Последние несколько недель средства массовой информации Белоруссии не перестают убеждать население страны в правильности "выбранного" 19 декабря 2010 года пути развития республики на предстоящие пять лет. Параллельно с этим с каким то неимоверным упорством формируется отрицательное отношение ко всему, что не принадлежит к государственной идеологической машине. Нигде в официальных СМИ вы не найдете и намека на то, что в действительности происходит сегодня не только в стране, но и вокруг нее. При этом практически весь информационный негатив вновь сместился в сторону Запада.

Наиболее ярким примером проводимой сегодня белорусскими властями идеологической обработки населения может служить заявление председателя Совета Республики Национального собрания Белоруссии Анатолия Рубинова. По его словам, "претензии западных политиков и экспертов к тому, как прошли в Беларуси выборы Президента, и предложения по введению санкций не связаны с самим процессом голосования". Подобного рода высказывания, которыми нынче пестрят все национальные каналы и печатные издания республики, практически слово в слово копируют друг друга и основываются, как это легко можно догадаться, на высказываниях президента Белоруссии. Именно белорусский лидер неоднократно заявлял о том, что нет никакого списка европейских стандартов проведения выборов, что не только в других бывших советских республиках, но и в западных странах выборы проходили с нарушениями (Рубинов усилил этот постулат словами о человеческих жертвах, правда, не уточнив где именно и когда подобное было), что Белоруссия заинтересована во взаимодействии с Европой и США, но Россия - это "страна, с которой мы жили веками и будем жить" и т.п.

К тому же, белорусская сторона достаточно умело пользуется оценкой событий, происходящих в самой Европе. Глава МИД Белоруссии Сергей Мартынов, в срочном порядке выехавший в Брюссель с миссией сгладить негативное отношение к ситуации в Белоруссии, в своей беседе с журналистами открыто обвинил Европу в применении силы по отношению к протестующим массам, заявив, что в РБ не использовался ни слезоточивый газ, ни резиновые пули, ни пушки, ни собаки, то есть те средства, которые "были использованы полицией в европейских столицах в последние месяцы". Правда, он не упомянул о том, что в Европе, в отличие от Белоруссии, не преследуют всех несогласных с проводимой в стране политикой, не закрывают телепрограммы и радиостанции за высказывание правды. Напомним, что 2 января в связи "с несоблюдением творческой концепции и распространением в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности" был прекращен эфирный выпуск "Авторадио", а также на канале ОНТ прекратила свое существование программа "Выбор" с С. Дорофеевым, посмевшим в прямом эфире 19 декабря усомниться в честности проведенных в стране выборов.

Конечно, можно долго говорить о том, что Белоруссия - "мирное государство без амбиций", которому "приходится смягчать удары с обеих сторон", но складывающаяся ныне ситуация демонстрирует если не коренной, то достаточно серьезный поворот в отношения между Белоруссией и Евросоюзом. При этом, хотелось бы уточнить, что вряд ли Брюссель вернется к санкциям 2-3 годичной давности, так как бессмысленность подобного шага признают абсолютно все европейские политики. Так чего же можно ожидать Белоруссии от ЕС и наоборот?

Январь 2011 года, по всей видимости, станет отправной точкой в новых отношениях между Брюсселем и Минском. 12 января еврокомиссар по вопросам расширения и Европейской политики добрососедства Штефан Фюле высказал общее мнение западных политков, касающееся ситуации в РБ: "Мы должны отреагировать быстро и пропорционально, но сделать это без изоляции белорусов. Наши действия должны быть против тех, кто виновен в нарушениях, но не против простых людей... мы не должны полностью обрубить диалог и изолировать Белоруссию". Таким образом, новая политика ЕС будет предусматривать расширение сотрудничества в рамках гражданского общества и ограничение политических (экономические, по всей видимости, затронуты не будут) контактов с руководством страны и не более. Возобновление визового запрета для Лукашенко и белорусских чиновников, по мнению многих экспертов, не приведет ни к чему, так как нынешний режим за последнее десятилетие научился прекрасно обходиться без поездок в Европу и США, о чем может косвенно свидетельствовать немногочисленность евротуров белорусских чиновников за последние годы. Поэтому разговоры о введении новых санкций со стороны ЕС не стоит рассматривать в качестве главного аргумента давления на Минск.

Гораздо более интересными и, вероятно, эффективными, являются предложения Литвы, Чехии и Польши. Президент Литвы Даля Грибаускайте предложила председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу найти деньги для упрощения процедуры получения шенгенских виз белорусами, тем самым, облегчив возможность передвижения для большинства граждан Белоруссии. Министр внутренних дел Чехии Радек Йон заявил, что активистам демократических сил могут начать выдавать визы по упрощенной процедуре, а на политических беженцев из Белоруссии не будет распространяться требование Интерпола об экстрадиции. Польша, к слову, первая европейская страна, начавшая практическую реализацию своей политики относительно Белоруссии, приняла решение отменить взимание консульского сбора в размере 20 евро с белорусов, желающих приобрести ее национальную визу. Не нужно быть ясновидящим, чтобы увидеть в подобных шагах стремление стран Евросоюза не только заставить Лукашенко задуматься о судьбе партнерских отношений с Брюсселем, но и начать формирование в Белоруссии диссидентского движения.

Правда, необходимо учитывать, что фактическое открытие европейских границ может подтолкнуть Минск к достаточно радикальным поступкам - созданию нового "железного занавеса" и, соответственно, политики самоизоляции, так как Москва, несмотря на свою нейтральную позицию, не может сегодня рассматриваться Лукашенко в качестве надежной опоры своей власти. Принимая во внимание тот факт, что для нынешнего главы Белоруссии понятие "власть" равносильно понятию "жизнь", его дальнейшие поступки, направленные на сохранение любыми способами президентского кресла, могут привести страну к весьма плачевному состоянию. Правда, возникает вопрос - не этого ли добиваются западные партнеры Белоруссии, чтобы заставить белорусов самостоятельно свергнуть нынешний режим?

Еще одним из действенных механизмов давления на Лукашенко может стать предложение президента Европарламента Ежи Бузека исключить Белоруссию из числа участников международных спортивных соревнований, таких как Олимпийские игры и чемпионаты мира. Этот удар может быть нанесен, в первую очередь, по статусу Лукашенко, который не только является президентом Национального Олимпийского комитета, но и на протяжении всех последних лет пытается включить спортивные достижения страны в концепцию национальной идеологии. Без участия республики в крупных спортивных соревнованиях (напомним, что Белоруссия должна принимать Чемпионат Мира по хоккею в 2014 году) у белорусского режима могут возникнуть довольно серьезные проблемы не только с поддержанием и без того слабого международного имиджа, но и с настроением внутри общества.

Все вышеперечисленные предложения европейского сообщества в настоящее время являются лишь определенным сигналом, направленным к властям Белоруссии. Многие европейские политики все еще надеются на развитие конструктивного диалога с Минском, поэтому в настоящее время практически ни одна из стран ЕС, за исключением Польши и Германии, не выступили с резкими заявлениями и официальными нотами протеста, несущими в себе угрозы. Даже генсек ООН Пан Ги Мун выразил лишь свое сожаление о решении властей Белоруссии закрыть миссию ОБСЕ в Минске, призвав уважать гражданские права и белорусские законы и незамедлительно освободить тех, кто все еще находится под стражей.

По всей видимости, в Брюсселе до сих пор нет четкого плана того, как необходимо действовать дальше. Поэтому вплоть до сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге 24-28 января и совещания министров иностранных дел стран ЕС в Вене 31 января официальному Минску ничего не грозит. И белорусское руководство это прекрасно понимает. МИД Белоруссии никак не комментирует ни заявления Генерального секретаря, ни аналогичные заявления других международных организаций и правительств стран ЕС. Официальный Минск демонстративно игнорирует обсуждение белорусской тематики в Брюсселе, ООН, ОБСЕ. Вместо этого в стране продолжается нагнетаться обстановка, а идеологическая машина в однообразной манере внедряет в общественное сознание тезис о том, что режим Лукашенко стоит на страже национального спокойствия. Примером может служить показанный недавно по первому каналу национального телевидения "разоблачительный" фильм "Плошча. Железом по стеклу", в котором оппозицию обвиняют не только в организации беспорядков, штурме Дома правительства и подготовке терактов (для этого якобы закупались даже гранатометы), но и в "распиле" больших объемов иностранных денег.

Вероятно, в ближайшее время от официального Минска стоит ожидать нарастания негативного отношения к позиции Запада и, параллельно с этим, попыток провести различного рода консультации с Москвой, позиция которой на сегодняшний момент вызывает у белорусского руководства ряд опасений. Несмотря на подписанные в конце 2010 года соглашения по поставкам нефти и газа в рамках Таможенного союза российская сторона вновь не спешит продолжить дотирование белорусской экономики, а, значит, и режима Лукашенко. Подобная неопределенность подталкивает белорусское руководство в очередной раз заявлять о своей приверженности восточному вектору внешней политики взамен пресловутой многовекторности. Все тот же Мартынов предупредил ЕС о том, что решения Европы могут стать "необратимыми", способными "закрыть дверь перед балансом белорусской внешней политики между нашими соседями, то есть Россией и ЕС". В Минске до сих пор уверены в том, что позиция России никогда не будет идентична европейской, и на этом можно будет играть еще очень долго. Ошибочность подобной позиции продемонстрировал 13 января министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заявивший, что "резолюция Совета Европы по Белоруссии отражает и точку зрения России, как и всех других государств Совета Европы". Не смотря на то, что подобная формулировка дает достаточно простора для маневров, она свидетельствует о том, что Кремль следит за событиями в Минске и готов в любой момент потребовать отчета от своей восточной соседки.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что нынешнее белорусское руководство, так и не сумевшее за последние годы уловить изменения в геополитической структуре международного сообщества, продолжает считать Белоруссию одним из ключевых узлов взаимоотношений Евросоюза и России. При этом России все еще отводится роль пугала, которое должно заставить Европу закрыть глаза на происходящее в республике и продолжить процесс сотрудничества на условиях Минска. Латинское выражение "Sapienti sat" (Умному - достаточно!) белорусским политическим кругам, видимо, не известно.