Профсоюзные вести". Для нас день 9 Мая всегда был не просто датой в календаре - это день памяти и скорби для всех живущих на нашей земле, ведь Великая Отечественная война принесла горе в каждую семью, и мы не забываем, какой ценой досталась нам победа. Эти два юбилея как никогда остро подчеркнули: как все-таки прекрасно, когда на земле царит мир и покой!

Главным событием на приднестровской политической арене, безусловно, стали выборы в Верховный Совет, которые прошли 12 декабря, пишут "Профсоюзные вести". В этом году мы пережили еще одно политическое "бедствие" из этой же серии - выборы в местные советы, но там и размах, и значение, и затраты баллотирующихся были намного скромнее. На декабрьских же выборах кандидаты, стараясь прорваться во власть, выложились по максимуму. Такого количества выброшенных на выборы средств лично кандидатами в депутаты республика наверняка еще не знала. И то правда: с каждой пятилеткой цены ведь всё выше - и на полиграфию, и на услуги пиарщиков, и на работу штабистов с агитаторами, и на продуктовые наборы. Результаты выборов никого не удивили: хотя наш народ все время призывают выбирать сердцем и совестью, он все равно предпочитает голосовать желудком, так что в итоге победили, как и ожидалось, пайки. Некоторые наши практичные земляки предлагают на будущее проводить выборы в виде тендера: кто из кандидатов больше даст денег государству, тот и получит депутатское кресло. Ведь все равно у нас примерно так и получается, только деньги текут мимо бюджета. А так всё в него, в родной и вечно пустой, пойдёт... Может быть, соответствующий законопроект как раз и разработает вновь избранный депкорпус? Всё польза республике!

Что касается несбывшихся надежд года, то таковых можно отметить несколько, продолжают "Профсоюзные вести". Одни "футбольные договоренности" президента ПМР Игоря Смирнова и премьер-министра Молдавии Владимира Филата чего стоят! Упрощение таможенных процедур и путей экспорта приднестровских товаров, двусторонняя разблокировка телефонной связи... Как мы ждали их воплощения в жизнь, как, впрочем, и других подвижек в молдавско-приднестровских отношениях! Не дождались. Из всего, на что надеялись и о чем мечтали, решился только вопрос с запуском поезда Кишинев-Одесса, идущем через территорию Приднестровья, и то он себя не оправдал: оказался слишком дорогим и неудобным по расписанию (ходит 1 раз в день, обратно из Одессы отправляется слишком рано). Не оправдались и надежды на то, что закончится мировой финансовый кризис и наши предприятия заработают если не на всю мощь, то хотя бы с прежней, докризисной, силой. Не случилось.

Еще одной из регулярно несбывающихся наших надежд стали цены с тарифами, замораживания которых мы напрасно ждём каждый год, пишут "Профсоюзные вести". Известие об их очередном витке вверх с 1 января 2011 года омрачает предновогоднее настроение приднестровских граждан. А отмененная при этом индексация пенсий в последнем квартале уходящего года (что изначально гарантировалось законом!) еще более ухудшает его. Но это уже из серии "разочарование года", подводит итог издание.

Фашизм: "Готова ли Россия способствовать вхождению интернационального Приднестровья в национал-фашистскую Молдавию?"

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости", призывающую все страны мира бороться с национализмом, расовой дискриминацией, героизацией нацизма, включая легионеров "Ваффен СС", а также с попытками осквернения или разрушения памятников тем, кто сражался против фашистов в годы Второй мировой войны, пишет ИА "Ольвия-пресс". Нужно отметить, что автором проекта резолюции выступила Российская Федерация, которая разработала документ при содействии Белоруссии, Таджикистана, Туркмениии, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Кубы, Боливии, Венесуэлы, ЮАР, Анголы, Бенина, Нигерии, Зимбабве, Кабо-Верде, Намибии, Эфиопии и Судана. Резолюция получила поддержку 129 стран. При этом 52 государства воздержались. В основном, это европейские страны, а также ряд государств бывшего Советского Союза, среди которых Молдавия, Грузия, Украина и прибалтийские республики. Против резолюции проголосовали только США и два небольших островных государства - Палау и Маршалловы острова.

Спустя три года после вынесения проекта резолюции на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН данный документ был одобрен, что не может не радовать государства, считающие фашизм, ксенофобию, национализм и прочие проявления дискриминации по этническому признаку преступлениями против человечности, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Конечно, по-прежнему настораживает тот факт, что от принятия резолюции отказались 55 государств мира, в том числе и ряд стран бывшего СССР. Впрочем, особо удивляться этому не приходится. В большинстве из этих постсоветских республик у власти находятся откровенно националистические, а то и вовсе профашистские режимы. В той же Молдавии от принятия резолюции в 2007 году воздержались коммунисты, находящиеся в тот период у власти. Неудивительно, что еще более радикально настроенные националистические силы, пришедшие им на смену, поступили аналогичным образом. Да и трудно было бы ожидать от страны, где высшие должностные лица заявляют о своем государстве, как о проигравшей стороне во Второй мировой войне и провозглашают день советской оккупации, - осуждения фашизма и нетерпимости к представителям других национальностей.

Вот и получается, что Молдавия окончательно заявила о том, что она не собирается отказываться от политики диктата одной нации по отношению к другим, пишет ИА "Ольвия-пресс". Это говорит о том, что Молдавия и впредь будет разделять людей по национальному признаку, всячески ущемлять права некоренного населения страны. Подобная политика официального Кишинева - серьезный сигнал Приднестровью, которое испытывает сегодня массированное давление Запада с целью заставить его войти в состав Республики Молдова. Впрочем, это и не удивительно, если исходить из позиции США и Евросоюза в отношении национализма и фашизма. Ведь для Вашингтона и Брюсселя преступления гитлеровской Германии уже не столь очевидны, коль они отказываются признавать недопустимость нацизма, расовой дискриминации, ксенофобии и этнической нетерпимости. Что уж говорить об убийствах мирных граждан Приднестровья молдавскими националистами. Для ведущих мировых держав это не является преступлением. Они готовы оправдать даже молдавский терроризм, лишь бы не признавать того, что Молдавия является страной, где фашизм и национализм возведены в ранг государственной политики. И отнюдь неслучайно за прошедшие 18 лет с момента кровавых событий на Днестре, ни одна западная держава не осудила преступления молдавских фашистов, наоборот, все эти годы Молдавию называют истинно демократической страной, несмотря на продолжающиеся до сих пор притеснения по национальному признаку.

В этом плане сегодняшнее стремление Европы увязать российскую доктрину общеевропейской безопасности с разрешением молдавско-приднестровского вопроса, по сути, является тестом для России, проверкой на то, готова ли она способствовать вхождению интернационального Приднестровья, крайне негативно относящегося к любым проявлениям ксенофобии и национальной нетерпимости, в национал-фашистскую Молдавию, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Тем самым Россию поставили перед трудным выбором: либо она вынуждена будет признать, что лишь на словах выступает против фашизма, любых форм расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, либо должна отказаться от идеи построения системы безопасности на европейском континенте. Пока Россия демонстрирует, что она не намерена принуждать Приднестровье стать частью Республики Молдова, ни отказываться от своей доктрины, призванной окончательно поставить точку в холодной войне между Западом и Востоком, которая пусть не в столь жесткой форме, как прежде, но все же продолжается и по сей день. И такая позиция Москвы не может не обнадеживать.

В то же время не может не вызывать тревогу позиция Запада, пишет ИА "Ольвия-пресс". Непринятие резолюции ООН говорит о том, что Европейский союз и США готовы и дальше поддерживать профашистские режимы в той же Грузии, Молдавии, Прибалтике или Косово. Главным критерием при этом выступает не преступность режима, его антигуманная сущность, а прозападный вектор развития. В этом плане интернациональные и пророссийские Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия в модель западного мироустройства совершенно не вписываются. Поэтому ожидать от Запада непредвзятого рассмотрения истоков конфликтов на постсоветском пространстве и их справедливого разрешения не приходится. Таким образом, можно сказать, что политика, проводимая Вашингтоном и Брюсселем в отношении ПМР, и отказ подписывать резолюцию ООН, осуждающую любые формы национальной нетерпимости являются звеньями одной цепи. Запад наглядно дает понять, что он по-прежнему будет поддерживать откровенно националистические режимы, в том числе в Грузии и Молдавии, оправдывая, тем самым геноцид приднестровского, абхазского и югоосетинского народов и признавая право Кишинева и Тбилиси на территориальные претензии.

В то же время, не приняв резолюцию, осуждающую нацизм и национальную нетерпимость, Запад окончательно дискредитировал себя, продолжает ИА "Ольвия-пресс". В слепом противостоянии со славянскими миром и, прежде всего, с Россией, Западу абсолютно не важно, что он порождает монстров наподобие косовских, грузинских, молдавских или прибалтийских неофашистов. Западные сверхдержавы совершенно не заботит, что проводимая ими политика способствует возникновению новых локальных войн на национальной почве, геноциду, этническим чисткам и погромам, расовой дискриминации, и, в конечном итоге, нестабильности в мире. Именно этому противостоит Россия и те державы, которые подписали резолюцию ООН. Москва уже осудила действия США и государств, решивших воздержаться при голосовании. Впрочем, вряд ли удастся России достучаться до США и ведущих европейских стран. Их отказ признать недопустимость фашизма, расизма, ксенофобии и дискриминации по национальному признаку, по сути, ставит крест на западной демократии. Это наглядная демонстрация, что все рассуждения о правах человека, равенстве людей вне зависимости от их национальной принадлежности, цвета кожи, политических убеждений - лишь ширма, за которой Запад пытается скрыть свое истинное лицо, на котором все явственнее проступают черты Адольфа Гитлера, подводит итог агентство.