Доминантными факторами общерегионального звучания в Молдавии, Приднестровье и Румынии в 2010 году стали молдавский политический кризис, активизация усилий Запада, в том числе Бухареста, по расширению своего влияния в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, а также экономический и политический кризис в Румынии, заставивший румынский политический класс в большей степени сконцентрироваться на собственных проблемах в ущерб многолетнему стремлению к региональному лидерству и идеологической экспансии в Бессарабии. Следствием кризиса государственности в Бухаресте и Кишиневе стало усиление центробежных тенденций в регионе в целом. Приднестровская Молдавская Республика, исходя из заявлений ее официальных лиц на протяжении года, окончательно и бесповоротно взяла курс на укрепление независимой государственности, вне зависимости от перспективы международного признания, и подвергать этот курс сомнению вопреки всем усилиям международных посредников не намерена. В Бессарабии идейно-политический раскол общества сопровождался также усугублением территориально-этнических противоречий. Борьба венгерского меньшинства Румынии за самоопределение, провозгласившего в сентябре 2009 года в Трансильвании Секуйскую автономию, а в марте 2010 года ее официальным языком - венгерский (оба решения не были признаны властями Румынии), встретила поддержку Венгрии, националистическое правительство которой, пришедшее к власти в результате парламентских выборов в апреле 2010 года, активизировало работу по консолидации диаспоры.

В июне 2010 года тема молдавско-приднестровского урегулирования стала предметом активного обсуждения на уровне лидеров России и Германии Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель, после чего Германия, не входящая ни в один из форматов приднестровского урегулирования, фактически стала одним из основных "участников" этого процесса. Затем, 19 октября на пресс-конференции по итогам трехсторонних переговоров глав России, Франции и Германии в Довиле (Франция) президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что успех переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию зависит от позиций не только России, Молдавии, Приднестровья и ЕС, но и Румынии, что было воспринято как приглашение к участию Бухареста в процессе урегулирования, который после этого до конца года сделал ряд резких заявлений по ситуации в регионе, содержавших, в частности, и требования вывода российских войск из ПМР. При этом Румыния, де-факто принимавшая участие в молдавско-приднестровском конфликте на стороне Кишинева, так же не является участником ни одного из форматов приднестровского урегулирования.

После Румынии о намерении активно подключиться к процессу молдавско-приднестровского урегулирования последовательно заявили Польша и Италия, в свою очередь не входящие ни в один из форматов урегулирования конфликта на Днестре. При этом, стоит отметить, что ЕС вместе с США имеют статус наблюдателей постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию в формате "5+2". Однако в последнее время, представители Молдавии и ЕС неоднократно выражали заинтересованность в повышении статуса США и Евросоюза в переговорном процессе от уровня наблюдателей до посредников.

В то же время политическая нестабильность и незавершенность формирования органов власти в Молдавии на протяжении года были главным препятствием для возобновления переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию. Заявления по приднестровской проблематике, звучавшие из уст различных кишиневских руководителей, были несогласованны и в значительной степени являлись частью продолжавшейся на протяжении почти всего года предвыборной кампании по досрочным выборам в парламент РМ. Если профильный вице-премьер по вопросам "реинтеграции" Виктор Осипов старался перевести диалог с Тирасполем в плоскость решения неполитических проблем, то занимавший до декабря посты и.о. президента и спикера парламента лидер Либеральной партии Михай Гимпу не упускал ни одного случая, чтобы потребовать "скорейшего и безусловного вывода российских войск из Приднестровья", и даже обратился с просьбой о помощи в этом процессе к генсеку НАТО Андерсу Фог Расмуссену, который, впрочем, ответил ему отпиской с дежурными заверениями в поддержке Североатлантическим альянсом независимости, суверенитета и "территориальной целостности" Молдавии.

Однако, несмотря на разную степень радикальности формулировок, исходивших от различных молдавских представителей, требование вывода российских войск из Приднестровской Молдавской Республики и изменения миротворческого формата в нарушение Соглашения о принципах урегулирования молдавско-приднестровского конфликта 1992 года, о денонсации которого Кишинев не объявлял, было лейтмотивом российско-молдавских отношений на протяжении 2010 года и консенсусной позицией официального Кишинева. В конце года, на саммите ОБСЕ в Астане представлявшие молдавскую делегацию вице-премьер по вопросам "реинтеграции" Виктор Осипов и замминистра иностранных дел Андрей Попов потребовали 1 декабря "немедленного" вывода российских войск из ПМР и возвращения Приднестровья "под конституционную власть" Кишинева.

Крупнейшим "достижением" года в молдавско-приднестровских отношениях, пожалуй, можно считать состоявшиеся 24 августа и 1 октября на стадионе "Шериф" неформальные встречи премьер-министра Молдавии Владимира Филата и президента Приднестровья Игоря Смирнова. В ходе встреч стороны достигли ряда договоренностей, в частности, по частичному снятию введенной в период нахождения у власти в Молдавии коммунистов железнодорожной блокады Приднестровья и восстановлению прерванной так же в период правления Владимира Воронина телефонной связи между берегами Днестра. Данные договоренности были раскритикованы Партией коммунистов Молдавии, обвинившей Филата в "уступках сепаратистам" и потребовавшей продолжения блокады ПМР, однако встретили позитивную реакцию со стороны всех участников переговорного процесса - ЕС, США, России, Украины и ОБСЕ. Впрочем, после извлечения из "футбольной дипломатии" политических дивидендов молдавское руководство, с головой окунувшись в предвыборную кампанию, так и не выполнило взятые на себя обязательства, и, кроме возобновления движения пассажирского дизель-поезда Кишинев-Одесса через территорию ПМР, с экономической точки зрения нерентабельного, заявленные меры до сих пор так и не вступили в силу.

На период, непосредственно предшествующий молдавским досрочным выборам, приходятся и главные события в молдавско-румынских отношениях, в частности, подписание между странами Договора о границе, который был предметом безуспешных переговоров между Кишиневом и Бухарестом еще с 1995 года. Впрочем, катализатором решения данного вопроса послужило вмешательство внешнего фактора. 12 октября Бухарест посетила с официальным визитом канцлер Германии Ангела Меркель, которая недвусмысленно указала Бухаресту на необходимость подписания договора о границе с Молдавией. В результате уже 8 ноября премьер-министр РМ Владимир Филат и глава МИД Румынии Теодор Баконски подписали Договор о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи в приграничных вопросах. Впрочем, сразу после подписания документа в Бухаресте заявили, что подписание договора о границе не означает признания этой границы, однако под давлением Франции, пригрозившей закрыть для Румынии путь в Шенген, Бухарест заявил, что признает границу с Молдавией.

Это, впрочем, не помогло Румынии приблизиться к вожделенной цели вступления в Шенген весной 2011 года, поскольку, помимо "пограничной проблемы" с Молдавией и политики Бухареста по массовому предоставлению румынского гражданства ее жителям, на пути присоединения к Шенгенскому пространству стали нерешенные проблемы в области юстиции, коррупции и борьбы с организованной преступностью, вследствие чего ряд европейских стран, в частности, Франция и Германия, настояли на том, чтобы отложить вступление Румынии и соседней Болгарии в Шенген на неопределенный срок.

Молдавия

"Гагаузские инициативы" по федерализации Молдавии и повышению статуса русского языка

4 февраля 2010 года руководство Гагаузской автономии направило на имя и.о. президента Михая Гимпу предложения по изменению конституции Молдавии, предусматривающие придание русскому языку статуса официального и закрепление за Гагаузией права на самоопределение в случае утраты Молдавией независимости. Конституционные поправки и дополнения, подготовленные гагаузскими властями, также предусматривали исключение положения о том, что парламент Республики Молдова является единственным законодательным органом государства и дополнение о том, что Народное собрание Гагаузии является представительным и законодательным органом Гагаузской автономии. Документооборот между центральными органами власти государства и Гагаузией, согласно предложенным изменениям, должен осуществляться на молдавском и русском языках. Руководство автономии предложило также изменить механизм формирования молдавского парламента, и 5 из 101 депутата избирать по одномандатным округам на территории Гагаузии. Президента страны было предложено избирать на основе всенародного прямого избирательного права. В письме к Михаю Гимпу башкан Гагаузии Михаил Формузал также заявил, что "если рассматривать изменения конституции Молдавии с точки зрения задачи объединения страны, то в новом Основном законе следует заложить будущее государственное устройство страны, как федеративного государства, состоящего из трех субъектов: Молдавия, Гагаузия и Приднестровье". 6 февраля в Гагаузии прошел учредительный съезд общественного объединения "Новая Гагаузия", председателем которого был избран мэр Комрата Николай Дудогло, исполнительным секретарём - спикер Народного собрания Гагаузии Анна Харламенко. Декларация "Новой Гагаузии" так же провозгласила своими целями предложения, направленные ранее гагаузскими властями на имя и.о. президента Молдавии.

"Гагаузские инициативы" по реформе конституции Молдавии были полностью проигнорированы Кишиневом. 24 марта башкан Гагаузии Михаил Формузал покинул итоговое заседание Комиссии по изменению конституции Молдавии в знак протеста против игнорирования членами комиссии мнения Гагаузии и ущемления прав автономии, заявив, что гагаузы не захотят принимать участие в конституционном референдуме. В свою очередь и.о. президента и спикер парламента Молдавии Михай Гимпу заявил, что если жители Гагаузии не захотят участвовать в референдуме по принятию новой конституции Молдавии, "пусть не голосуют". Гимпу также заявил, что Гагаузия является таким же субъектом территориально-административного деления, как и любой другой район Молдавии. 16 июля Народное собрание Гагаузии большинством голосов приняло обращение к избирателям автономии с призывом бойкотировать назначенный на 5 сентября конституционный референдум в Молдавии по возврату к всенародной процедуре выборов президента. Свою позицию авторы документа аргументировали тем, что молдавские власти не рассмотрели и не учли ни одну из "гагаузских инициатив" по реформе конституции Молдавии.

Отказ Гимпу от участия в Параде победы и указ о "дне советской оккупации"

Бурная деятельность и.о. президента и спикера парламента Молдавии Михая Гимпу, в частности, его антироссийские демарши и неоднократные попытки проведения ревизии итогов Второй мировой войны, стала в 2010 году испытанием не только для молдавско-российских отношений, но и для единства правящего в республике Альянса за европейскую интеграцию, а также для отношений по линии Кишинев-Комрат. Накануне 9 мая Гимпу выступил с заявлением, в котором объявил Молдавию проигравшей стороной во Второй мировой войне, и в этой связи сообщил о своем отказе от участия в московском параде в честь 65-летия Победы. Данное решение временного главы государства с той или иной степенью убедительности и искренности осудили все партнеры либералов по Альянсу за европейскую интеграцию, однако даже совместными усилиями они так и не смогли убедить Гимпу отказаться от своего решения. Уже через несколько дней Россия отреагировала на демарш Гимпу возобновлением неофициального эмбарго на молдавскую винодельческую и сельскохозяйственную продукцию, в которой тут же обнаружились вредные для здоровья человека вещества.

Во второй раз прибегать к помощи главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко Москве пришлось в конце июня, когда все тот же Гимпу подписал указ, объявляющий день освобождения Бессарабии от румынской оккупации - 28 июня 1940 года - "днем советской оккупации". В том же указе и.о. главы Молдавии в очередной раз потребовал немедленного и безоговорочного вывода российских войск из Приднестровья. Указ Гимпу вызвал резкую реакцию в Гагаузской автономии, руководство которой не только демонстративно проигнорировало его, но и со своей стороны объявило 28 июня на территории автономии Днем освобождения от румынской оккупации, проведя по этому поводу ряд мероприятий. Отказался подчиняться указу Гимпу и второй по величине город в Молдавии Бельцы, населенный преимущественно русскоязычными жителями. В итоге "день советской оккупации" отмечался только в Кишиневе, где мэром является заместитель Гимпу по Либеральной партии Дорин Киртоакэ. Что касается партнеров Гимпу по Альянсу за европейскую интеграцию, то суть их претензий свелась к тому, что и.о. президента принял свой указ, не проконсультировавшись с ними. При этом лидер Либерально-демократической партии и премьер-министр Молдавии Влад Филат, исходя из его публичных выступлений, изложенную в указе Гимпу позицию полностью разделяет, а в части, касающейся вывода российских войск из ПМР, позиции и.о. президента и правительства Молдавии совпадают официально. 12 июля Конституционный суд Молдавии, нашедший в указе Михая Гимпу процедурные нарушения, признал его неконституционным и аннулировал. Это, однако, не помешало Михаю Гимпу, подводя итоги года, назвать указ о "дне советской оккупации" своим главным достижением за этот период.

Провал конституционного референдума

5 сентября в Молдавии по инициативе правящего Альянса за европейскую интеграцию прошел конституционный референдум о возврате к всенародной процедуре избрания президента для преодоления политического кризиса, связанного с хронической неспособностью уже двух составов парламента страны избрать президента. Партия коммунистов, некоторые непарламентские партии, а также ряд общественно-политических движений Гагаузии призвали к бойкоту плебисцита. В итоге на избирательные участки вышли 30,29% избирателей при пороге явки в 33,33%. При этом 87,83% избирателей, принявших участие в референдуме, поддержали идею возврата к всенародной процедуре избрания президента, в то время как 12,17% высказались против. Необходимо также отметить, что самая низкая явка избирателей была зафиксирована на юге - в Гагаузии (8,61%), болгарском Тараклийском районе (12,1%), и севере страны - в русскоязычном г. Бельцы (18,9%). 9 сентября Центральная избирательная комиссия официально признала референдум несостоявшимся из-за недостаточного уровня явки. Данное решение 23 сентября было подтверждено Конституционным судом Молдавии.

Отказ провести референдум о статусе русского языка

В середине 2010 года 20 общественных объединений национальных меньшинств Молдавии выступили с инициативой проведения референдума о придании русскому языку статуса второго государственного, который они предлагали провести одновременно с референдумом о возврате к всенародной процедуре избрания президента. За русским языком в Молдавии законодательно закреплен статус языка межнационального общения, однако на практике это положение не соблюдается, более того, вне зависимости от того, кто находится у власти, сфера применения русского языка в Бессарабии последовательно сужается. В то же время, согласно ряду исследований, в частности аналитическому отчету "Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности" (март 2009 года), осуществленному Исследовательской группой "Циркон", в Молдавии русский язык считают родным от 20% до трети населения, предпочитают общаться на нем более 40%, свободно владеют - более 70%, могут объясниться - более 90%, а понимают - более 95%. Согласно обнародованным 26 мая 2010 года данным наиболее авторитетного в Молдавии опроса "Барометр общественного мнения", более половины населения Бессарабии - 54,1% - выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают 38,8% опрошенных.

Вопрос о статусе русского языка не был внесен на провалившийся 5 сентября референдум. Уже через неделю инициативу поддержало общественное объединение "Новая Гагаузия". В конце сентября инициативная группа по проведению в Молдавии референдума о придании русскому языку статуса второго государственного подала в Центральную избирательную комиссию Молдавии документы для регистрации инициативной группы по сбору подписей для проведения плебисцита. 16 ноября Центральная избирательная комиссия Молдавии отказалась регистрировать инициативу группы граждан, представляющих ряд общественных организаций Молдавии и Гагаузии, о проведении референдума по вопросу о придании русскому языку статуса второго государственного, мотивировав свое решение тем, что у комиссии нет возможности рассмотреть данное обращение до избрания и начала работы нового состава парламента страны, а законодательство о проведении референдумов содержит противоречия, которые может разрешить только парламент.

Против проведения референдума о придании русскому языку статуса второго государственного выступили и.о. президента Молдавии, лидер либералов Михаил Гимпу, премьер-министр, лидер либерал-демократов Владимир Филат и Партия коммунистов Молдавии, которая обещала придать русскому языку статус государственного еще в ходе парламентской предвыборной кампании 2001 года. Более того, на встрече с избирателями в Гагаузии накануне досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, лидер ПКРМ Воронин однозначно высказался против повышения статуса русского языка до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может быть только один государственный язык - молдавский.

Досрочные выборы в парламент

28 ноября в Молдавии прошли уже третьи с 2009 года парламентские выборы (предыдущие состоялись соответственно 5 апреля и 29 июля 2009 года, и все это время парламенту страны не удается избрать президента). Последний состав парламента дважды - 23 октября и 7 декабря 2009 года - не смог избрать главу государства, голосования по кандидатуре которого были сорваны представителями Партии коммунистов Молдавии, обладавших на тот момент 48 из 101 места в парламенте. Для избрания президента необходимы голоса 61 депутата. После провала прошедшего 5 сентября конституционного референдума по вопросу о возврате к всенародной процедуре избрания главы государства и.о. президента Молдавии Михай Гимпу объявил о роспуске парламента и назначил на 28 ноября досрочные парламентские выборы.

По итогам выборов, Партия коммунистов получила 42 депутатских места, а партии, входящие в Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) - 59 мандатов, из которых 32 достались Либерально-демократической партии, 15 - Демократической партии, 12 - Либеральной партии. Партия коммунистов потребовала пересчета голосов, заявив, что это позволит выявить якобы "украденные" у нее "10% голосов". ЦИК Молдавии согласился на пересчет всех бюллетеней, который однако никак не повлиял на итоги голосования. 24 декабря Конституционный суд Молдавии утвердил окончательные итоги выборов в парламент.

Выборы башкана Гагаузии

В декабре в Гагаузии прошли выборы башкана (главы) автономии. По итогам прошедшего 12 декабря первого тура выборов, действующий башкан Михаил Формузал набрал 37,29% голосов, мэр Комрата Николай Дудогло - 31,89%, кандидат от Партии коммунистов Молдавии Ирина Влах заняла последнее, третье место, получив в свою поддержку 30,83% голосов. Таким образом, во второй тур выборов вышли Михаил Формузал и Николай Дудогло.

Перед вторым туром борьба конкурентов обострилась и приобрела откровенно скандальный характер. Оба кандидата пытались задействовать друг против друга фактор российской поддержки, и руководство России, как и в случае с формированием поствыборных коалиций в парламенте Молдавии, не осталось в стороне. Перед вторым туром выборов Михаил Формузал был награжден "Почетной грамотой президента Российской Федерации", что, по единодушному мнению молдавских экспертов, предопределило его победу. В свою очередь, пресс-служба Николая Дудогло распространила сообщение, в котором утверждала, что Дудогло получил личное благословение на победу на выборах от патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое на следующий день было опровергнуто Отделом внешних церковных связей Московского патриархата, а движение "Новая Гагаузия", лидером которого является Николай Дудогло, выступило с заявлением, в котором утверждало, что Почетная грамота президента России Дмитрия Медведева досталась Михаилу Формузалу за взятку в 20 тыс. евро, ящик коньяка и 3 ящика вина.

По итогам прошедшего 26 декабря второго тура выборов, утвержденным 28 декабря ЦИК Гагаузии, Михаил Формузал был переизбран башканом Гагаузии, обогнав своего конкурента Николая Дудогло всего на 1,4% голосов. Однако Дудогло и его сторонники не признали результатов выборов, считая их сфальсифицированными, потребовали повторного голосования и организовали акции протеста в Гагаузии. Апелляционная палата до сих пор не вынесла решения по результатам выборов.

Воссоздание Альянса за европейскую интеграцию

На протяжении всего декабря в Молдавии шли активные межпартийные консультации по созданию правящей коалиции. Коммунисты предложили Демпартии создать коалицию "За Молдову", а либерал-демократы и либералы настаивали на воссоздании Альянса за евроинтеграцию. Посредником в переговорах между Компартией и Демпартией выступил посетивший 5 декабря Кишинев глава администрации президента России Сергей Нарышкин.

Тем не менее, по итогам переговоров 30 декабря лидеры Либерально-демократической, Демократической и Либеральной партий Молдавии подписали соглашение о воссоздании Альянса за европейскую интеграцию, обладающего 59 мандатами в парламенте. Для преодоления политического кризиса и избрания президента АЕИ не хватает двух голосов. На прошедшем в тот же день заседании парламента лидер Демпартии Мариан Лупу был избран на пост председателя парламента, одновременно став и.о. президента страны. А уже в последний день года Лупу в качестве и.о. главы государства поручил лидеру Либерально-демократической партии Владимиру Филату сформировать правительство. В соответствии с договоренностями в рамках воссозданной демократической коалиции, впоследствии АЕИ выдвинет лидера Демпартии Мариана Лупу на пост президента, после чего освободившееся место спикера должен занять Михай Гимпу.

Приднестровье

Смена руководства в крупнейшей партии "Обновление"

10 июля в Тирасполе прошёл съезд приднестровской республиканской партии "Обновление", обладающей конституционным большинством во всех последних составах парламента ПМР, на котором со своего поста был смещен председатель партии, экс-спикер парламента Приднестровья Евгений Шевчук. Новым председателем партии был избран председатель Верховного совета ПМР Анатолий Каминский.

Данная отставка стала завершающим аккордом главного политического конфликта 2009 года между исполнительной и законодательной властями в Приднестровье относительно принятия новой конституции ПМР, по итогам которого была создана согласительная комиссия по выработке проекта новой конституции, продолжавшая свою работу в течение всего 2010 года (и так и не завершившая ее), а Евгений Шевчук подал в отставку с поста спикера Верховного совета ПМР.

Обращение за признанием в ООН

26 июля 2010 года Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики в качестве реакции и со ссылкой на обнародованный 22 июля вердикт Международного суда в Гааге, провозглашавший, что "международное законодательство не запрещает провозглашать независимость, и, таким образом, провозглашение независимости Косова не противоречит международному праву", обратился в ООН за признанием.

В заявлении МИД ПМР обращалось внимание на то, что "принятое высшей судебной инстанцией ООН решение на деле означает международную легитимизацию модели урегулирования, основанной на приоритете права народа на самоопределение, что является очевидным шагом на пути переформатирования устаревшего Хельсинкского механизма общеевропейского порядка в соответствии с требованиями XXI века". Тирасполь также напомнил ООН о проведенных в республике всенародных референдумах о самоопределении, включая референдум, проведенный 17 сентября 2006 года, на котором более 97% проголосовавших, высказались за независимость от Республики Молдова и последующее свободное присоединение к Российской Федерации. Реакции ООН на обращение ПМР до сих пор не последовало.

Прекращение гуманитарной помощи России

В июле Россия прекратила перечисление финансовой помощи Приднестровью из-за непрозрачности схем распределения гуманитарных средств. Так, на счет парламента ПМР не был перечислен очередной, третий ежеквартальный транш, предназначенный на выплаты пенсионерам. Одновременно в приднестровских СМИ появилась информация о готовящемся закрытии в российских банках корреспондентских счетов приднестровского "Газпромбанка", контролируемого сыном президента ПМР Игоря Смирнова Олегом Смирновым. "Газпромбанк" подозревают в совершении махинаций со средствами, поступавшими из России в качестве финансовой помощи. В МИД РФ сообщили, что президенту ПМР Игорю Смирнову ранее "ясно намекнули, что власти республики должны работать в интересах граждан, а не решать за счет финансовой помощи из России свои семейные дела", и после того как на протяжении многих месяцев из Тирасполя не поступало никакой реакции на настоятельные просьбы Москвы, у Приднестровья начались финансовые проблемы.

Возобновление гуманитарной помощи России Приднестровью на протяжении второй половины года оставалось предметом обсуждения в ходе регулярных визитов лидера партии "Обновление" Анатолия Каминского в Москву, однако окончательного решения на этот счет пока не достигнуто. В ходе встреч в Москве российским представителям были переданы полные отчеты о реализации всех гуманитарных программ, постановления Верховного совета и информация о контрольных мероприятиях, проведенных по линии парламента и Счетной палаты ПМР. "Мы договорились о том, что будет назначена дополнительная проверка - либо аудиторская, либо совместная - Счетной палаты РФ и Счетной палаты ПМР. Они еще раз проанализируют систему распределения средств гуманитарной помощи", - заявил по итогам одной из встреч Анатолий Каминский.

Гуманитарный проект правительства Российской Федерации по оказанию финансовой помощи социально-незащищённым категориям граждан Приднестровья в виде ежемесячных прибавок к пенсиям и других денежных выплат осуществлялся с конца 2007 года. Всего за 2008-2009 гг. Приднестровье получило более $55,5 миллионов.

Стоит отметить, что прекращение гуманитарной помощи, совпавшее по времени с обращением ПМР за признанием в ООН, рядом наблюдателей в Москве и Кишиневе было однозначно расценено, как попытка оказания давления на Тирасполь Москвой, не отказывающейся от стремления урегулировать молдавско-приднестровский конфликт на основе "территориальной целостности" Молдавии.

Выборы в Верховный совет ПМР

12 декабря в Приднестровье прошли выборы в Верховный совет, по итогам которых конституционное большинство, как и в парламенте предыдущего созыва, осталось за партией "Обновление". Кроме того, депутатами ВС впервые стали глава Компартии Приднестровья Олег Хоржан и лидер партии "Прорыв" Дмитрий Соин.

На первом заседании приднестровского парламента нового созыва 29 декабря председателем Верховного совета был избран лидер партии "Обновление", экс-спикер Анатолий Каминский.

Дело Варданяна

7 апреля Министерство госбезопасности Приднестровья арестовало журналиста Эрнеста Варданяна, которому было предъявлено обвинение в государственной измене. Арест Варданяна осудили различные международные журналистские и правозащитные организации, потребовав от властей Приднестровья освободить журналиста, однако эти требования и призывы остались безрезультатными. 11 мая в эфире государственного телевидения ПМР было показано видео с признанием арестованного в сотрудничестве со Службой информации и безопасности (СИБ) Молдавии. В своём заявлении Варданян сообщает, что был завербован молдавскими спецслужбами в мае 2001 года, будучи студентом 4-го курса кишиневского университета. По его словам, с 2009 года по заданию СИБ он должен был работать не только против Приднестровья, но и против других государств, в первую очередь, России.

16 декабря Верховный суд ПМР приговорил Эрнеста Варданяна к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима за шпионаж в пользу Молдавии. В Кишиневе осудили данный приговор, заявив, что данные действия Тирасполя направлены "против безопасности граждан и государства Республики Молдова, а также на подрыв мер укрепления доверия между обоими берегами Днестра". На следующий день после вынесения приговора сам Варданян обратился к президенту Приднестровской Молдавской Республики Игорю Смирнову с прошением о помиловании, заявив, что "глубоко раскаивается в содеянном, в ущербе, который он нанес приднестровскому народу".

Румыния

Размещение на территории Румынии ПРО США

4 февраля 2010 года на заседании Высшего совета по обороне Румынии было принято решение о согласии Бухареста разместить на румынской территории элементы американской системы ПРО. 9 февраля МИД Румынии сообщил, что американская система противоракетной обороны в Европе будет развернута в четыре этапа. На территории Румынии предполагается размещение ракет-перехватчиков SM-3 типа Block 1B, которые смогут функционировать к 2015 году. По утверждению румынских официальных представителей, новая система ПРО сможет гарантировать защиту всей территории Румынии от вероятных атак ракет малого и среднего радиуса действия. Президент Румынии Траян Бэсеску при этом заявил, что "новая система не направлена против России".

В свою очередь МИД России потребовал объяснений по поводу решения разместить ПРО США в Румынии, которых не дождался до сих пор. 15 февраля президент Приднестровья Игорь Смирнов заявил, что официальный Тирасполь не станет возражать, если Россия в качестве ответа на появление элементов ПРО США в Румынии решит разместить на территории Приднестровья крылатые ракеты "Искандер". Руководство РФ предложение президента ПМР проигнорировало, 19 февраля официальный представитель МИД РФ отказался комментировать заявление Смирнова и предложил "обратиться за комментариями к самому господину Смирнову". Со своей стороны официальный Кишинев заявил, что "исключает размещение иностранных ракет" на территории ПМР и призвал Москву обсуждать вопрос "в рамках двустороннего диалога", а 22 февраля правительство Молдавии заявило, что ПРО США в Румынии позволяет увеличить обороноспособность Европы и, в частности, государств региона.

В течение года в Бухаресте состоялись три раунда двусторонних переговоров по вопросу участия Румынии в американской системе ПРО. По итогам последних консультаций, прошедших в сентябре, государственный секретарь по европейским делам Министерства иностранных дел Румынии Богдан Ауреску заявил, что диалог Бухареста с Вашингтоном по этому вопросу развивается "в очень хорошем ритме". "Достигнут значительный прогресс, как с точки зрения правовой базы, так и касаемо деятельности технической рабочей группы по определению наиболее подходящих мест для размещения американских перехватчиков", - заявил румынский представитель.

Депортация румынских цыган из Франции

19 августа Франция начала массовую депортацию в Румынию цыган, проживавших в незаконных поселениях в пригородах французских городов. Эти действия последовали после объявления в конце июля президентом Франции Николя Саркози новых мер безопасности. Руководство МВД Франции объявило о намерении ликвидировать в ближайшие месяцы около 300 незаконных поселений цыган, большинство обитателей которых приехали из Румынии и Болгарии.

В свою очередь власти Румынии заявили протест в связи с действиями французских властей, нарушающими право румынских граждан на передвижение, и призвали Францию и ЕС в целом решать проблему цыган исходя из общеевропейских подходов. Парламент Румынии принял заявление, в котором осудил Францию за нарушение прав румынских граждан цыганского происхождения, обвинив Париж в дискриминации по этническому принципу. Румынские парламентарии также призвали президента Румынии Траяна Бэсеску предпринять все необходимые политические, дипломатические и административные меры для защиты основных прав граждан Румынии, являющихся таким образом и европейскими гражданами.

Глава румынского государства провел ряд встреч с президентом Франции Николя Саркози, потребовав от него "попытаться остановить процесс высылки цыган". В то же время по итогам очередной встречи с Саркози Бэсеску заявил, что "ответные действия президента были не совсем ясны", пообещав, что продолжит обсуждение этой проблемы, как с французским коллегой, так и на уровне ЕС.

ООН отказала венграм Румынии в автономии

После того как Международный суд в Гааге признал правомерность провозглашения независимости Косова, вице-председатель Европейского парламента (ЕП) Ласло Токеш, выступая 22 июля на заседании Координационного форума венгров Трансильвании в румынском городе Бэиле Тушнад, заявил, что венгерское население Cекуйского края Румынии должно добиться автономии, как Косово добилось независимости. Токеш отметил, что если население венгероязычного секуйского региона хочет автономии, то ему необходимо проявлять в этом больше настойчивости. Его заявление о том, что румынские венгры должны выходить с требованиями автономии на улицы, как это происходило в испанской Каталонии, было встречено продолжительными аплодисментами. Вице-председатель ЕП в своём выступлении заявил также о важности совместных действий венгерских лидеров, о необходимости сохранения среди них единства и солидарности.

Данное заявление вызвало негативную реакцию со стороны румынских политиков. Депутат Европейского парламента от Либерально-демократической партии Румынии Кристиан Преда заявил, что Трансильвания - это не Косово, разница между ними очевидна, поэтому такое сравнение и подстрекательство местного населения выходить на улицу с требованием признания автономии, является недопустимым. Заявления Токеша не остались без внимания и со стороны премьер-министра Румынии Эмиля Бока, который также негативно отнёсся к сравнению Косово с Трансильванией. "В Румынии есть конституция, которую необходимо соблюдать, а не обсуждать", - заявил Бок.

Впоследствии Токеш признался, что удивлён озабоченностью румынских политиков, резко отреагировавших на его высказывания в пользу предоставления венгерскому населению Трансильвании статуса автономии. "Жаль, что спустя 20 лет после падения режима Чаушеску всё ещё может возникать такая враждебная и национал-шовинистическая атмосфера", - отметил политик. По его словам, враждебные высказывания румынских политиков - противников венгерской автономии - направлены не против него лично, а против коллективных демократических прав венгерского меньшинства Румынии. Ласло Токеш в очередной раз призвал венгерские политические организации к тесному сотрудничеству, и отметил, что "только объединив силы, можно будет добиться автономии Секуйского края".

9 и 10 августа в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации был представлен доклад Румынии о положении национальных меньшинств в этой стране. В то же время, три общественные организации, представляющие интересы венгерского сообщества Румынии направили в ООН свой собственный доклад, озаглавленный "Дискриминация венгров в Румынии", в котором, в отличие от официального документа, приводится информация об ущемлении прав венгерского меньшинства. Авторы альтернативного доклада указали на то, что венгерское население часто сталкивается с ограничением прав на использование родного языка в судебной системе, и что государственные документы не переводятся на венгерский язык. Кроме того, развитие инфраструктуры в регионах проживания венгерского населения происходит очень медленно по сравнению с остальной территорией страны. "В Румынии венгры часто воспринимаются как граждане второго сорта", - говорится в докладе. Венгерские организации предложили в качестве решения проблемы признать населённый преимущественно венграми Секуйский край отдельной территориально-административной единицей, со своей символикой, региональным статусом венгерского языка и собственными законодательным и исполнительным органами.

Тем не менее, рассмотрев альтернативный доклад, ООН не поддержала идею предоставления румынским венграм территориальной автономии, но вместе с тем рекомендовала Румынии принять законопроект о статусе национальных меньшинств. По вопросу о создании в Румынии венгерской автономии, на чём настаивали в своём докладе венгерские неправительственные организации, Комитет напомнил, что Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации, к которой Бухарест присоединился 15 сентября 1970 года, не гарантирует коллективные права какого-либо сообщества, а только индивидуальные.

В октябре глава Национального совета венгров Трансильвании, вице-председатель Европарламента Ласло Токеш заявил о намерении создать в Румынии новую венгерскую партию, которая будет бороться за создание на территории ряда уездов Румынии венгерской автономии. По мнению Токеша, ныне существующие венгерские партии не удовлетворяют запросам сторонников венгерской автономии. Европарламентарий также заявил, что для решения проблемы венгерского сообщества Румыния нуждается в переменах в общественно-политической жизни. В свою очередь исполнительный секретарь Демократического союза венгров Румынии Келемен Хунор выразил мнение, что данное решение Токеша является ошибкой. По его словам, венгры Румынии нуждаются в политическом единстве, а не в дальнейшем раздроблении.

В ноябре стало известно о том, что специальная румынская прокуратура начала уголовное преследование вице-председателя Европарламента Ласло Токеша. По словам самого Токеша, поводом к началу следственных действий против него послужил донос в прокуратуру руководителя областной клужской организации Социал-демократической партии Румынии Мирчи Иори. В доносе содержалось утверждение, что, выступая в Бэиле Тушнад, вице-председатель Европейского парламента "призывал секуев уличными выступлениями требовать автономии". Токеш обратился в прокуратуру с письмом с требованием разъяснения. В ответ он получил извещение, что 27 июля сего года прокуратура действительно открыла против него дело сразу по нескольким статьям румынского уголовного кодекса: ст. 155, 166 и 167. По отдельным пунктам следуют обвинения в "государственной измене" и "антиконституционной деятельности". Вице-председатель Европарламента считает, что расследование его деятельности противоречит статьям румынской конституции, провозглашающей политический плюрализм, свободу собраний и объединений. Токеш вспомнил, что на том его выступлении присутствовали президент Румынии и премьер-министр Венгрии. Поведение деятеля Румынской социал-демократической партии, по мнению Токеша, попирает честь и достоинство, противоречит человеческой порядочности и топчет память румынской революции.

Необходимо отметить, что в 2010 году новое правительство Венгрии активизировало работу с диаспорой, и главные усилия Будапешта были направлены именно на поддержку венгерского меньшинства в румынской Трансильвании. Венгрия приняла вступивший в силу 1 января 2011 года новый закон в области предоставления второго венгерского гражданства представителям диаспоры, наделяющий их, помимо прочего, равными с жителями Венгрии избирательными правами. 18 ноября в венгерском парламенте состоялось открытое заседание специальной парламентской комиссии по иностранным делам, посвященное обсуждению проблем венгерских национальных меньшинств, на котором государственный секретарь по иностранным делам Венгрии Жолт Немет заявил о необходимости автономий для венгров Трансильвании, Словакии, Сербии и Украины. 24 ноября Министерство иностранных дел и Министерство административного управления и юстиции Венгрии и Национальный совет венгров Трансильвании подписали соглашение об открытии с 1 января 2011 года в Трансильвании сети "Трансильванских центров демократии", целью которых заявлена помощь трансильванским венграм, гражданам Румынии, приобретать второе венгерское гражданство. Ослабленный кризисом Бухарест оказался не готов к этому вызову. На его сдержанную реакцию повлияло также то обстоятельство, что политика Будапешта по предоставлению второго венгерского гражданства в Трансильвании ничем не отличается от аналогичной практики Румынии в Молдавии и на Украине. Иными словами, Бухаресту попросту "нечем крыть".

Политический и экономический кризис

Весь 2010 год в Румынии прошел под знаком экономического и политического кризиса. Тяжелая экономическая ситуация в стране заставила правительство Румынии весной 2010 года пойти на крайне жесткие меры в рамках антикризисной политики "затягивания поясов". В результате правительство приняло решение о снижении пенсий на 15%, а зарплат бюджетников - на 25%. 25 июня Конституционный суд Румынии вынес решение о том, что ряд положений из пакета антикризисных законодательных инициатив правительства противоречат Основному закону. В частности, антиконституционным было признано решение правительства по снижению пенсий на 15%. Вместе с тем, суд признал законными меры по снижению зарплат бюджетникам на 25%, а также перерасчёт специальных пенсий, за исключением работников судебной власти. После этого румынское правительство приняло еще ряд антикризисных мер, в частности повысив НДС и начав масштабные сокращения в бюджетной сфере.

Данные действия властей вызвали жесткую реакцию оппозиции и профсоюзов, которые, начиная с мая, проводили регулярные массовые акции протеста во всех населенных пунктах страны. Оппозиционные Социал-демократическая и Национал-либеральная партии также 6 раз пытались вынести вотум недоверия правительству в парламенте, однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Тем не менее, непопулярность антикризисных мер, которые проводит правительство, "обвалила" рейтинг как президента Траяна Бэсеску, так и пропрезидентской Либерально-демократической партии. Так по социологическим опросам в конце года, рейтинг президента Румынии Траяна Бэсеску достиг минимальной за последние годы отметки в 20%, в то время как лидеру социал-демократов Виктору Понте доверяют 24% румын, а лидеру национал-либералов Крину Антонеску - 21%. Из партий лидером общественных симпатий является Социал-демократическая партия, которой доверяет 33% граждан. За ней следуют Либерально-демократическая партия (25%), Национал-либеральная партия (24%), Демократический союз венгров Румынии (6%).

Сергей Колеров, Евгений Шоларь - Западная редакция ИА REGNUM.