Политика: "Сложившейся конфигурацией власти недовольны все, кроме демократов". Молдавия - Россия: "Ни одна из договоренностей, достигнутых между премьерами Филатом и Путиным летом прошлого года, не выполнена". Экономика: "Переход Молдавии на европейские цены на газ неминуемо повлечет за собой общий рост цен". Вступление Румынии в Шенген: "Проблемы, с которыми сталкивается сегодня Румыния на пути в Шенген, рано или поздно во весь рост встанут и перед Молдавией".

Политика: "Сложившейся конфигурацией власти недовольны все, кроме демократов"

В самом конце прошлого года после напряженного месячного ожидания Молдавия получила формализованное парламентское большинство, пишет интернет-издание MoldovaNova.md. Затянувшиеся межпартийные консультации разворачивались по сценарию туго закрученной интриги. Впервые в политической истории Молдавии исход межпартийных переговоров не был ясен для широкой публики буквально до последней минуты. При этом создавалось впечатление, что участники переговоров как бы принимали участие в своеобразном бенефисе Демократической партии. Так уж сложились обстоятельства по результатам досрочных парламентских выборов от 28 ноября.

Если не полениться и перечитать аналитические статьи молдавских политэкспертов, опубликованных в период переговорного месяца, то только диву даешься откровенной политической ангажированности очень многих из них, продолжает MoldovaNova.md. В особенности этим грешил русскоязычный политический анализ. Поэтому совершенно неудивительно, что большинство прогнозов, которые пришли из этой зоны и касались политической конфигурации будущего парламентского большинства, на деле ассоциировались с профессиональным фиаско их авторов. Для специалистов хорошо знакомых с молдавской политической жизнью и владеющих инструментарием политианализа не представляло большого труда просчитать по результатам досрочных парламентских выборов высокую степень вероятности воссоздания Альянса за европейскую интеграцию. Разумеется, политика всегда является сотканной из бесчисленных нитей субъективных интересов участников этого процесса, что, безусловно, в силу этого обстоятельства оставляет определенное место и для алогичных решений. Но, в конечном итоге, политический процесс подвержен определяющему влиянию доминантных факторов, которые всегда предопределяют в решающей мере конечный результат. Поэтому для любого политэксперта умение правильно определять доминантные моменты конкретной политической ситуации является признаком профессиональной квалификации.

В Молдавии давно уже подмечено, что отечественные политические партии мало подходят под разряд доктринальных политобразований, пишет MoldovaNova.md. А уж электорат в своем выборе тем более безразличен к аргументам доктринального характера. Поэтому рассуждения некоторых политаналитиков о высокой вероятности создания левоцентристской коалиции на основе доктринальной близости коммунистов и демократов Лупу представляли очевидную аналитическую ошибку, если только исключить момент политической ангажированности авторов подобных умозаключений. Малая вероятность создания левоцентристской коалиции была заложена также в самой концепции предвыборной кампании коммунистов, которые ошибочно построили ее на подчеркнутом противоборстве ПКРМ с Альянсом за европейскую интеграцию как политически однородного образования. В то время как партии правящего Альянса умудрились перед самыми выборами рассориться друг с другом, коммунисты своей неумной тактикой предвыборной борьбы выстраивали в понимании молдавских избирателей образ Альянса как единого целого. Вместо того чтобы вычленять Демократическую партию из Альянса, коммунисты своей предвыборной пропагандой заталкивали ее обратно в казалось разваливавшийся союз с либералами. Таким образом, хотя Альянс в определенный момент не продемонстрировал большого ума в части сохранения своего внутреннего единства, но глупость коммунистов, в конце концов, помогла.

Вдобавок ко всему стратеги коммунистов построили свою предвыборную кампанию на уничижительном, доходящем до откровенных оскорблений отношении к лидеру демократов Мариану Лупу, продолжает MoldovaNova.md. Особенно усердствовал на этом поприще сам Владимир Воронин. Можно лишь только догадываться, кто именно насоветовал главному коммунисту страны плевать в колодец, из которого ему и всем его соратникам вскоре предстояло испить водицы. Но как бы там ни было, коммунисты собственными усилиями создали дополнительные субъективные препоны на пути левоцентристской коалиции. Коммунисты также явно недооценили способность к анализу политической ситуации Демократической партии. Они полагали, что сумеют завлечь соратников Лупу серенадными песнями о солидарности левого и левоцентристского электората. Этот ложный посыл в полной мере поддерживался публицистическими усилиями ангажированных политэкспертов. Однако аналитики Демократической партии легко разобрались в ситуации и совершенно резонно расценили выбор своих избирателей от 28 ноября в пользу демократической коалиции. Ведь на досрочных парламентских выборах Демократическая партия хотя и незначительно, но все же увеличила свою электоральную поддержку. И этот рост электоральных предпочтений произошел в условиях, когда Демократическая партия являлась компонентой Альянса за европейскую интеграцию, что было совершенно правильно расценено как одобрение избирателями этой коалиции. Пойти в этих условиях на альянс с коммунистами означало для партии Лупу рисковать поддержкой своего твердого электорального ядра.

На все эти резоны в пользу демократической коалиции накладывался еще один на этот раз фундаментального характера, пишет MoldovaNova.md. Он состоял в том, что Демократическая партия всегда позиционировала себя в качестве левоцентристской, социал-демократической силы европейского образца. Поэтому для настоящего и будущего этой партии жизненно важно распространить свое влияние и стать главным игроком на левом электоральном поле Молдавии. Но на этом поле Демократическая партия сталкивается с пока еще сохраняющимся большим влиянием ПКРМ. Поэтому объективно у партии Мариана Лупу нет более значимой задачи, чем максимально ограничить влияние партии Воронина как своего главного электорального конкурента. На нынешнем этапе добиваться этой цели Демократической партии приходится в условиях, когда ПКРМ очевидно вступила на нисходящую линию своего политического влияния из-за фатального запаздывания с идеологическим и кадровым реформированием партии. А если к этому добавить еще и репутацию ПКРМ как внесистемной партии, подверженной болезни политического авторитаризма, то союз с коммунистами, т.е. возвращение их во власть с очень вероятным прерыванием негативного тренда их электоральной популярности выглядел для Демократической партии сущей глупостью. Естественно, партия Лупу не стала совершать очевидную ошибку и легко тактически переиграла во время переговоров ПКРМ, невесть почему поверившую в возможность создания коалиции с демократами.

Единственным серьезным аргументом для демократов Лупу в пользу союза с коммунистами была позиция Москвы, которая не раз давала понять на протяжении периода правления АЕИ, что предпочла бы видеть у власти в Кишиневе левоцентристскую коалицию, продолжает MoldovaNova.md. В этом контексте хорошо известно насколько чувствительно руководство Демократической партии к сигналам, идущим из Кремля. Но в той же мере чутко демократы относятся и к политическим веяниям с западного направления, которые в известной мере послужили противовесом восточному фактору влияния. Однако в дополнении к противоречивым соображениям геополитического характера элементарный анализ подсказывал, что в союзе с коммунистами Демократической партии пришлось бы делить благосклонность Москвы с пока еще более сильной ПКРМ. В то время как в правоцентристской коалиции Демократическая партия является безусловным фаворитом Москвы и в этой перспективе может вполне резонно рассчитывать, что со временем произойдет значительный переток русскоязычного электората Молдавии к ней. Таким образом, соображения резкого усиления влияния Демократической партии среди левого электората диктовали ей необходимость недопущения коммунистов во власть, а значит, предопределяли выбор в пользу правоцентристской коалиции.

Конечно, в правоцентристской правящей коалиции Демократическую партию ждут немалые трудности гармонизации отношений с партиями либеральной направленности, пишет MoldovaNova.md. Но эти трудности носят совершенно иной характер, нежели те, с которыми столкнулись бы демократы в союзе с коммунистами. В правоцентристской коалиции демократы получают возможность с особой отчетливостью формулировать свою левую социально-экономическую повестку. Одновременно демократы получают возможность выстраивать на деле действительно стратегические межгосударственные отношения с Россией, сохраняя при этом вектор на европейскую интеграцию. В правоцентристской коалиции Демократическая партия получает уникальный шанс объединить левые и правые политические силы страны в поддержку общенационального проекта укрепления молдавской государственности на основе консолидации молдавской гражданской нации, при исключении натуральной румынофобии имманентной для молдавских коммунистов. Важно чтобы Демократическая партия не ограничилась совершенно правильным политическим решением о воссоздании правящей демократической коалиции в Молдавии, а продолжала наращивать свою реформаторскую повестку за счет вышеозначенных инициатив.

Подводя итоги можно сказать, что феномен Демократической партии в политической жизни Молдавии состоит в ее определяющем воздействии на стабилизацию демократического вектора развития страны, что выразилось в решающей роли при формировании правящих коалиций в 2009 и 2010 годах, продолжает MoldovaNova.md. Приход к руководству партией Мариана Лупу стал определяющим моментом не только в судьбе этого политформирования, но и в политической жизни страны в целом. Сегодня у Демократической партии есть все основания рассчитывать на превращение в среднесрочной перспективе в главную левую партию страны и в этом качестве в одну из самых влиятельных политических сил Молдавии, подводит итог издание.

Накануне Нового года Демократическая партия преподнесла народу Молдавии удивительный подарок - Альянс за европейскую интеграцию-2, пишет "Независимая Молдова". Вряд ли стоит говорить о том, что большая часть населения страны ожидала иного исхода затянувшихся переговоров о коалиции. Полтора года у власти находился АЕИ-1. На что этот первый Альянс оказался способен в экономике и политике, всем хорошо известно. Можно долго спорить о его достижениях и недостатках, но в главном сходятся все: это было не самое лучшее время для страны. А если быть чуть более пристрастным, то следует признать без оговорок - провал почти по всем направлениям. В этой связи логично было ожидать появление новой, левоцентристской коалиции, которая могла бы предложить иные, более профессиональные, взвешенные и прагматичные подходы к решению экономических и политических проблем государства.

Появление АЕИ-2 означает, что нас ждет все то же самое, что и предыдущие полтора года: безропотное выполнение указаний МВФ, постоянный рост цен и тарифов, замораживание зарплат, стипендий, пенсий, пособий, продолжает "Независимая Молдова". А также закрытие школ и больниц, дальнейшее сокращение социальных программ, хотя куда уже дальше - непонятно. В общем, ничего нового. И все это под бодрые заявления о евроинтеграции, демократии, свободах, и не менее бодрое одобрение западных партнеров. Еще бы: ведь у власти в Молдавии снова находятся люди, которые готовы выполнить любое указание Запада. Люди, для которых каждый чих самого последнего евробюрократа важнее чаяний населения своей страны. "Политики", которые уверены, что создание условий для массового выезда за границу - это самая важная проблема государства.

Однако хотелось бы заострить внимание не на том, что ожидает страну и общество под властью АЕИ-2, а на "герое" декабря и настоящей политической "звезде" прошедшего года - Демократической партии и ее лидерах, пишет "Независимая Молдова". С объявлением новой правящей коалиции в Молдавии сложилась удивительная ситуация. Партия, которая еще два года назад находилась на периферии политического процесса, а на выборах 5 апреля 2009 г. даже не прошла в парламент, сегодня контролирует едва ли не половину всей власти в стране. Парламент (председатель и его первый заместитель), пять министерств, силовые структуры, прокуратуру и целый ряд других учреждений и ведомств. Необычность ситуации состоит в том, что это достижение ДПМ не является результатом поддержки партии в обществе или следствием каких-либо особых талантов ее лидеров. Вовсе нет. Нынешние позиции ДПМ, которые намного превышают ее реальный политический вес в обществе, это результат удачного политического шулерства. Сторонники ДПМ с гадливой улыбкой старого, потертого жулика, конечно же скажут: "А победителей не судят". Судят, господа! И еще как! И вы это еще увидите.

Сложившейся конфигурацией власти недовольны все, кроме демократов, продолжает "Независимая Молдова". Партия коммунистов (ПКРМ) - потому, что все их разумные предложения были отвергнуты, а сам процесс переговоров был использован для шантажа Либерально-демократической партии. ЛДПМ, потому что, шантажируя Филата, лидеры ДПМ выторговали для себя слишком большую часть от "пирога" власти. Либеральная партия (ЛПМ), потому что по существу вообще оказалась в стороне от "большого передела", сохранив за собой все те же 4 министерства, что и раньше, хотя у них всего на три депутата меньше, чем у ДПМ. Избиратели недовольны тем, что ДПМ долго, неприлично долго, тянула с выбором. О том, что персонально в адрес Мариана Лупу, Владимира Плахотнюка и Дмитрия Дьякова говорят в Москве, и говорить не стоит. Представить не трудно.

Лупу и Дьяков много говорили о принципах и ценностях, пишет "Независимая Молдова". Но, в то же время продемонстрировали всем, что являются самыми беспринципными политиками в Молдавии. И это самое мягкое, что можно о них сказать. ДПМ - уникальная партия. Таких сегодня в Молдавии нет. Судите сами: ведь в ней собрались те, кто когда-то кого-то предал. Дьяков в свое время предал Петра Лучинского. Лупу - Владимира Воронина и ПКРМ, которые привели его в большую политику. Плахотнюк - так же Владимира Воронина. Воистину, намного большего уважения заслуживают Гимпу, Филат и другие представители право-либерального лагеря. По крайней мере, они последовательны и по настоящему принципиальны в отстаивании своих идей.

"Принципы и ценности" ДПМ, о которых твердил Лупу, свелись к должностям, постам и деньгам, продолжает "Независимая Молдова". И это сегодня всем ясно. Есть ли будущее у такой партии? Особенно в условиях, когда ею недовольны все влиятельные политические силы? Вряд ли. Тем более, трудно себе представить, чтобы представитель партии, о которой теперь говорят как о "партии легкого поведения", "партии без принципов", "партии шулеров" занял пост президента Молдавии. Это было бы просто унизительно для страны, для её политической элиты и для всего общества.

Наверное, это неплохо, что левоцентристская коалиция не состоялась, пишет "Независимая Молдова". Очень непросто было бы работать с людьми, у которых такие растяжимые, просто какие-то резиновые понятия принципов, ценностей, идеалов. Впрочем, теперь это проблема либералов. Для всех тех, кто ожидал перемен, ждал по настоящему новой, ответственной власти, можно сказать: не стоит расстраиваться, не надо падать духом. Политическая битва в Молдавии не завершилась. АЕИ-2 надо решать проблему взаимопонимания в условиях, когда из всех членов коалиции одна партия "хапнула" себе власти с избытком, а другие щелкают зубами. Предстоит решать проблему недостающих двух голосов для избрания президента. Лупу придется как-то объясняться с Россией. Есть еще одна проблема: кандидат АЕИ-2 на пост президента. Вряд ли во главе государства может стоять человек, единственное достоинство которого состоит в том, что он обладает удивительной способностью выражать максимальным количеством слов минимальное количество мыслей.

Успех либерал-демократов - создание АЕИ-2 - это не полная победа, продолжает "Независимая Молдова". И уж точно результат ПКРМ на выборах 28 ноября - не поражение. У Партии коммунистов есть не менее 5-7 вариантов действий и возможностей взять реванш. И эти варианты сейчас обсуждаются. Разговоры о том, что время Партии коммунистов ушло, ведутся 15 лет. Каждый год правые политологи, эксперты, комментаторы, предрекают уход ПКРМ с политической сцены, и каждый год попадают пальцем в небо. 28 ноября за ПКРМ проголосовало всего на 27 тыс. избирателей меньше по сравнению с 29 июля 2009 года. При этом в Кишиневе и во всех других городах число избирателей-сторонников ПКРМ значительно возросло. В столице, например, 28 ноября за коммунистов проголосовало на 50 тыс. человек больше, чем в 2005 году. Если бы прошедшие выборы были по настоящему честными и прозрачными, если бы не было фальсификаций, приписок, махинаций с дополнительными списками, результат ПКРМ были бы на 7-10 % выше. И, тем не менее, даже в таких условиях эти выборы показали: сегодня основной избиратель ПКРМ - это образованный, информированный человек среднего и молодого возраста, который независим, разбирается в политической обстановке, имеет собственное мнение и которого волнует судьба Родины. Это значит, что у ПКРМ есть будущее. Так что "генеральное сражение" за Молдавию еще впереди, подводит итог издание.

Молдавия - Россия: "Ни одна из договоренностей, достигнутых между премьерами Филатом и Путиным летом прошлого года, не выполнена"

В начале наступившего 2011 года подошёл срок для продления Базового договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова, пишут "Молдавские ведомости". И тут же мнения представителей молдавской власти, формирующих сегодня внешнюю и внутреннюю политику республики, разошлись. В первую очередь, по вопросу о том, следует продлевать договор автоматически или выдвинуть восточному партнеру ряд условий.

Этот договор был подписан 19 ноября 2001 г. в Москве президентами Владимиром Путиным и Владимиром Ворониным, продолжают "Молдавские ведомости". Договор охватывает вопросы российско-молдавского сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной областях, включая повышение роли и значимости русского языка. В договор включено положение о приверженности сторон политическому урегулированию приднестровской проблемы, зафиксирована роль России в качестве сопосредника и гаранта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. В 2011 году истекает срок действия договора. В случае если ни одна из сторон не оспорит этот документ, договор автоматически пролонгируется ещё на 10 лет.

В первые же дни наступившего года и.о. президента Молдавии, председатель парламента Мариан Лупу заявил, что официальный Кишинев выступает за продление срока действия базового политического Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией сроком на 10 лет с возможностью его пролонгации на последующие 10-летние периоды, пишут "Молдавские ведомости". Лупу выразил уверенность, что и новое правительство, и новый парламент республики поддержат продление сроков действия данного документа. "Кишинев выступает за расширение и активизацию стратегического партнерства Молдавии с Россией для решения приднестровского конфликта, увеличения товарообмена, укрепления энергетической безопасности страны, решения многих социально-экономических проблем", - сказал и.о. президента.

Однако следом прозвучало другое мнение, продолжают "Молдавские ведомости". Глава парламентской фракции Либеральной партии Ион Хадыркэ заявил, что продление базового договора с Россией должно быть обсуждено в рамках будущего совета правящего альянса. Такую структуру задумали участники нового Альянса за евроинтеграцию для обсуждения наиболее важных вопросов и решений, касающихся управления страной. Прежняя коалиция не создавала подобных структур. Да и в мире таких примеров не существует. Предполагается, что в совет войдут по три представителя от Либерально-демократической, Демократической и Либеральной партий. Как убежден Ион Хадыркэ, "есть, по крайней мере, два пункта, которые надо обсудить". Это "вывод российских войск с территории суверенного и единого государства - Республики Молдова (Российские вооруженные силы не находятся на территории Бессарабии. Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы, которые несут службу в соответствии с подписанным в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья Соглашением о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM) и эффективность переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Ни первое, ни второе не было выполнено Российской Федерацией. Это те вопросы, которые должны быть подняты", - настаивает вице-председатель Либеральной партии.

Либерально-демократическая партия предпочитает формулировать требования к России не столь остро, пишут "Молдавские ведомости". Хотя и у руководства ЛДПМ есть претензии к российской стороне. В конце минувшей недели вице-премьер, министр иностранных дел и евроинтеграции Юрий Лянкэ в одном из интервью напомнил, что ни одна из договоренностей, достигнутых между премьерами Филатом и Путиным летом прошлого года, не выполнена. В частности, он указал на то, что молдавские граждане, работающие в России, по-прежнему должны регистрироваться по прибытии в эту страну в течение трех дней. Хотя премьеры договорились продлить срок регистрации до 30 дней. Такое послабление существует, например, для трудовых мигрантов с Украины. Лянкэ назвал такую ситуацию дискриминационной. Также молдавский МИД настаивает на организации визитов на уровне премьер-министров для решения накопившихся политических и экономических проблем, в частности, касающихся двусторонней торговли. МИД рассчитывает и на содействие России в решении приднестровского конфликта.

Специалисты называют минувший год прорывным в российско-молдавских отношениях, продолжают "Молдавские ведомости". Они отмечают, что интенсивность контактов на уровне МИДов была самой высокой за последние 10 лет. "2010-й показал потрясающий потенциал для взаимоотношений, - говорит замминистра иностранных дел Андрей Попов. - Состоялись четыре встречи в рамках межминистерских консультаций, подписан план дальнейших консультаций. Основные темы - Приднестровье, СНГ, внешняя политика и двусторонние отношения. Впервые появился пункт о сотрудничестве в рамках Совета Европы, НАТО, европейских структур". Попов назвал диалог на уровне МИДов открытым и свободным от идеологических притязаний. По его мнению, интенсивность и качество межминистерского диалога разительно изменились за последние полтора года.

Вопреки разногласиям среди политиков по вопросу о базовом договоре с Россией, политологи прогнозируют положительное развитие сотрудничества между Кишиневом и Москвой, пишут "Молдавские ведомости". Экономически слабая Молдавия сегодня весьма зависима, как от Европы, так и от России, поэтому портить отношения с кем-либо из партнеров для нее совершенно не выгодно. Хотя выдержать правила политической игры при трехглавой власти будет непросто. Это безусловно внесет нервозность во внешнеполитический процесс. Но спокойствия ведь никто не обещал, подводит итог издание.

Экономика: "Переход Молдавии на европейские цены на газ неминуемо повлечет за собой общий рост цен"

С 1 января подорожал природный газ, поставляемый в Молдавию, пишет "Панорама". Это неминуемо повлечет за собой общий рост цен на другие товары и услуги. Уже в начале января подорожал сжиженный газ, литр которого теперь стоит 8,3 лея (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM). На повышение газовых тарифов уже отреагировали поставщики тепла и электроэнергии. По данным Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ), на начало января текущего года с просьбой о пересмотре и повышении отпускного тарифа в Агентство обратились теплоэлектроцентрали и некоторые поставщики централизованного тепла. Какие именно - не уточнялось, но так как теплоэлектроцентрали (СЕТ) названы во множественном числе, то, получается, требуют пересмотра тарифа, как минимум, две из трех действующих республике теплоэлектроцентралей: CET-1 и CET-2 в Кишиневе и CET-Nord в Бельцах. Так как теплоэлектроцентрали являются, в основном, поставщиками тепла, а не электроэнергии, то можно предположить, что централизованное теплоснабжение подорожает в первую очередь.

Компании-распределители электроэнергии - Union Fenosa и RED-Nord - с просьбой пересмотреть тарифы в НАРЭ пока не обращались, продолжает "Панорама". Но, как уточнил пресс-секретарь НАРЭ Анатол Барбей, срок подачи заявок на пересмотр тарифов - до конца января этого года. Необходимость пересмотра тарифов мотивируется повышением закупочных цен на российский природный газ, который с 1 января 2011 года подорожал на 11,7% - до $293,8 с учетом фактической теплоты сгорания. AO "Молдова-газ" предлагает установить средний тариф для физических и юридических лиц на уровне 4636 леев за тысячу кубометров - то есть на 13,1% выше действующего. Тариф на природный газ для физических лиц, то есть частных потребителей, НАРЭ планирует утвердить до конца текущего месяца. Если его утвердят в январе, с начала февраля население будет платить за газ по новым расценкам.

Нужно уточнить, что повышение стоимости голубого топлива обусловлено молдавско-российскими договорами от 2007 года, в которых говорится о приведении цены на природный газ, поставляемый в Молдавию, к среднеевропейскому уровню, пишет "Панорама". Нынешнее повышение уже вывело на этот уровень. В обозримом будущем цена на природный газ будет корректироваться ежеквартально относительно курсовой стоимости доллара, так как мировые цены на энергоносители традиционно указываются в американской валюте. Как сообщили в Министерстве экономики РМ, рост цен на бензин и дизтопливо, определяется конъюнктурой мирового рынка и акцизами, которые устанавливает правительство республики.

В прошлом году цены на автомобильное горючее менялись 8 раз, и только в одном случае это было обусловлено внутренним фактором, продолжает "Панорама". Тенденция в политике формирования цен на автомобильное топливо одна - в сторону повышения. Мировая экономика выходит из рецессии, а это влечет за собой повышение спроса на нефть и продукты из нее. При этом ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) увеличивать квоты на добычу нефти пока не намерена, а это одна из главных причин удержания высоких цен на нефть. По мнению экспертов Института развития и социальных инициатив Viitorul, эти и другие факторы приведут в наступившем году к инфляции в 8,4%. Причем, как можно предполагать, рост цен затронет и товары первой необходимости, поскольку подорожание автомобильного топлива увеличит транспортные расходы, а, следовательно, и цены на перевозимые товары. А вследствие подорожания природного газа возрастут производственные расходы, что затронет всех производителей республики.

Бывший министр экономики Игорь Додон также не исключает, что вскоре в Молдавии последует рост цен на топливо и товары первой необходимости, пишет "Панорама". "На сколько именно, пока сказать сложно. Это еще зависит от курса лея и налоговой политики правительства. После того как кабинет министров примет новый закон о госбюджете-2011, можно будет подробнее рассчитать возможность подорожания товаров и услуг", - уточнил Додон.

С 1 января 2011 года Молдавия получает газ из Российской Федерации по среднеевропейским ценам без понижающего коэффициента, пишет "Независимая Молдова". Цена газа в I квартале 2011 г. установлена в размере 289,93 доллара за 1 тыс. куб. м и подлежит уточнению в течение первого месяца поставки по фактической базисной цене. Такие условия предусматриваются в дополнительном соглашении к долгосрочному контракту между ОАО "Газпром" и АО "Молдова-газ" об условиях поставки природного газа в Молдавию на период 2007 - 2011 гг., которое было принято в последние дни декабря 2010 года.

Стоимость газа в Молдавии повышалась поэтапно, продолжает "Независимая Молдова". С этой целью в 2006 году был подписан долгосрочный контракт на 5 лет, который определяет формулу цены на газ, позволявшую поэтапное движение к среднеевропейской цене. При заключении договора в 2006 году ОАО "Газпром" учитывал высокий уровень развития отношений с Молдавией, поэтому и был предоставлен существенный дисконт с постепенным приведением цен на поставку природного газа в соответствие с европейскими. Пятилетний контракт предусматривал постепенное повышение цены с 2007 г., которая рассчитывалась по специальной формуле понижающего коэффициента, исходя из среднеарифметического значения цены реализации газа "Газпромом" в страны дальнего зарубежья за девять месяцев, предшествующих началу года поставки, с учетом индекса изменения цен на нефтепродукты на мировом рынке (газойль и мазут). В 2008 году этот коэффициент составил 0,75 (таким образом, Молдавия платила всего 75% от рыночной стоимости - около $220 за 1 тыс. кубометров). В 2009 году коэффициент вырос до 0,8, а в 2010-м достиг 0,9. Сколько миллионов сэкономили потребители за счет полученного дисконта!

С 1 января текущего года скидок больше не будет, пишет "Независимая Молдова". В формуле для расчетной контрактной цены коэффициент, учитывающий постепенный переход Молдавии на европейские цены на природный газ, с 2011 г. равен 1. То есть республика будет покупать газ по полной среднеевропейской цене без понижающего коэффициента. В связи с этим ряд экспертов еще накануне подписанного дополнительного соглашения на текущий год предложил пересмотреть цены на транспортировку российского газа через территорию Молдавии и начать поиски альтернативных поставщиков. В частности, эксперт IDIS Viitorul в сфере энергетики Ион Мунтян заявил, что истечение контракта между ОАО "Газпром" и АО "Молдова-газ" в конце 2011 года дает республике новые возможности для укрепления энергетической безопасности Молдавии. Ион Мунтян считает, что при подписании нового контракта в 2012 году Молдавии следует рассмотреть возможность диверсификации газовых поставок в республику. Как считает эксперт, газ в Молдавию может поступать из соседней Румынии. Другим потенциальным поставщиком является Казахстан.

Однако поставка газа из Казахстана "маловероятна", поскольку транспортировка должна осуществляться через российскую газопроводную систему, продолжает "Независимая Молдова". Что касается Румынии, то тут перспективы более реальные. Но и у Румынии газовые ресурсы ограничены, к тому же для этого потребуется много времени, поскольку Румынии нужно построить подземные газохранилища и проложить газовую трубу "Унгены-Яссы".

Эксперты предложили также пересмотреть цены на транспортировку российского газа через территорию Молдавии на Балканы, пишет "Независимая Молдова". По словам Иона Мунтяна, за последние десять лет цены на российский природный газ для Молдавии выросли почти в три раза (с $80 до $300 за 1 тыс. кубометров), в то время как цена на транспортировку через территорию Молдавии выросла с $1,76 до $2,5 за 1 тыс. кубометров на 100 км. Ежегодно общий объем транзита российского газа через Молдавию составляет около 22-24 млрд. куб. м, или примерно 18% от общих объемов его экспортных поставок. Поэтому АО "Молдова-газ" в нынешних переговорах по транзиту газа в европейские страны добилось повышения тарифа за транзитную транспортировку 1000 куб. метров газа на каждые 100 км расстояния до 3 долларов, в отличие от действующего на протяжении 14 лет тарифа в размере 2,5 долларов. В результате АО "Молдова-газ" получит дополнительные доходы в сумме более 8,6 млн. долларов, что улучшит финансовое состояние общества и расчеты с ОАО "Газпром" за поставленный газ.

Казалось бы, само по себе подорожание газа не стало неожиданностью, продолжает "Независимая Молдова". Но вследствие роста цены на газ, взлетят цены на товары и услуги, что, безусловно, скажется на кармане потребителей. Единственное, что может сгладить ситуацию для населения, - это компенсации. Следует разработать специальную формулу, согласно которой компенсации попадали бы в первую очередь социально уязвимым слоям населения. Однако газ уже подорожал, а варианты возможных компенсаций еще не рассмотрены. В министерстве экономики лишь обещают рассмотреть этот вопрос. Но воз и ныне там, и чиновники говорят, что источники необходимых средств будет найти нелегко, подводит итог издание.

Вступление Румынии в Шенген: "Проблемы, с которыми сталкивается сегодня Румыния на пути в Шенген, рано или поздно во весь рост встанут и перед Молдавией"

Последние дни декабря прошлого и первые дни нового, 2011 года породили в румынском обществе настоящую истерию по поводу того, быть или не быть Шенгену, примут или не примут Румынию и Болгарию в намеченные сроки в Шенгенскую зону, пишет "Независимая Молдова". Кстати, позицию Франции, одной из основательниц ЕС, по этому вопросу подтвердил и посол этой страны в Румынии Поль Анри. Дипломат подтвердил, что вхождение Румынии и Болгарии в безвизовое пространство в марте этого года - преждевременно, и что его страна не намерена вести торги по этому вопросу. Дипломат обратил особое внимание на существование у Румынии серьезных проблем в области правосудия, безопасности и борьбы с коррупцией и пригласил руководство Румынии и Болгарии совместно работать над устранением этих проблем для поиска путей выхода из кризисной ситуации. Французский дипломат высказался и по поводу прозвучавшего из уст Траяна Бэсеску высказывания о дискриминационном отношении Франции и Германии к румынскому народу. "Франция, - отметил посол, - многое сделала для приближения Румынии к вступлению в Шенгенскую зону, и она не может быть обвинена в дискриминационном отношении к румынскому народу".

О чем только ни писала румынская пресса, и о чем только ни говорили румынские политики, обсуждая шенгенский провал руководства соседнего государства, продолжает "Независимая Молдова". Министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски даже намекнул в эфире общественного телевидения, что он готов подать в отставку, если правительство посчитает, что в сложившейся кризисной ситуации вокруг Шенгена есть вина его министерства. Депутат Европарламента, бывший министр иностранных дел Румынии Адриан Северин пошел дальше всех в своих эмоциональных высказываниях и договорился даже до того, что Франция, в таком случае, тоже заслуживает исключения из Шенгенской зоны. При этом он ссылался на потрясшие Францию скандалы под "кодовыми" названиями "Бетанкур" и "Карачи", а также на не известные доселе факты того, как Франция в свое время оказывала экономический прессинг на Румынию, чтобы она подписала коммерческие контракты преференциально с Францией, что, по словам евродепутата, квалифицируется как чистейший вид коррупции.

Посол Поль Анри в интервью упомянутому изданию не оставил без внимания и это заявление бывшего министра иностранных дел Румынии, отметив, что "господин Адриан Северин должен быть повнимательнее в своих высказываниях", пишет "Независимая Молдова". А один из политиков в эфире одного частного румынского телеканала открыто высказался за использование Румынией своего права вето в составе Евросоюза и заблокировать тем самым вхождение Хорватии в ЕС, что, согласитесь, может спровоцировать серьезные разногласия в рядах членов европейского сообщества.

Не секрет, что последнюю ложку дегтя в бочку румынского шенгенского меда, вслед за своими французским и немецким коллегами, подлил венгерский министр внутренних дел, якобы заявивший, что вступление Румынии в безвизовое пространство в марте этого года - преждевременно, продолжает "Независимая Молдова". Напомним, что Венгрия с 1 января 2011 года председательствует в ЕС, а одними из приоритетных в деятельности Венгрии в этот период станут вопросы расширения Евросоюза. Венгерский министр попытался опровергнуть эти слова, однако, внимательно ознакомившись с его заявлением, однозначно можно сделать вывод, что за оставшееся до марта время Румынии вряд ли удастся решить все свои проблемы с восточными границами (то есть границами с Молдавией и Украиной), контрабандой, организованной преступностью и правосудием. Так что, скорее всего, окажутся правы те, кто говорил, что к вопросу о вступлении Румынии в Шенгенскую зону Евросоюз вряд ли вернется до осени 2011 года.

Многие могут вполне обоснованно задаться вопросом: почему это нас так должно волновать вступление Румынии в Шенгенскую зону? - пишет "Независимая Молдова". Дело в том, что нас волнует не столько Румыния, сколько то, что все те проблемы, с которыми сталкивается сегодня румынское руководство на пути к вступлению в европейское безвизовое пространство, рано или поздно во весь рост встанут и перед нашей страной. Верно, нам еще Шенгенская зона не грозит, но у нас очень много говорят сегодня о либерализации визового режима для граждан Молдавии. Согласитесь, если у Румынии, члена ЕС, возникло столько проблем, связанных с правосудием, коррупцией и организованной преступностью, с безопасностью своих восточных границ, то у нас эти проблемы тем паче возникнут, когда речь будет идти о реализации так широко разрекламированного Плана действий по либерализации визового режима. Европейцы наверняка прекрасно отдают себе отчет в том, что либерализация визового режима для наших сограждан сможет быть осуществлена только при условии полного избавления страны от коррупционных недугов, от спрута организованной преступности и зависимого от политической конъюнктуры правосудия. Свободное безвизовое передвижение по Европе просто так, за красивые глазки, не дается, будь ты хоть трижды либералом: Румыния - яркий тому пример, подводит итог издание.